Найти тему
Аутизм. «Моя Планета»

Что такое Floortime?

Материал Натальи Топурия

Как можно понять из названия (floor в переводе с английского — пол, а time — время), эта методика предполагает такой вид вмешательства, при котором, в процессе игры (часто на полу), между родителем и ребенком устанавливаются отношения, способствующие его развитию.

Некоторые путают DIR и FLOORTIME. На самом деле методика floortime — это ключевой компонент комплексной программы помощи детям с расстройствами развития, основанной на терапевтическом подходе, именуемом DIR.

Эта система была разработана еще в 1979 году профессором Стенли Гриспеном и на сегодняшний день успешно применяется в работе как с детьми раннего возраста, так и с подростками.

Основная цель методики FLOORTIME — сформировать эмоционально значимое взаимодействие с окружающими, установить теплые отношения с близкими людьми, наладить общение и развить абстрактное мышление и эмпатию. В ходе реализации этой программы взрослые (родители и специалисты) вовлекают ребенка в деятельность, которая для него предпочтительна и следуют за его интересами, ставя при этом перед ним определенные задачи.

Floortime не противоречит принципам прикладного анализа поведения и может применяться в сочетании с ним. Основная мишень DIR — развитие функциональных способностей эмоционального развития ребенка, в то время как ПАП большое внимание уделяет работе с поведением и его функциональным изменением.

В методике Floortime выделяют 9 ключевых вех эмоционального и интеллектуального развития.

1. Саморегуляция и интерес к миру,
2. Контакт и общение,
3. Двухсторонняя преднамеренная коммуникация,
4. Совместное решение социальных задач,
5. Формирование символов, использование символов и слов,
6. Логическое и эмоциональное мышление,
7. Многопричинное и трехстороннее мышление,
8. Дифференцированное эмоциональное мышление,
9. Рефлексивное мышление и формирование внутренних стандартов.

Каждый из этих этапов предполагает постепенное углубление и усложнение взаимодействий с окружающими. Неважно в каком возрасте ребенок смог продвинуться и подняться на следующую ступень, важно насколько хорошо он усвоил предыдущие навыки и готов ли к освоению новых.

Очень большое значение в реализации методики floortime имеет роль родителей. Программа в обязательном порядке включает их обучение. Применение принципов Floortime в повседневной жизни в значительной мере способствует продвижению ребенка по вехам развития. Сама программа предполагает несколько двадцати минутных сессий в течение одного дня, что доступно взрослым, осуществляющим постоянную заботу о ребенке.

DIR/Floortime — это программа развития с научно доказанной эффективностью. В 1997, 2003 и 2005 годах самим доктором Гринспен были проведены исследования, которые указывали на эффективность метода. В 2007 году группа независимых исследователей повторила экспериментальное исследование и подтвердила пользу этого подхода. Два других исследования в 2011 году — одно из них провели в Таиланде, другое в Канаде — так же показали, что применение Floortime значительно улучшает эмоциональное развитие и уменьшает основные симптомы аутизма.

Начиная с 2011 года, были опубликованы многочисленные рандомизированные контролируемые исследования, в которых выявлены статистически значимые улучшения у детей с аутизмом при использовании Floortime.

На сегодняшний день вмешательство DIR/Floortime включено в клинические рекомендации «Расстройство аутистического спектра», утвержденные Минздравом РФ, как рекомендованное и эффективное.

#натальятопурия #аватерапия #аваобучение #детскийаутизм #аутизмнеприговор #рас #инклюзивныйцентр #мояпланета