Ежегодно во второе воскресенье марта в России отмечается День работников геодезии и картографии. Накануне мы поговорили с преподавателями института наук о Земле НИУ «БелГУ», которые имеют к этому празднику самое непосредственное отношение
Вместо предисловия
Институт наук о Земле — самый молодой в структуре Белгородского госуниверситета. Он был учреждён в 2018 году на основе факультета горного дела и природопользования. В составе института пять научных подразделений, 13 лабораторий и три кафедры. К нему относятся расположенная на символической глубине «-146 метров» тематическая аудитория «Шахта» и Минералогический музей, который носит имя декана геолого-географического факультета, профессора Александра Николаевича Петина, внёсшего большой вклад в развитие будущего ИНоЗ.
Сегодня в институте, который выпускает высококлассных специалистов в областях от почвоведения и горного дела до урбоэкологии и ГИС-технологий, бесценные знания и опыт студентам передают 62 преподавателя-профессионала. В их числе и одна из наших собеседниц – доцент кафедры географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности Екатерина Дроздова.
«Кабинетных» у нас нет
— Екатерина Артуровна, что именно изучают студенты на кафедре географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности?
— Мы готовим специалистов по двум направлениям подготовки: картография и геоинформатика.
Картография появилась в мире раньше геоинформатики и считается «классической» разновидностью географии. Геоинформатика же использует современные информационные технологии, например, базы данных и спутниковые снимки.
— А чем тогда эти науки отличаются от топографии?
— Топография – это наука о расположении объектов на местности.
Топографы занимаются топографическими картами. А ведь бывают ещё карты тематические, на которых, например, изображены залежи полезных ресурсов. Получается, что картография как понятие – шире. Мы и топографию изучаем.
— Вы упоминали геоинформатику. Существует ли «кабинетная география», когда учёный работает только с готовыми данными и не выбирается «в поле»?
— Одно могу сказать точно: наш институт таких не выпускает. У нас практикоориентированное обучение, причём с первых дней учёбы. Задание найдётся для каждого: кто-то занимается топографическими планами, кто-то — геодезией, кто-то занят в проектах и на предприятиях.
— А какие проекты реализует институт наук о Земле?
— В «БелГУ» реализуется программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в рамках которой наш институт реализует три проекта по направлению «Природообустройство и биотехнологии». Мы занимаемся созданием карбонового полигона на территории НОЦ «Ботанический сад НИУ «БелГУ»; развитием центра прикладных исследований и геотехнологий, а также управлением процессом воспроизводства экосистем в агроландшафтах.
Студенты занимаются и стартап-проектированием, например, в рамках программы «УМНИК», которая проводится как на федеральном уровне, так и на университетском.
— Что бы вы пожелали коллегам в профессиональный праздник?
— Я хочу пожелать коллегам творческих успехов, вдохновения и неутомимой жажды к изучению нашей большой и малой Родины.
Разбирают уже на старших курсах
О том, зачем географу — правоведение, рассказывает доцент кафедры природопользования и земельного кадастра Анастасия Нарожняя.
— Анастасия Григорьевна, расскажите, чем занимается ваша кафедра.
— Наша кафедра готовит специалистов по трём направлениям: «Ландшафтная архитектура», «Экология природопользования», «Землеустройство и кадастры».
— Я слышал, что на вашей кафедре, да и во всём институте наук о Земле, форсированно изучают не только географию, но и правоведение.
— Это правда. У нас очень много нормативного права в программе, особенно при изучении дисциплин, связанных с государственной регистрацией земли и недвижимости. Да и экология с геологией подчиняются нормативному регулированию.
У нас очень сильная правовая подготовка. Студенты-географы, получающие второе высшее, в юридическом институте нарасхват. Быть студентом института наук о Земле очень и очень перспективно: многих «разбирают» предприятия ещё на этапе старших курсов бакалавриата.
— Одна из дисциплин на кафедре природопользования и земельного кадастра называется «Цифровое сельское хозяйство». Как это — сельское хозяйство, и вдруг — цифровое?
— В нашей стране принята программа по цифровизации экономики в общем и её секторов в частности. В рамках НОЦ «Инновационные решения в АПК» была введена и вот такая дисциплина.
На занятиях по ней изучается использование цифровых технологий в системах точного земледелия, специальное машинное оборудование, микроклиматические и ландшафтные условия региона.
— Что бы вы хотели пожелать коллегам в профессиональный праздник?
— Перспективной работы, скорейшего внедрения новых технологий и хорошего настроения!
Спуск с покорённых вершин
Вместо вишенки на праздничном торте — эпизод из студенческих будней ребят, обучающихся по направлению «Прикладная геология», которым с нами поделилась председатель студенческого профбюро ИНоЗ и старший тьютор Ксения Дёмина.
— Одна из наших летних практик по геологии проходила в Крыму. Как-то раз нам пришлось подниматься на гору Беш-Кош. Этот день я запомню на всю жизнь.
Погода там меняется мгновенно. Когда мы были у подножия, светило солнышко, но уже на середине пути пошёл ливень. Промокли все, даже те, у кого были дождевики.
— А как же тогда вы добирались назад? По канатной дороге?
— На своих двоих. В настоящих экспедициях канатные дороги не водятся.
Нам предстояло спускаться вниз по сырому грунту. Многим из нас терять было уже нечего: запачканные однокурсники буквально скатывались вниз.
Затем мы собрали не поддающиеся восстановлению кроссовки и простились с ними. А на следующий день с новыми силами продолжили практику.
— Что бы хотели пожелать своим коллегам и одногруппникам?
— Плодотворной работы, крепкого здоровья и хорошего настроения!
Беседовал Даниил Говоров