Я пришел к этому не сразу. А спустя 5 лет активной бизнес-практики и проведения сотни-другой диагностик компаний.
Основные выводы по финансовому состоянию компании можно сделать, глядя в ее финансовую отчетность и фин модель.
А вот основные выводы по системе управления, и тому, все ли на своих местах, можно сделать только глядя на правильно нарисованную организованную структуру.
Так и происходит, обычно я прямо на встрече могу нарисовать организационную структуру по своему шаблону, после чего увидеть слабые места управления в компании.
Самые частые ошибки:
1. Отсутствие, как это ни странно, явно выраженного лидера компании. Встречается там, где 2 и более бизес-партнера.
2. Многие справляются с отображением разделения по вертикалям. Но единицы могут нарисовать разделение по горизонтали. Так называемые грейды, или уровни должностей.
А грейды ничуть не менее важны, чем разделение ответственности по функциям.
Итак, сегодня мы говорим про стандартную организационную структуру и об уровнях сотрудников в компании.
Начнем снизу.
Уровень 1 ➡️ Специалисты
Специалист - это тот кто является неотъемлемой частью бизнес-процесса. Примеры: грузчик, бухгалтер, программист. Если они не выйдут на работу, то процесс встанет, так как именно они двигают его вперед.
Уровень 2 ➡️ Менеджеры
Не путать с менеджерами по продажам или клиентскому обслуживанию. Данные должности, хоть и содержат в названии слово "менеджер" но по сути отражают деятельность специалистов. Если менеджеры по продажам не выйдут на работу, продаж не случится.
Менеджер - уже стоит НАД процессом. У него появляется свой набор KPI, за который он несет ответственность. Работа уровня менеджера - не двигать веретено вперед, а постоянно думать и внедрять изменения в процесс вращения веретена с целью улучшения набора KPI. 1 менеджер может отвечать за несколько процессов.
Очень важно понять разницу между этими двумя уровнями. Регулярно встречаю ошибку:
Руководитель требует от специалиста, чтобы он был и спецом, и менеджером. Чтобы он и процесс делал хорошо, и голову включал внося рац предложения по улучшению процесса. Это утопия. Специалист пришел в компанию, чтобы обслуживать бизнес-процесс, а не менять его. Он не заинтересован его менять по определению. Ведь эффективный бизнес-процесс - автоматизирован. И там нет специалиста.
Уровень 3 ➡️ Директоры
Директор - это тот же самый менеджер, но его KPI состоят из KPI других менеджеров. Пример: KPI коммерческого директора - выручка и рост доли рынка. KPI РОПа - продажи в его сегменте.
Директор уже не взаимодействует напрямую со специалистами. У него для этого есть менеджеры.
Уровень 4 ➡️ Ключевой. Генеральный директор
На этом уровне всегда 1 сотрудник. 1. Один. Адын. Нет, 2 нельзя. Нет, 3 - плохо. Только 1.
Иначе у пирамиды нет вершины❗️
Генеральный директор (и тут сейчас в меня полетят помидоры) имеет полное право не быть экспертом в направлении бизнеса, которым он руководит. Ему это не нужно. Экспертом во всем все равно быть невозможно. А вся специфика бизнеса должна жить на нижних уровнях.
Хороший эксперт - это узкий эксперт.
Поэтому, у генерального директора всего 3 KPI. Выручка, прибыль, норма затрат и доля рынка.
❗️Но это не значит, что ему нечем заняться. Именно он и именно на этом уровне должен нести много того, что не будет нести никто кроме него. А именно:
- Стратегическое планирование и управление.
- PR и GR (Public Relations и Government Relations)
- Наблюдение за динамикой рынка и конкурентами
- Долги и дивиденды акционеров
- Команда и верхнеуровневый HR
- Безопасность и устойчивость бизнеса
- Бренд, репутация
Уровень 5 ➡️ Собственники, акционеры, совладельцы.
На этом уровне расположились те, которым по барабану как называется компания и чем она занимается.
Для собственника, как для инвестора важно всего 2 показателя:
1. Размер дивидендов, получаемый им в единицу времени.
2. Стоимость его актива. То есть капитализация компании. Важно, чтобы она росла заданными темпами.
ВСЕ
P.S. Уровней должностей в компании может быть и больше, но все они являются производными от тех, что я описал выше. Могут быть начальники смен (старшие или ведущие специалисты) могут быть младшие, старшие и средние менеджеры. Может быть несколько уровней директоров. Количество уровней зависит от численности персонала и масштаба компании.
🔴 В следующем посте я рассмотрю частое возражение клиентов относительно уровней должностей в компании.
🔹 И да пребудет с вами бизнес.
Записаться ко мне на БЕСПЛАТНУЮ диагностику вашего бизнеса - ссылка
🙋🏻♂️ Подписывайтесь, ставьте лайк❤️