Дерево познается по плодам, человек по своим поступкам, а творец – по его произведениям. Но иногда хочется задуматься: хорошо ли мы знаем самих авторов тех творений искусства, живописи, скульптуры или зодчества? Например, что мы знаем о Федоре Осиповиче Шехтеле, авторе более чем пятидесяти построек в Москве – от доходных домов и особняков до театров, галерей и даже здания Ярославского вокзала?
- Это будет непривычная для меня статья. В ней больше биографии, чем фотографий и рассказов об исторической архитектуре. Но мне кажется, без таких историй моя страница только проигрывает...
Шехтель родился 7 августа 1859 году в Петербурге, в семье поволжских немцев. И звали его Франц-Альберт, пока в 1915 году он не принял православие и не стал называться Федором Осиповичем.
Когда нашему герою исполнилось шесть лет, Шехтели переехали из Петербурга в Саратов, где Осип и его старший брат Франц (отец и дядька будущего зодчего) руководили крахмальным заводом, ткацкой фабрикой и театром. И, похоже, детское знакомство с театральной жизнью наложило на душу Франца-Альберта заметный отпечаток, что скажется в дальнейшем.
Через несколько лет после переезда отец и дядька умерли один за другим, в результате чего, а заодно и в следствие серьезных торговых неудач старших сыновей, семья осталась без средств к существованию, зато с кредитами. Вскоре имущество пошло с молотка за долги, и спустя какое-то время мать Шехтеля, оставив младших детей, в том числе и Франца, на воспитание, переехала в Москву и поступила на службу экономкой к Павлу Михайловичу Третьякову.
Будущий великий архитектор получил начальное образование на дому, у чужих людей, затем окончил гимназию, где неожиданно почувствовал страстью к рисованию.
В 1875 году Шехтель перебрался в Москву, к матери. Там, в доме Третьякова, ему посчастливилось познакомиться с многими людьми искусства, в том числе с архитектором Александром Степановичем Каминским, который был женат на сестре жены Павла Третьякова. Тот даже позвал юношу работать в своей студии, а затем сподвиг поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, в нем Шехтель не доучился – был отчислен за плохую посещаемость, так как многое из учебной программы пропустил, будучи вынужден ухаживать за тяжело заболевшей матерью.
Диплома молодой человек так и не получил. Однако приобретенные в училище знания и любовь к рисованию помогли ему работать в архитектурных мастерских Каминского, Чичагова и Константина Терского.
По правде сказать, в те первые годы своей самостоятельной жизни Федор Осипович строил довольно-таки мало. Больше работал он театральным художником – сказалось детство близ театра в Саратове. Создавал костюмы и декорации, рисовал афиши и программки. А также иллюстрировал различные книги, журналы, рисовал виньетки и таблички с адресами домов, обложки для нотных сборников и даже... меню торжественных обедов.
Еще будучи студентом Училища, Шехтель познакомился и тесно сдружился с Николаем Чеховым – родным братом Антона Павловича Чехова. И вместе со своим другом долгое время работал иконописцем, став автором многих монументальных росписей.
Всерьез архитектурой Шехтелю удалось начать заниматься лишь в восьмидесятых-девяностых годах девятнадцатого века. И каждое новое крупное его произведение становилось еще одной вехой в обретении авторской индивидуальности, и, чего уж там, вехой в развитии стилистики московского модерна как такового.
Список работ мастера можно найти в свободном доступе, и список этот будет велик! Здесь и особняк Рябушинского, и много построек, сделанных по заказам семейства Морозовых (об одном из них я расскажу отдельно), и перестройка здания МХТ в Камергерском переулке, и даже Московская городская дума на Площади Революции.
«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен – как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».
Из письма Федора Шехтеля Антону Чехову, 15 марта 1893 года
И, конечно, помимо творений, выполненных на заказ, Шехтель строил и для себя. Известно по крайней мере три московских особняка, бывших в разное время в его личном пользовании. Но рассказать сегодня я хочу об одном из них…
…О последнем собственном доме архитектора
Участок земли на Большой Садовой улице Шехтель приобрел еще в 1890-м году. Однако построить на нем особняк он решил только спустя девять лет, будучи к тому времени уже зрелым, известным на всю Москву архитектором.
Сегодня этот особняк стиснут с обеих сторон домами, в 1909-м же году ему было немножко просторнее.
Казалось бы, дом выполнен в очень простой манере, но если вглядеться – в нем есть чем всерьез полюбоваться! Ничего лишнего, и в то же время все на месте, все легко, изящно и прозрачно. И, возможно, в этом играет важную роль огромное окно просторного двухсветного холла, выходящее на улицу.
Мастер не только форм, но и объема, Шехтель умел творить необыкновенные вещи! Как всегда в модерне, все в этом доме шло изнутри наружу. Одноэтажный объем слева с проездной аркой и двухэтажная правая часть. По сути – это было два дома, смотревшиеся как одно единое целое.
А искусная лепнина и четыре полуколонны дорического ордера на фасаде – интересная отсылка к традиционному ампирному стилю усадеб девятнадцатого века. Который, как говорят, и послужил источником вдохновения при строительстве этого жилища (7 фото).
Изящными и изысканными были интерьеры дома. К сожалению, найти смог лишь пару старинных фотографий.
Во дворе дома архитектор устроил небольшой палисадник и выстроил флигель, в котором разместилась его мастерская.
Кстати, дом Шехтеля не только сам по себе являлся произведением искусства, но и был местом притяжения других творцов. Например, в нем часто гостил друг детей Федора Осиповича, Владимир Маяковский. Здесь они работали над сборником стихов «Я», иллюстрации к которому делал сын Шехтеля Лев.
Тем временем, за плечами мастера было уже около пятидесяти самостоятельных, полномасштабных работ. Его узнавали, любили и приглашали, предлагая новые заказы. Однако…
…Любое золотое время не вечно
Вскоре в стране произошла революция, а затем разверзлась гражданская война. Строительство в городе сошло на нет, и Федор Осипович Шехтель остался без любимой работы. И, хотя при этом он занимал многие ответственные посты, председательствовал в различных комиссиях и преподавал, это не помешало властям новорожденной республики национализировать его собственное жилище и выселить зодчего вместе со всей его семьей – супругой Натальей Тимофеевной и тремя детьми. К счастью, хотя бы дети были уже взрослые. Сын Лев – живописец и теоретик искусств, дочь Вера – художник-оформитель и дочь Екатерина – единственная домохозяйка, круглые сутки занятая ведением дома и присмотром за племянниками.
Знаменитый архитектор, во многом автор облика самой Москвы, долго мыкался по разным квартирам, пока собственная дочь, Вера Федоровна Тонкова-Шехтель не приютила его у себя в коммуналке на Малой Дмитровке, 25. Там мастер 7 июля 1926 году и скончался от рака желудка.
С 1930 года в особняке разместил свою мастерскую скульптор Иван Дмитриевич Шадр – автору скульптур «Ленин в гробу» и «Булыжник – оружие пролетариата».
В лихие девяностые никем не замеченный и чудом не приватизированный особняк облюбовали бомжи, гревшие свои уставшие тела возле костров из обломков уникальной мебели и обшивки стен.
Позднее историческое здание перешло в ведение фонда «Стратегия», который восстановил варварски утраченные интерьеры.
А мы до сих пор любуемся рассыпанными по всей Москве творениями Федора Шехтеля, по сути, ничего не зная о нем самом. А зачастую и не подозревая, что тот или иной дом, мимо которого мы проходим каждый день – его творение.
И напоследок упомяну маленькую легенду. Впрочем, почему легенда?
Друзья и знакомые Федора Осиповича часто рассказывали, что он очень любил в свободное от работы время гулять по Москве. Любил Бульварное кольцо и тихие переулки. Но последние годы своей жизни он разлюбил забредать на Большую Садовую улицу, с которой его так бесцеремонно выселили большевики, главные защитники рабочего класса.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...