Найти тему

Последняя недвижимость Федора Шехтеля, или За что архитектор разлюбил Садовую улицу

Дерево познается по плодам, человек по своим поступкам, а творец – по его произведениям. Но иногда хочется задуматься: хорошо ли мы знаем самих авторов тех творений искусства, живописи, скульптуры или зодчества? Например, что мы знаем о Федоре Осиповиче Шехтеле, авторе более чем пятидесяти построек в Москве – от доходных домов и особняков до театров, галерей и даже здания Ярославского вокзала?

Ярославский вокзал. Одна из значимых работ Шехтеля
Ярославский вокзал. Одна из значимых работ Шехтеля
  • Это будет непривычная для меня статья. В ней больше биографии, чем фотографий и рассказов об исторической архитектуре. Но мне кажется, без таких историй моя страница только проигрывает...

Шехтель родился 7 августа 1859 году в Петербурге, в семье поволжских немцев. И звали его Франц-Альберт, пока в 1915 году он не принял православие и не стал называться Федором Осиповичем.

Семья Шехтелей. Фото из открытых источников
Семья Шехтелей. Фото из открытых источников

Когда нашему герою исполнилось шесть лет, Шехтели переехали из Петербурга в Саратов, где Осип и его старший брат Франц (отец и дядька будущего зодчего) руководили крахмальным заводом, ткацкой фабрикой и театром. И, похоже, детское знакомство с театральной жизнью наложило на душу Франца-Альберта заметный отпечаток, что скажется в дальнейшем.

Через несколько лет после переезда отец и дядька умерли один за другим, в результате чего, а заодно и в следствие серьезных торговых неудач старших сыновей, семья осталась без средств к существованию, зато с кредитами. Вскоре имущество пошло с молотка за долги, и спустя какое-то время мать Шехтеля, оставив младших детей, в том числе и Франца, на воспитание, переехала в Москву и поступила на службу экономкой к Павлу Михайловичу Третьякову.

Будущий великий архитектор получил начальное образование на дому, у чужих людей, затем окончил гимназию, где неожиданно почувствовал страстью к рисованию.

-3

В 1875 году Шехтель перебрался в Москву, к матери. Там, в доме Третьякова, ему посчастливилось познакомиться с многими людьми искусства, в том числе с архитектором Александром Степановичем Каминским, который был женат на сестре жены Павла Третьякова. Тот даже позвал юношу работать в своей студии, а затем сподвиг поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, в нем Шехтель не доучился – был отчислен за плохую посещаемость, так как многое из учебной программы пропустил, будучи вынужден ухаживать за тяжело заболевшей матерью.

Диплома молодой человек так и не получил. Однако приобретенные в училище знания и любовь к рисованию помогли ему работать в архитектурных мастерских Каминского, Чичагова и Константина Терского.

Памятник Шехтелю возле фасада Ярославского вокзала
Памятник Шехтелю возле фасада Ярославского вокзала

По правде сказать, в те первые годы своей самостоятельной жизни Федор Осипович строил довольно-таки мало. Больше работал он театральным художником – сказалось детство близ театра в Саратове. Создавал костюмы и декорации, рисовал афиши и программки. А также иллюстрировал различные книги, журналы, рисовал виньетки и таблички с адресами домов, обложки для нотных сборников и даже... меню торжественных обедов.

Еще будучи студентом Училища, Шехтель познакомился и тесно сдружился с Николаем Чеховым – родным братом Антона Павловича Чехова. И вместе со своим другом долгое время работал иконописцем, став автором многих монументальных росписей.

Всерьез архитектурой Шехтелю удалось начать заниматься лишь в восьмидесятых-девяностых годах девятнадцатого века. И каждое новое крупное его произведение становилось еще одной вехой в обретении авторской индивидуальности, и, чего уж там, вехой в развитии стилистики московского модерна как такового.

Одна из работ Шехтеля, дом Зинаиды Морозовой на Спиридоновке
Одна из работ Шехтеля, дом Зинаиды Морозовой на Спиридоновке

Список работ мастера можно найти в свободном доступе, и список этот будет велик! Здесь и особняк Рябушинского, и много построек, сделанных по заказам семейства Морозовых (об одном из них я расскажу отдельно), и перестройка здания МХТ в Камергерском переулке, и даже Московская городская дума на Площади Революции.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен – как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».
Из письма Федора Шехтеля Антону Чехову, 15 марта 1893 года

И, конечно, помимо творений, выполненных на заказ, Шехтель строил и для себя. Известно по крайней мере три московских особняка, бывших в разное время в его личном пользовании. Но рассказать сегодня я хочу об одном из них…

…О последнем собственном доме архитектора

Участок земли на Большой Садовой улице Шехтель приобрел еще в 1990-м году. Однако построить на нем особняк он решил только спустя девять лет, будучи к тому времени уже зрелым, известным на всю Москву архитектором.

-6

Сегодня этот особняк стиснут с обеих сторон домами, в 1909-м же году ему было немножко просторнее.

Особняк Ф.О. Шехтеля на Большой Садовой улице. Фото 1910 года из открытых источников
Особняк Ф.О. Шехтеля на Большой Садовой улице. Фото 1910 года из открытых источников

Казалось бы, дом выполнен в очень простой манере, но если вглядеться – в нем есть чем всерьез полюбоваться! Ничего лишнего, и в то же время все на месте, все легко, изящно и прозрачно. И, возможно, в этом играет важную роль огромное окно просторного двухсветного холла, выходящее на улицу.

Мастер не только форм, но и объема, Шехтель умел творить необыкновенные вещи! Как всегда в модерне, все в этом доме шло изнутри наружу. Одноэтажный объем слева с проездной аркой и двухэтажная правая часть. По сути – это было два дома, смотревшиеся как одно единое целое.

-9

А искусная лепнина и четыре полуколонны дорического ордера на фасаде – интересная отсылка к традиционному ампирному стилю усадеб девятнадцатого века. Который, как говорят, и послужил источником вдохновения при строительстве этого жилища (7 фото).

Изящными и изысканными были интерьеры дома. К сожалению, найти смог лишь пару старинных фотографий.

Особняк Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой. Интерьеры. Фото из открытых источников
Особняк Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой. Интерьеры. Фото из открытых источников
Гостиная дома Шехтеля на Большой Садовой. Фото из открытых источников
Гостиная дома Шехтеля на Большой Садовой. Фото из открытых источников

Во дворе дома архитектор устроил небольшой палисадник и выстроил флигель, в котором разместилась его мастерская.

Кстати, дом Шехтеля не только сам по себе являлся произведением искусства, но и был местом притяжения других творцов. Например, в нем часто гостил друг детей Федора Осиповича, Владимир Маяковский. Здесь они работали над сборником стихов «Я», иллюстрации к которому делал сын Шехтеля Лев.

-13

Тем временем, за плечами мастера было уже около пятидесяти самостоятельных, полномасштабных работ. Его узнавали, любили и приглашали, предлагая новые заказы. Однако…

…Любое золотое время не вечно

Вскоре в стране произошла революция, а затем разверзлась гражданская война. Строительство в городе сошло на нет, и Федор Осипович Шехтель остался без любимой работы. И, хотя при этом он занимал многие ответственные посты, председательствовал в различных комиссиях и преподавал, это не помешало властям новорожденной республики национализировать его собственное жилище и выселить зодчего вместе со всей его семьей – супругой Натальей Тимофеевной и тремя детьми. К счастью, хотя бы дети были уже взрослые. Сын Лев – живописец и теоретик искусств, дочь Вера – художник-оформитель и дочь Екатерина – единственная домохозяйка, круглые сутки занятая ведением дома и присмотром за племянниками.

Знаменитый архитектор, во многом автор облика самой Москвы, долго мыкался по разным квартирам, пока собственная дочь, Вера Федоровна Тонкова-Шехтель не приютила его у себя в коммуналке на Малой Дмитровке, 25. Там мастер 7 июля 1926 году и скончался от рака желудка.

С 1930 года в особняке разместил свою мастерскую скульптор Иван Дмитриевич Шадр – автору скульптур «Ленин в гробу» и «Булыжник – оружие пролетариата».

В лихие девяностые никем не замеченный и чудом не приватизированный особняк облюбовали бомжи, гревшие свои уставшие тела возле костров из обломков уникальной мебели и обшивки стен.

-14

Позднее историческое здание перешло в ведение фонда «Стратегия», который восстановил варварски утраченные интерьеры.

А мы до сих пор любуемся рассыпанными по всей Москве творениями Федора Шехтеля, по сути, ничего не зная о нем самом. А зачастую и не подозревая, что тот или иной дом, мимо которого мы проходим каждый день – его творение.

-15

И напоследок упомяну маленькую легенду. Впрочем, почему легенда?

Друзья и знакомые Федора Осиповича часто рассказывали, что он очень любил в свободное от работы время гулять по Москве. Любил Бульварное кольцо и тихие переулки. Но последние годы своей жизни он разлюбил забредать на Большую Садовую улицу, с которой его так бесцеремонно выселили большевики, главные защитники рабочего класса.

-16

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...