Заканчивая прогулку по Басманному району, еще какое-то время не хочется уходить отсюда. Давным-давно я упоминал об одном прекрасном здании Москвы, которое построил Федор Осипович Шехтель. Мы уже достигли самого начала Новой Басманной улицы, и если отсюда повернуть направо под острым углом, обойдя Лермонтовскую площадь, на улицу Каланчевскую, то как раз можно выйти к нему.
И здание это – не храм, не жилой дом, не фабрика или завод.
То место, где мы окажемся – древняя вотчина великих князей, начиная от Василия Первого. При Иване Третьем здесь появилась Красносельская Дворцовая слобода, при этом окрестные земли не застраивались, а сочные обширные луга, что зеленели вокруг вплоть до Земляного вала, использовались как пастбища.
Второй русский царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, выстроил здесь Путевой дворец с высокой каланчой, которая, кстати, дала название Каланчевской площади.
Совсем недавно я упоминал старинное Красное село, располагавшееся близ одноименного Красного пруда. Того пруда уже давно нет ни на карте, ни в жизни… когда-то же он занимал площадь, сравнимую с территорией Кремля. Сейчас он осушен и застроен, а представить себе его берега можно, пройдя от Ярославского вокзала по Краснопрудной улице и свернув на Верхнюю Красносельскую.
Как раз на бывшем его берегу и стоит…
…Здание Ярославского вокзала, о котором я хочу рассказать
Первоначально он был гораздо более скромным. Да и протяженность железной дороги, идущей от него, составляла всего лишь 64 версты (то есть около 68 километров). Отсюда паломники могли добраться до Троице-Сергиевой лавры. Но вскоре власти справедливо сочли, что такой, откровенно говоря, огрызок полотна – слишком дорогое и малополезное удовольствие. И дорогу продлили до Ярославля.
Выстроил Троицкий, как он в самом начале назывался, вокзал в 1862 году петербургский архитектор Роман Иванович Кузьмин, профессор архитектуры Императорской академии художеств. Здание в результате получилось двухэтажным, в виде буквы «П», в одном из крыльев которого расположилось правление железной дороги.
Освящал новый вокзал митрополит Филарет. До этого он ни разу не видел ни железной дороги, ни поездов, и был несколько предубежден против подобных сомнительных новшеств. Христос на ослике путешествовал, а тут пышущие черным дымом жутковатые чудовища…
Но для митрополита устроили целую экскурсию, ради которой от одного из составов даже отцепили паровоз и прокатили на нем священника. В итоге тот целиком поменял свое представление и, прибыв в лавру, сообщил:
«Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти – ехать полтора часа»
В 1870 году Троицкий вокзал переименовали в Ярославский, реализовав планы по увеличению протяженности дороги, от него идущей. А затем полотно потянулось еще дальше, до самого Архангельска.
Вдобавок появились и другие направления – Шуйско-Ярославско-Костромское и Ярославско-Рыбинско-Шуйско-Ивановское. К зданию вокзала пристроили дополнительные объемы, но их все равно не хватало для сильно возросшего потока пассажиров.
Я уже молчу о том, что Ярославский вокзал стал отправной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали! (3 фото)
В результате…
…Возникла необходимость в гораздо более крупном вокзале
Для его реконструкции Савва Мамонтов, являвшийся главой общества Московско-Ярославской железной дороги, пригласил знаменитого Льва Николаевича Кекушева. Но очень быстро встал вопрос: а зачем строить настолько роскошное здание, как предлагает Мамонтов? Не иначе как он хочет, укрывшись за облаком пускаемой в глаза пыли, урвать хороший кусок от выделяемых на работы средств.
Савву Ивановича отстранили от реконструкции, а на место Кекушева пригласили Федора Осиповича Шехтеля.
Тот предложил гораздо более дешевый вариант строительства. В качестве основы он взял идею собственного павильона Русского отдела Международной выставки в Глазго.
Проект, предложенный им, единогласно одобрили все инстанции вплоть до самого Николая Второго (5 фото).
А применение довольно-таки новых стройматериалов – железобетона и металлоконструкций еще более удешевило проект.
И вот тут – подлинные модерн и эклектика. Самый настоящий древнерусский терем, высокие башни крепостных стен, романтика Русского Севера... Широкие фризы, аркады и шатровые покрытия... Лепнина, майолика и глазурь (15 фото).
Для живописного оформления Шехтель пригласил художника Константина Алексеевича Коровина.
Федор Осипович приступил к Ярославскому вокзалу в 1902 году, а в 1904-м тот уже принимал новых пассажиров, хотя некоторые работы продолжались еще до 1906-го. Здание в итоге выросло в три раза по сравнению с тем, что построил Кузьмин. Справа расположились помещения служебные и парадные, а слева – залы ожидания. Правление переехало на второй этаж (7 фото).
Некоторые исследователи говорят, что чуть позднее, в 1910 году Лев Кекушев опять вернулся к проекту, от которого его отстранили ранее, и выстроил новый перрон, но другие утверждают, что тот был возведен еще в конце девятнадцатого столетия.
Впрочем, так или иначе, я не слышал больше ни об одном случае, когда два моих самых любимых архитектора оказались, хотя и косвенно, «конкурентами». К слову сказать, нигде на всей громадине Ярославского вокзала имя Льва Николаевича не упоминается (3 фото).
Впрочем, если я не прав и что-то пропустил – буду счастлив, если вы меня поправите.
А в двадцатых годах двадцатого века…
…Вокзал снова сделался мал
Переименованный из Ярославского в Северный, его хотели даже соединить особым дебаркадером с соседним Ленинградским вокзалом, но отказались от этого проекта. Зато в 1931 году снова приступили к реконструкции. Платформы железнодорожных путей перенесли дальше, благодаря этому получив возможность не трогать фасад, но увеличить само здание вглубь. В итоге колонны, которыми Лев Кекушев поддержал навес над перроном, очутились внутри нового зала ожидания.
Кстати, вот памятная историческая деталь. Именно с Ярославского, а теперь уже Северного вокзала 20 июня 1929 года отправился в путь первый в России электропоезд.
После Великой Отечественной войны внутри здания сменились интерьеры. В 1955-м Северному вокзалу вернули прежнее название, а в 1964-1966 его снова реконструировали, в очередной раз увеличив внутреннее пространство, и снова за счет переноса платформ. Как раз тогда появилась современная двухэтажная пристройка из стекла и бетона (8 фото).
А город продолжал расти, росла железная дорога, и в 2005 году в очередной раз вырос и Ярославский вокзал, увеличившись на целых 1800 квадратных метров. Правда, на сей раз платформы уже не трогали.
Реставраторы восстановили зал ожидания первого класса, обнаружили несколько замурованных в ранние советские годы помещений. Хотели избавиться от обилия советской символики, но все-таки решили ее не трогать. Все-таки серп и молот над древнерусским шатром – тоже часть Истории, отрекаться от которой и забывать которую нелепо и неправильно.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!