Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дорога на Лавру, Ярославль и Русский Север, или Как Кекушев и Шехтель конкурентами были

Оглавление

Заканчивая прогулку по Басманному району, еще какое-то время не хочется уходить отсюда. Давным-давно я упоминал об одном прекрасном здании Москвы, которое построил Федор Осипович Шехтель. Мы уже достигли самого начала Новой Басманной улицы, и если отсюда повернуть направо под острым углом, обойдя Лермонтовскую площадь, на улицу Каланчевскую, то как раз можно выйти к нему.

И здание это – не храм, не жилой дом, не фабрика или завод.

То место, где мы окажемся – древняя вотчина великих князей, начиная от Василия Первого. При Иване Третьем здесь появилась Красносельская Дворцовая слобода, при этом окрестные земли не застраивались, а сочные обширные луга, что зеленели вокруг вплоть до Земляного вала, использовались как пастбища.

Второй русский царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, выстроил здесь Путевой дворец с высокой каланчой, которая, кстати, дала название Каланчевской площади.

-2

Совсем недавно я упоминал старинное Красное село, располагавшееся близ одноименного Красного пруда. Того пруда уже давно нет ни на карте, ни в жизни… когда-то же он занимал площадь, сравнимую с территорией Кремля. Сейчас он осушен и застроен, а представить себе его берега можно, пройдя от Ярославского вокзала по Краснопрудной улице и свернув на Верхнюю Красносельскую.

Как раз на бывшем его берегу и стоит…

…Здание Ярославского вокзала, о котором я хочу рассказать

Первоначально он был гораздо более скромным. Да и протяженность железной дороги, идущей от него, составляла всего лишь 64 версты (то есть около 68 километров). Отсюда паломники могли добраться до Троице-Сергиевой лавры. Но вскоре власти справедливо сочли, что такой, откровенно говоря, огрызок полотна – слишком дорогое и малополезное удовольствие. И дорогу продлили до Ярославля.

-3

Выстроил Троицкий, как он в самом начале назывался, вокзал в 1862 году петербургский архитектор Роман Иванович Кузьмин, профессор архитектуры Императорской академии художеств. Здание в результате получилось двухэтажным, в виде буквы «П», в одном из крыльев которого расположилось правление железной дороги.

Троицкий вокзал. Фото из открытых источников
Троицкий вокзал. Фото из открытых источников

Освящал новый вокзал митрополит Филарет. До этого он ни разу не видел ни железной дороги, ни поездов, и был несколько предубежден против подобных сомнительных новшеств. Христос на ослике путешествовал, а тут пышущие черным дымом жутковатые чудовища…

-5

Но для митрополита устроили целую экскурсию, ради которой от одного из составов даже отцепили паровоз и прокатили на нем священника. В итоге тот целиком поменял свое представление и, прибыв в лавру, сообщил:

«Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти – ехать полтора часа»

В 1870 году Троицкий вокзал переименовали в Ярославский, реализовав планы по увеличению протяженности дороги, от него идущей. А затем полотно потянулось еще дальше, до самого Архангельска.

Вдобавок появились и другие направления – Шуйско-Ярославско-Костромское и Ярославско-Рыбинско-Шуйско-Ивановское. К зданию вокзала пристроили дополнительные объемы, но их все равно не хватало для сильно возросшего потока пассажиров.

Я уже молчу о том, что Ярославский вокзал стал отправной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали! (3 фото)

В результате…

…Возникла необходимость в гораздо более крупном вокзале

Для его реконструкции Савва Мамонтов, являвшийся главой общества Московско-Ярославской железной дороги, пригласил знаменитого Льва Николаевича Кекушева. Но очень быстро встал вопрос: а зачем строить настолько роскошное здание, как предлагает Мамонтов? Не иначе как он хочет, укрывшись за облаком пускаемой в глаза пыли, урвать хороший кусок от выделяемых на работы средств.

-8

Савву Ивановича отстранили от реконструкции, а на место Кекушева пригласили Федора Осиповича Шехтеля.

Бюст работы скульптора Салавата Александровича Щербакова
Бюст работы скульптора Салавата Александровича Щербакова

Тот предложил гораздо более дешевый вариант строительства. В качестве основы он взял идею собственного павильона Русского отдела Международной выставки в Глазго.

Проект, предложенный им, единогласно одобрили все инстанции вплоть до самого Николая Второго (5 фото).

А применение довольно-таки новых стройматериалов – железобетона и металлоконструкций еще более удешевило проект.

-11

И вот тут – подлинные модерн и эклектика. Самый настоящий древнерусский терем, высокие башни крепостных стен, романтика Русского Севера... Широкие фризы, аркады и шатровые покрытия... Лепнина, майолика и глазурь (15 фото).

Для живописного оформления Шехтель пригласил художника Константина Алексеевича Коровина.

Федор Осипович приступил к Ярославскому вокзалу в 1902 году, а в 1904-м тот уже принимал новых пассажиров, хотя некоторые работы продолжались еще до 1906-го. Здание в итоге выросло в три раза по сравнению с тем, что построил Кузьмин. Справа расположились помещения служебные и парадные, а слева – залы ожидания. Правление переехало на второй этаж (7 фото).

Некоторые исследователи говорят, что чуть позднее, в 1910 году Лев Кекушев опять вернулся к проекту, от которого его отстранили ранее, и выстроил новый перрон, но другие утверждают, что тот был возведен еще в конце девятнадцатого столетия.

-14

Впрочем, так или иначе, я не слышал больше ни об одном случае, когда два моих самых любимых архитектора оказались, хотя и косвенно, «конкурентами». К слову сказать, нигде на всей громадине Ярославского вокзала имя Льва Николаевича не упоминается (3 фото).

Впрочем, если я не прав и что-то пропустил – буду счастлив, если вы меня поправите.

А в двадцатых годах двадцатого века…

…Вокзал снова сделался мал

Переименованный из Ярославского в Северный, его хотели даже соединить особым дебаркадером с соседним Ленинградским вокзалом, но отказались от этого проекта. Зато в 1931 году снова приступили к реконструкции. Платформы железнодорожных путей перенесли дальше, благодаря этому получив возможность не трогать фасад, но увеличить само здание вглубь. В итоге колонны, которыми Лев Кекушев поддержал навес над перроном, очутились внутри нового зала ожидания.

Кстати, вот памятная историческая деталь. Именно с Ярославского, а теперь уже Северного вокзала 20 июня 1929 года отправился в путь первый в России электропоезд.

-16

После Великой Отечественной войны внутри здания сменились интерьеры. В 1955-м Северному вокзалу вернули прежнее название, а в 1964-1966 его снова реконструировали, в очередной раз увеличив внутреннее пространство, и снова за счет переноса платформ. Как раз тогда появилась современная двухэтажная пристройка из стекла и бетона (8 фото).

А город продолжал расти, росла железная дорога, и в 2005 году в очередной раз вырос и Ярославский вокзал, увеличившись на целых 1800 квадратных метров. Правда, на сей раз платформы уже не трогали.

-18

Реставраторы восстановили зал ожидания первого класса, обнаружили несколько замурованных в ранние советские годы помещений. Хотели избавиться от обилия советской символики, но все-таки решили ее не трогать. Все-таки серп и молот над древнерусским шатром – тоже часть Истории, отрекаться от которой и забывать которую нелепо и неправильно.

-19
Ярославский вокзал, железнодорожный вокзал, Комсомольская площадь, 5, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!