Найти тему
Николай Утешев

Как я вернулся на гражданку. И как там погнался за "длинным рублём." КРАЗ 256 - месяц мытарств и приключений

...Планида шофёра - сидеть за рулём!
По коням! В погоню за длинным рублём!

Николай Утешев

Всем привет!

Вот пришёл человек с армии на гражданку. Не был здесь всего-то два года, а как всё изменилось. И надо в этом незнакомом для тебя мире снова искать себе место под солнцем. А в первую очередь ответить на вопрос - Как жить и что делать?

ИЗ ГЕРМАНИИ В СОЮЗ
ИЗ ГЕРМАНИИ В СОЮЗ
ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ АРМИЯ ОСТАЛАСЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ
ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ АРМИЯ ОСТАЛАСЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ

Ну для меня такой вопрос не стоял. С детства мечтал крутить баранку. Отец, старший брат и все друзья шоферили - значит и мне туда же. А потому пошёл я на курсы шоферов от местного АТП.

Отучился, получил категорию "С" и устроился на одно из предприятий. Мне, как начинающему водителю, доверили полуфургон ГАЗ-51. Возил я на нём строительную бригаду, таскал на хвосте САК и компрессор. Об этой чудо-машине будет отдельный рассказ. А сегодня я расскажу о советском богатыре - самосвале КРАЗ-256. И как я на нём за длинным рублём погнался.

КРАЗ 256. Источник фото dima-sychev.ru
КРАЗ 256. Источник фото dima-sychev.ru

В то время расширяли Таллинское шоссе, и наши КРАЗы возили асфальт в асфальтоукладчик. Грузоподъёмность КРАЗа 12 тонн. Но асфальт - материал тяжёлый, поэтому грузили по 18 тонн. И зарплата была до 600 рублей в месяц.
Потом какой-то ушлый начальник решил, что столько в кузов не влезет. А поскольку он был вышестоящий, стали писать по 15 тонн на рейс. Но и при таком раскладе кразисты получали прилично. Это не на моём газоне 250 ре с доплатой за совмещение.

И вот однажды один из этих ребят пошёл в отпуск. А такая боевая единица не должна находиться в простое. И мне предложили на месяц его подменить. Понятно, что я согласился. С точки зрения финансов - всё отлично. Но с другой стороны - не так уж и радужно. Представьте - молодой парень только что с курсов шоферов и сразу на такой самосвал. Причём - без всякой стажировки.

Нет, какая-то стажировка всё же была. Под присмотром хозяина машины пару раз поднял и опустил пустой кузов. И ещё получил от него напутствие - Вторую через пятую. Да, чтобы включить вторую скорость, надо было при нажатом сцеплении сначала врубить пятую.

Всё же начальство учло, что я никогда не работал на самосвалах. Поэтому для начала поставили меня возить песок из карьера.

Источник videozubrit
Источник videozubrit

Так я на своём исполине оказался среди мелкоты - немецких IFA. Эти ребята ходили с прицепами.

ИФА считалась убийцей водителей. Впереди у неё нет мотора. И при лобовом столкновении кабину плющило вместе с шофёром. Сам был свидетелем двух таких случаев. На ИФА так много погибло народу, что эту немецкую машину прозвали - Расплата за Сталинград.

IFA С ПРИЦЕПОМ Из свободного доступа в Сети
IFA С ПРИЦЕПОМ Из свободного доступа в Сети

Ну ладно, не будем о грустном. Итак, стал я возить из карьера песок на отсыпку откосов Таллинского шоссе. И вот в конце рабочего дня меня ждало первое приключение. Мотор вдруг заглох и больше не хотел заводиться. Как я его ни уговаривал.

Хоть с дизелями и не был знаком, но понял, что в топливную систему сосёт воздух. Что делать?

Набрал горючее в ведро, которое поставил в кабину. Из него через резиновый шланг питал двигатель. Сколько вёдер поменял, точно не помню. Но очень много. Слава Богу, до гаража было недалеко - доехал.

Но это была мелочь по сравнению с тем, что ожидало меня в дальнейшем.

На Таллинке выгрузкой командовал дорожный мастер - показывал, где выгружать песок. И вот в один из таких рейсов он поставил мою машину с сильным боковым креном. Когда я сказал, что при поднятии кузова перевернусь, он только отмахнулся: "Ничего не будет - так все разгружаются."

ИЗ СВОБОДНОГО ДОСТУПА В СЕТИ.
ИЗ СВОБОДНОГО ДОСТУПА В СЕТИ.

Только я начал поднимать кузов, и мой КРАЗ кувырком покатился под откос. Увидев, что он уже лежит на спине и сушит колёса, мастер перепугался. Быстро подогнал грейдер, и тот перевернул самосвал. Но при этом трос зацепил не за раму, а за тележку. Это была роковая ошибка, которая потом здорово мне аукнулась.

Тем временем я продолжал возить песок, как-будто ничего не случилось. А через пару дней меня наконец отправили на асфальт.

И вот мой первый выезд с асфальтом. Сначала приехал на АБЗ, смазал отработкой кузов и аккуратно заехал под смеситель. Десяток замесов и машина загружена. Вот что осталось от того АБЗ.

ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ В СЕТИ
ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ В СЕТИ

Дальше приехал на место укладки асфальта и до упора подал задом к укладчику. По команде одного из рабочих приподнял кузов и высыпал в приёмный бункер первую порцию асфальта. Поставил на нейтралку, и уже укладчик толкал самосвал, пока не выработал бункер. Потом так же ещё несколько раз.

Первое время я насыпал лишку в укладчик. И бригаде приходилось вручную заправлять её лопатами в бункер. Понятно, что наслушался я матюков от бригадирши. Другие не выступали - все же друзья-знакомые. С двумя из них в одном классе учился. Да и бригадирша потом извинялась за матюки.

ВЫГРУЗКА А/БЕТОНА В УКЛАДЧИК. Из открытых источников в Сети.
ВЫГРУЗКА А/БЕТОНА В УКЛАДЧИК. Из открытых источников в Сети.

Но, слава Богу, я вскоре приноровился и доработал на асфальте остаток месяца. И буквально на последнем рейсе аукнулось мне опрокидывание машины.

По дороге в гараж мне не понравился какой-то дополнительный быстро нарастающий гул. Уже присматривал на обочине место, где можно остановиться. Но не успел - вдруг снизу сильный удар и тормоза сразу отказали. Краз стало кидать от одной обочины до другой. Повезло, что не было встречных машин.

Когда наконец самосвал остановился, заглянул под машину и всё понял. Оборвало промопору, которую все называют "поросёнком". Вот результат того, что КРАЗ переворачивали не за раму, а за тележку.

Опять же повезло, что этот "поросёнок" хрюкнул у меня с последним рейсом. КРАЗ отбуксировали в гараж, и наутро я вернул его законному владельцу. Ни слова упрёка от него не услышал. Хозяин машины сам понимал, что надо было хотя бы пару дней поездить со мной до своего отпуска. Но слишком он торопился отдохнуть.

ДЛИННЫЙ РУБЛЬ
ДЛИННЫЙ РУБЛЬ
ЕЩЁ ОДИН
ЕЩЁ ОДИН

Вот так я погнался за длинным рублём. И вот что из этого получилось. Всё же не зря мытарился целый месяц - хоть и не 600, но 480 рублей получил. И приобрёл какой-никакой опыт. А как говорил Джером: За опыт сколько ни плати - не переплатишь.

Всем удачи!

Авто
5,66 млн интересуются