6 марта 1913 года (21 февраля по старому стилю) в городе Ново-Николаевске (так тогда назывался Новосибирск) в рабочей семье родился будущий знаменитый советский лётчик-истребитель, первый трижды Герой Советского Союза , маршал авиации Александр Иванович Покрышкин. Его родители Иван Петрович и Ксения Степановна были переселенцами в Сибирь из Вятской губернии. Всего в семье было шестеро детей, Александр был вторым ребенком. В послереволюционные 1920-е годы семье Покрышкиных приходилось тяжело: отец был инвалидом, перебивался непостоянными заработками в рабочих артелях.
В детстве Саша «заболел» авиацией: однажды увидев садившийся на плацу биплан, твёрдо решил стать лётчиком. С 13 лет ему пришлось работать кровельщиком — для семьи, потерявшей скончавшегося от скарлатины старшего взрослого сына, его заработок стал чрезвычайно важен. В 15 лет Покрышкин поступает в ФЗУ и переезжает в общежитие — рабочая квалификация давала возможность поступить в лётное училище. Однако в 1932 году по комсомольскому распределению Александр попадает не в лётное училище, а в Пермскую школу военных авиатехников, которую заканчивает через год.
В 1934-1938 годах служил на Северном Кавказе в должности старшего авиационного техника. Занимался обслуживанием самолетов, предложил несколько улучшений к авиационном пулемёту ШКАС. При этом постоянно писал рапорты начальству с просьбами о переводе в лётную школу, в том числе и министру обороны СССР К.Е. Ворошилову. Покрышкин по собственной инициативе стал обучаться в Краснодарском аэроклубе по программе подготовки гражданских пилотов. Новая специальность даёт ему возможность получить направление в Качинскую военную авиационную школу, которую он заканчивает с отличием в 1939 году, получив звание лейтенанта и должность младшего лётчика в 55-ом авиационном полку Одесского военного округа.
Войну Александр Покрышкин встретил 22 июня 1941 года в Молдавии под Бельцами. В первые часы войны его аэродром подвергся бомбардировке немецкой авиации. Тем не менее ему удалось подняться в воздух и принять участие в воздушном бою. Открыл счёт сбитым вражеским самолётам уже 26 июня: на истребителе МиГ-3 ему удалось сбить немецкий Мессершмитт Bf.109. Был подбит огнём вражеской зенитной артиллерии 3 июля 1941 года далеко за линией фронта. Самолет упал в лесу, после чего Покрышкин несколько дней пробирался к своим, идя параллельно руслу реки вслед за отступающими советскими частями.
Истребительный полк, в котором служил Покрышкин, занимался разведкой, прикрытием наземных частей и штурмовкой наземных целей врага. Зимой 1941 году лётчик получил свой первый орден Ленина за обнаружение в нелётных условиях танковых колонн Клейста в районе города Шахты в Ростовской области.
Александр Покрышкин в первый год войны летал на истребителе МиГ-3, поступившим в Красную Армию только в 1940 году. У лётчиков не было достаточного опыта использования новых самолетов, а официально утвержденная уставом тактика оказалась устаревшей, что отразилось на потерях в первые месяцы боевых действий. В ходе боёв приходилось изменять лётную тактику, используя достоинства самолета (высокий потолок полёта, высокая манёвренность на больших высотах) и пытаясь минимизировать его недостатки (худшая маневренность на средних и низких высотах по сравнению с мессершмиттами).
Хорошее техническое образование и самостоятельно выработанный навык скрупулёзного анализа боевых ситуаций позволили Покрышкину на основании точных расчетов улучшать тактику ведения воздушного боя и вносить предложения по технической модернизации самолетов: усовершенствовать вооружение и бронезащиту. Такой подход принёс свои плоды в дальнейшем, сделав Покрышкина одним из лучших асов Второй мировой войны.
Однако путь к успеху и славе у Александра Ивановича был тернист. В 1942 году гвардии капитан Покрышкин был снят с должности командира эскадрильи и исключен из партии. Начальство 55-го полка припомнило ему споры, критику недостатков, самовольство в тактике и воспользовалось конфликтом Покрышкина с подвыпившими старшими офицерами соседнего полка, чтобы свести с ним счёты. Только заступничество комиссара полка и боевых товарищей спасло инициативного лётчика от трибунала. Покрышкина восстановили в партии и в должности.
Звёздным часом пилота стали бои в сражении на Кубани, развернувшиеся в апреле 1943-го года. С апреля по июнь, применяя новые тактические приёмы, Александр Покрышкин, сражавшийся в составе 16-го гвардейского авиаполка, лично сбил 22 самолёта противника. За эти подвиги он был награждён первой Золотой Звездой Героя Советского Союза. Его имя стало известно противнику. «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» ( «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»), — эти слова в немецком эфире означали, что у вражеской авиации скоро будут проблемы.
Однако «покрышкиных» становилось слишком много. Александр Иванович смог подготовить в это время целую плеяду высокорезультативных лётчиков-истребителей: дважды Героев Советского Союза А.Ф. Клубова и Г.А. Речкалова, Героев Советского Союза И.И. Бабака, В.Е. Бондаренко, В.Ф. Голубева, А.И. Труда и многих других. Дерзкие и маневренные самолёты, атакующие с высотных позиций в самые неожиданные моменты боя стали визитной карточной советской авиации, сражавшейся в небе над Кубанью с лучшими асами люфтваффе. Приёмы «скоростные качели», «этажерка», нападение на ведущего с целью деморализации ведомых, постоянное патрулирование в воздухе, использование наземных радаров позволили увеличить эффективность советских истребителей.
- «Чтобы побеждать в бою надо иметь преимущество в высоте, скорости, манёвре и огне». А.И Покрышкин «Небо войны», М., 1975, с. 224.
Покрышкин воевал в это время на американском самолете «Аэрокобра», огневую мощь которого он усовершенствовал, сведя управление автоматической пушки и пулеметов к одной гашетке. Получив такую очередь вражеский самолет разваливался в воздухе.
Воздушные бои на Кубани стали первой крупной победой советской авиации над германской. После Кубани были сражения за Донбасс и за Крым, где 16-й гвардейский авиаполк приумножил количество побед. В августе 1943 года гвардии майор Покрышкин Александр Иванович был награждён второй медалью «Золотая Звезда». К концу этого года на общем счету Покрышкина было 50 подтверждённых побед.
Покрышкину предложили службу в Главном штабе ВВС, попросив готовить пилотов. Александр Иванович отказался, оставшись на фронте, и в мае 1944 года возглавив свой полк. В июне того же года Покрышкину присваивается звание полковника, он становится командиром 9-й гвардейской авиационной дивизии. 19 августа 1944 года ставший знаменитым лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза в третий раз.
Дивизия под командованием А.И. Покрышкина участвовала в Ясско-Кишиневской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской наступательных операциях, закончив свой боевой путь под Прагой. Боевая авиационная часть получила наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами.
Всего за годы Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, одержав лично 59 побед в 156 воздушных боях, хотя по его же словам в реальности сбитых им самолетов было больше. Участвовал в параде Победы в Москве 24 июня 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.
После войны окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, занимал должности от командира авиационного корпуса до заместителя Командующего войсками ПВО СССР. Имел конфликт с командующим ВВС Московского военного округа Василием Сталиным, вследствие чего получил звание генерал-майора только после смерти его отца И.В. Сталина в 1953 году. Ушел в отставку в звании маршала авиации. С 1972 года возглавлял ДОСААФ СССР. Был автором нескольких книг мемуарного жанра.
Александра Ивановича Покрышкина не стало 13 ноября 1985 года. Легендарный советский лётчик-ас захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.
#великая отечественная война #покрышкин #ас #вторая мировая война #победа #лётчики #истребители