АрмИнфо. Сочетание экспорта природных ресурсов и притока трансфертов сделало Армению классической страной, со всеми эффектами ресурсного проклятия. Об этом заявил в ходе <Глобального форума РАУ (Российско-Армянского университета). Экономика> российский финансист, специалист по инвестициям, основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan's Groupe Андрей Мовчан, представляя доклад на тему <Экономика Армении: взгляд извне>.
В частности, он подчеркнул, что с 1994 года восстановление экономики Армении пошло по легкому ресурсному пути, и главным свойством этого восстановления было ключевое участие России, как партнера.
Мовчан отметил, что Армения не относится к странам, ориентированным на экспорт. В период с 2000 по 2022 года армянский экспорт составлял 17% от ВВП, что, по его словам, ниже, чем в больших интегрированных странах. При этом, доля России в экспорте Армении достигла 26%, импорта - 30%. <Армения оказалась импортзависимой от России>, - подчеркнул эксперт. Он заметил, что практически весь экспорт Армении
- это сырье, в частности, медь, золото, молибден, а также сигареты и алкоголь. Основная статья армянского импорта - это энергия, природный газ, нефтепродукты, машины, механизмы и оборудование.
Несмотря на то, что Россия всегда была самым большим денежным донором для Армении, приток денег в Армению, так называемый remittances (трансферты), по словам финансиста, составлял значительно больше, чем просто приток денег из РФ. <В 2000-2014гг. этот показатель достигал до 22% от ВВП, в 2015-2022гг. - 12-13%>, - добавил он.
Анализируя внутренний рынок, Мовчан обратил внимание и на то, что в рейтинге Еconomic complexity, Армения за последние 20 лет с 32-го места переместилась на 79-е. В 2000 году уровень диверсификации экономики Армении был на уровне стран Восточной Европы, а к 2020 году упал до уровня центрально-азиатских стран. По уровню рыночного доминирования, как далее представил эксперт, из 134 стран Армения заняла 133 место. <Хуже только Мавритания>, - заметил он. 132-е место Армения заняла по плотности внутренней конкуренции, обогнав только Боснию и Чад. <Это классические свойства маленькой ресурсной страны>,
- подметил эксперт.
Единственный индикатор, который, по его словам, позитивно меняется в Армении за последние годы, это Сorruption perceptions (Восприятие коррупции). За последние 8 лет Армения поднялась в данном рейтинге с 129 места на 60-е.
<Рынок с такими свойствами, прямо скажем, не очень нужен международным инвесторам. Все эти особенности армянской экономики напрямую влияют на желание инвесторов вкладывать и кредитные и инвестиционные ресурсы>, - подчеркнул он.
Несмотря на высокие резервы, большую долю долга международным финансовым институтам, и присвоенный рейтинг Армении агентством Fitch по долгосрочному долгу на уровне В+, краткосрочный все равно остается на уровне В. <А это уровень Ямайки, Египта, Руанды, Уганды, Туркменистана и других слабо развивающихся стран, что, в общем, неадекватно с точки зрения кредитных возможностей Армении, и скорее говорит о конструкции экономики, чем о возможности Армении возвращать долги>, - сказал Андрей Мовчан.
Устройство потребления в целом, по его словам, тоже соответствует ресурсной экономике. <72% ВВП составляет потребление домохозяйств, это, примерно, как в Эфиопии. В развитых нересурсных странах, этот уровень достигает 49-51%>, - заметил финансист.
При этом он заметил, что уровень госраходов также желает лучшего. В частности, по словам, Мовчана, показатель Армении по государственным расходам уступает показателю развитых стран и составляет 23% от ВВП, 5% от ВВП приходится на сбережения (против 10-15% в развитых странах). Уровень ПИИ к ВВП составляет 2,6%, что в 2 раза ниже, чем в Израиле. <Это столько сколько и в РФ. Но Россия перекапитализирована внутренними ресурсами>, - заметил он.
<И как следствие ресурсности - развитие идет не быстро. В стране очень высокий уровень бедности. 53,5% населения живут меньше чем на $2 -2.5 в день в реальном выражении", - сказал он.
Напомним, что по данным ЦБ РА, приток частных трансфертов в Армению за 2022 год достиг исторически максимальной планки в $5.2 млрд, подскочив в 2,5 раз (против 14,5%-го роста в 2021г и 9,7%-го роста в доковидном 2019г). Таким образом, прежний самый высокий объем притока в $2.3 млрд за 2013 год превышен нынешним уровнем в 2,3 раза.
Такой рост притока трансфертов за 2022 год спровоцирован существенным подскоком денежных переводов из России - в 4,2 раза до $3.6 млрд. Параллельно с этим подскочил в 2,1 раз отток трансфертов из Армении, превысив $2.6 млрд, но здесь основным драйвером роста стали быстрее прежнего "утекающие" в США денежные переводы, возросшие на 73,4% - до $327.8 млн.
В результате чистый приток частных трансфертов в Армению подскочил в годовом разрезе в 3 раза - до $2.6 млрд, намного превысив прогнозируемые ЦБ темпы 32%-го роста. Причем, чистый приток трансфертов из России увеличился в 6,8 раз - до $3.2 млрд, а из США - сократился на 12,3% до $343.2 млн.
Отметим что по последним данным за 9 месяцев 2022 года, общий объем ПИИ составил $783 млн.