Танковый экипаж Дмитрия Лавриненко был грозой фашистов, а сам командир считался одним из лидеров по количеству уничтоженных танков. Поэтому заметив на поле боя танк, на башне которого значилась надпись «Лавриненко», немцы уже готовы были обращаться в бегство. Все, что им оставалось – перекрестившись, надеяться, что им удастся выжить. Но от Лавриненко уйти было практически нереально.
Уроженец кубанского с. Бесстрашное, Дмитрий Лавриненко уже в 16 лет получил специальность учителя и преподавал в сельской школе. В 1934 г. пошел в армию, служил в кавалерии. Затем его зачислили в ульяновскую танковую школу. Везде он показывал отличные успехи.
Хотя Лавриненко на момент начала войны оказался на западе Украины, но первые бои с немцами прошли без него – его танк оказался неисправен и Дмитрию пришлось отступать вместе с основными частями.
«Дебютное» сражение для Лавриненко состоялось в районе Мценска, где яростный натиск гитлеровской танковой группировки, которой руководил Гудериан, отражала бригада полковника Катукова.
В начале октября у с. Первый Воин наших мотострелков и пехоту атаковали танки врага. Взвод, которым командовал Лавриненко, представляли 4 «тридцатьчетверки». Они, мастерски маневрируя и скрываясь, благодаря ландшафту, создали у противника впечатление, что огонь ведет большая группа танков. Не понеся потерь, взвод нашего героя уничтожил 15 вражеских танков, 4 из которых были на счету машины Лавриненко.
Через пару дней бесстрашный танкист сорвал немецкую атаку у д. Шеино, на которую двигались сразу 10 фашистских танков. Один из них он сжег, остальные отступили. 19 октября бригаде Катукова поручили охранять штаб 50-й армии, но Лавриненко к месту назначения не прибыл. 20-го числа он-таки пришел, но пешком, а за ним ехал немецкий автобус. Дмитрий, как и положено, дал объяснения: пытаясь догнать свою бригаду, он завернул в Серпухов, чтобы привести весь экипаж в порядок в местной парикмахерской.
Когда Лавриненко сидел в кресле парикмахера, его срочно вызвали к коменданту города, которому сообщили о наступлении немцев. Защищать Серпухов было некому – старики, да вчерашние школьники наспех сформировали отряд, но что они могли поделать? Лавриненко немедленно выдвинулся на опушку леса под Протвино, где замаскировал свой танк. Враг не удосужился даже послать вперед разведчиков.
Подпустив немцев поближе, Лавриненко меткими ударами разбил им два орудия, а когда они попытались развернуть третье, приказал таранить грузовики с пехотой. Его «тридцатьчетверка» отвоевала много трофейного оружия, которое передали в Серпухов, а важные документы отправили в столицу.
17 ноября три «34»-ки и 3 БТ-7 под командованием Дмитрия противостояли 18 вражеским танкам. Потери наших составили 2 танка и 2 БТ-7, по сравнению с семью танками у фашистов. Когда у деревни Лысцево немцы устроили погоню за нашими мотострелками, то на единственном исправном танке против врага выступил Лавриненко. Он вышел в чистое поле, замаскировав танк белой краской, так как была зима. По обыкновению, подпустив врага вплотную, меткими ударами он сжег 6 танков, заставив врага отступить. Дмитрий же спокойно скрылся, используя местный рельеф.
В бою у деревни Гусенево, состоявшемся 18 ноября, прямо на глазах легендарного танкиста погиб генерал Панфилов. Но бои на Волоколамском направлении продолжались. Отвоевывая у немцев деревню Горюны, Лавриненко довел свой «счет» до 52-ух вражеских танков. Как обычно, он методично расстреливал танковую колонну гитлеровцев, уничтожив 7 танков, восьмому повезло, так как заклинило механизм спуска, и он скрылся.
Но тут же подтянулось еще 10 гитлеровских танков, они были оснащены куда лучшей оптикой, чем у нас. Машина Лавриненко была расстреляна, экипаж погиб под шквальным огнем немецких минометов. Дмитрий отправился доложить обстановку Катукову, но возвращаясь обратно после получения приказа двигаться дальше, получил минный осколок.
Кто-то скажет ему просто повезло, но скорее всего этот «кто-то» просто не бывал в пекле сражений и попросту не знает, как сложно выйти из тайниковой дуэли победителем, ведь по факту шансы у всех 50 на 50. Но судя по всему Лавриненко сумел побороть и теорию вероятности и злосчастную статистику. Именно благодаря таким как Лавриненко победа и стала возможной. Ставьте лайк, если согласны.
Не забывайте подписаться на канал, впереди еще много интересного о славных подвигов как времен ВОВ так и подвигов наших современников.
О каких подвигах советских танкистов знаете вы?