Найти тему

Криптовалюта. часть 2

«Биткоин — удивительное криптографическое достижение. Огромное значение имеет возможность создавать что-то, что невозможно продублировать в цифровом мире»
Эрик Шмидт, гендиректор Google

Продолжение цикла статей о валюте будущего от юриста и автора telegram-канала @Crypto_law Дмитрия Романова.

Появление биткоина показало, что существовавшие многие столетия финансовые системы уже не могут удовлетворять интересы мирового криптосообщества, а последовавшие за ним другие криптовалюты убедительно доказывают, что они стали не просто финансовым инструментом.

Пожалуй, это философия жизни, видения протекающих процессов и формирования нового мира. И в настоящее время по данным investing.com в мире уже насчитывается 9601 криптовалюта!

Рис. 1 Курс первой криптовалюты

Надо признать, что мир криптовалют настолько остро и быстро переформатировал обычные денежные отношения, что, на наш взгляд, можно в полной мере рассуждать о том, что обратно пути уже не будет. И формирующаяся инфраструктура DeFi с его более чем 600 биржами, обменников, новыми подходами к расчетам и т.д. все это убедительно доказывает.

Уровень доверия, который имеют криптовалюты, ничуть не меньше чем у фиатных валют, а в некоторых случаях даже больше. И взрывное увеличение объемов оборота криптовалют в последние пару лет тому яркое свидетельство.

-2

Рис. 2 Капитализация криптовалют за все время

Но. В данный момент мы наблюдаем существенный отток средств из этой сферы.

-3

Рис. 3 Объем капитализации 27.09.2022

И если сегодня рынок составляет 937 млрд. долларов, то всего год назад по оценкам investing.com – на вершине (8 ноября 2021 года) объем капитализации составлял практически 3 трлн. долл., что практически соответствовало 1% глобальных финансовых активов.

В Российской Федерации на начало февраля 2022 года заявлялось, что объем криптовалюты у населения составлял уже 16,5 трлн. руб. А это, позвольте, больше чем федеральный бюджет в 2017 году, который в тот период времени составлял около 15 трлн. руб. (см. Федеральный закон
от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»).

Естественно, указанные объемы ресурсов, которые находятся вне поля зрения и контроля государства не могут не вызывать у него тревожных настроений. Более того, весь криптомир и криптовалюты, в частности, квалифицируются как экзистенциальная угроза публичной власти.

И это системное явление, которое свойственно многим мировым порядкам. В этом смысле для таких стран столкновение с криптовалютами вызывает единственно-возможный рефлекс в опасной ситуации — «бить» первыми. Их иммунная система максимально старается максимально снизить активность процессов распространения этого опасного вируса либо вколоть смертельную дозу законодательного запретительного регулирования!

И только отдельные страны мира готовы внедрять криптовалюты в свои финансовые системы. И как раз в этом месяце исполняется один год с момента признания Сальвадором биткоина в качестве полноценного платежного средства. К сожалению, указанный пример пока является единичным.

-4

Сейчас мы отчетливо можем наблюдать очень интересную ситуацию, когда расширение рынка криптовалют уже не может оставаться незамеченным. Никем. С одной стороны, этому способствует капитализация этого рынка, а с другой его неудачи. Да, именно события текущего года еще раз убедительно доказывают необходимость формирования новой регуляторной политики и стандартов в отношении криптовалют.

Также будет интересной информация о регуляторном треке государств, указывающая, что так или иначе – работа такая проводится, причем весьма активно.

-5

Рис. 1 Информация о регуляторном треке государств

Важно понимать, что регулирование на основе уже имеющихся правовых конструкций не всегда является пригодным к криптоактивам, а формирование новых – требует временных затрат на экспертизу, подготовку правовых актов, оценку их регулирования, принятие и пр. Более того, криптобизнес настолько динамично развивается, что к моменту принятия закона – в нем уже может не оказаться нужды.

Это порождает и разное отношение к криптовалютам со стороны государств – либо дружелюбное (Сальвадор, Эстония, Норвегия, Белоруссия, Швейцария, Япония, Дубай и др.) либо отрицательное, запретительное (Китай, Алжир, Египет, Вьетнам и пр.).

Кстати, к составу в полной мере дружелюбных юрисдикций в скором времени возможно будет относить и Казахстан, поскольку по словам Президента Касым-Жомарта Токаева – страна намерена стать международным лидером в области цифровых технологий, криптовалютной экосистемы и регулируемого майнинга. Правительство страны разработало поправки в национальное законодательство для пилотного запуска механизма конвертации криптовалюты в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА). Проект будет работать в тестовом режиме до конца 2022 года.

В тоже время, можно говорить и третьей группе стран, где регламентация операций с криптовалютами уже состоялась, однако остаются вопросы.

В первую очередь к ним можно относить Российскую Федерацию, где, по-нашему мнению, действующий Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА) является только прологом, промежуточным звеном перед другим законом (законами), который будет непосредственно определять порядок совершения операций с криптовалютами. Но об этом позже.

На снижение темпов регулирования криптоактивов влияет трансграничный характер операций с криптовалютами, разрозненность участников этих отношений, их разный статус и пр. И это усложняет возможности не только регулирования, но и самое главное – правоприменения в рамках одного государства.

В связи с этим, увеличиваются попытки слаженной работы и координации регуляторной деятельности через международные организации и объединения государств.

Так, Совет по финансовой стабильности (FSB) G20 в июле этого года заявил, что работает над «надежными» глобальными правилами для криптоактивов. В FSB также отметили, что указанные правила будут предложены к октябрю этого года.

И это только начало «нового крестового похода».

Поэтому позволю себе отметить, что все указанные активности со стороны государств и международных организаций круто изменят существующий рынок криптовалют.

Их цель – ускорение стабилизации системы операций с криптовалютами, снижение рисков инвесторов и определение дальнейших «правил игры». Поэтому анонимность, свойственная криптовалютам, будет замещаться идентификацией (верификацией) личности, процедурами KYC/AML (ПОД/ФТ) и др. Это просто вопрос времени. Конечно, останутся анонимные криптовалюты, но они будут поставлены вне правового поля, по аналогии с даркнетом, соответственно, операции с такими активами будут оцениваться как противозаконные со всеми вытекающими последствиями. Да, это умаляет философию криптовалют, но «dura Lex, sed Lex».

В следующей статье мы поговорим о правовом статусе криптовалют в России.

Подписывайтесь на наш Дзен, чтобы не пропустить!

Предыдущие статьи про технологии и право:

Криптовалюта. часть 1: New money?

Метавселенные: код или право?

Юридическое значение смарт-контрактов

Юридическая природа криптокошелька

Telegram-канал автора материала: @Crypto_law

Форум современных технологий BRIDGE: @bridge_forum