В шестнадцатом году, когда у меня-Мидянина выходила книга "Повелители новостей", бренд-менеджеры издательства АСТ предложили мне подобрать несколько книг, по каким-либо критериям соответствующих моей (насколько я понял, так делают со многими новинками).
Естественно, Мидянин не мог не выпендриться и подобрал книги, которые, на его взгляд, соответствуют тезису "В действительности всё не так, как на самом деле".
Предлагаю вашему вниманию получившийся текст.
Девизом вышедшего недавно романа Василия Мидянина «Повелители Новостей» мог бы стать бессмертный афоризм Станислава Ежи Леца: «В действительности всё не так, как на самом деле».
Автор этой причудливой книги припомнил еще семь книг, которые вполне отвечают этому девизу.
Станислав Лем. Футурологический конгресс.
Лем несколько опередил свое время. Будучи опубликованным на полтора-два десятка лет позже, «Футурологический конгресс» мог бы возглавить модное литературное направление о похождениях в виртуальной реальности и даже стать предтечей «Матрицы». Однако в начале семидесятых перспективы виртуального мира выглядели еще весьма туманными, поэтому инструментом, полностью подменяющим реальную действительность мнимой, у Лема служат не компьютерные технологии, взаимодействующие непосредственно с мозгом человека, а психотропные химические вещества.
Причем новая реальность в этом произведении имеет несколько слоев, которые герою романа Ийону Тихому приходится исследовать и преодолевать поэтапно. Полагая, что он раскрыл уже самую страшную тайну современного общества, Тихий обнаруживает новый блокиратор галлюциногенов, снимающий следующий слой искусственных видений, после чего выясняется, что жалкая картина чудовищно перенаселенного и нищего мира еще более кошмарна, чем представлялось ранее.
В данной книге также продемонстрирована бомбардировка противника боеприпасами с психотропными веществами – чтобы вызвать у врага искаженную картину реальности и тем подавить его способность сопротивляться.
Роберт Шекли. Обмен разумов
Блестящий роман абсурда, в котором чистая научная фантастика ближе к финалу все сильнее сползает в сюрреализм и логику «искаженного мира», к которому приближается герой Марвин Флинн. В финале, преодолев множество параллельных вселенных, Марвин вроде бы возвращается на Землю, но по множеству мелких деталей мы понимаем, что это – ложная Земля, еще один мир из бесконечной вереницы ночных кошмаров главного героя.
Филип Дик. Вера наших отцов
Вариант ситуации, изложенной в «Футурологическом конгрессе», четырьмя годами ранее предложил в своем рассказе Филип Дик, который вообще любил игру в ложные реальности. После приема наркотика герой произведения смотрит по телевизору выступление местного диктатора, однако вместо лидера нации видит зловещий одушевленный механизм. Выясняется, что новый наркотик, который распространяют подпольщики, на самом деле нейтрализатор галлюциногенов – их повсеместно добавляют в питьевую воду, чтобы скрыть истинный облик главы государства.
Однако в отличие от Лема, который однозначно утверждает, что психотропы использует именно государство, у Дика истинная реальность довольно спорна, как у Шекли. Каждый из принявших нейтрализатор видит диктатора по-своему: как чудовище, гудящую вихревую воронку или вообще причудливое божество с щупальцами и множеством глаз. Поэтому как знать, не является ли сам нейтрализатор на самом деле сильнейшим галлюциногеном?
Леонид Андреев. Черные маски
Одна из пьес знаменитого певца русского декаданса начала ХХ века, темного романтика Леонида Андреева, который до революции был в России популярнее Льва Толстого. Мрачная атмосфера в первом действии пьесы сгущается постепенно. Герцог Лоренцо устраивает маскарад в своем загородном дворце. Однако его гостей невозможно узнать за странными и зловещими масками. Их поведение становится все более иррациональным и пугающим, маскарад все больше напоминает жуткий бал Сатаны.
Тем не менее второе действие выворачивает всё происходящее наизнанку. Жестокий гротеск об адских тенях внезапно превращается в не менее жестокое реалистическое повествование о безумии, мести и прощении. Первое и второе действие пьесы происходят в одной и той же действительности, но в совершенно разных реальностях – и у каждой своя правда.
Кристофер Прист. Престиж
Прекрасное произведение-обманка, по которому был поставлен одноименный фильм Кристофера Нолана с Хью Джекманом и Кристианом Бэйлом. Оно повествует о противостоянии двух популярных иллюзионистов, один из которых пытается воспроизвести знаменитый трюк другого с мгновенным перемещением в пространстве. Секрет трюка примитивно прост, однако, как утверждал еще Эдгар По, то, что лежит на поверхности, сложнее всего обнаружить. Поэтому иллюзионист-конкурент с подачи своего противника начинает копать вглубь и добирается до настоящего мага своего времени – изобретателя Николы Теслы, при помощи которого все же воспроизводит номер антагониста, причем самым фантастическим способом. И это приводит к трагедии…
Каждый из иллюзионистов ведет фальшивый дневник в расчете, что противная сторона завладеет им и в результате пойдет по ложному пути; причем о том, что читал ложные записи, читатель узнает только по завершении чтения очередного дневника. Распутывать эту паутину и пытаться понять, где правда, а где ложь, – дивное наслаждение.
Артур Филлипс. Египтолог
Герой книги – египтолог-самоучка, самозванец без роду и племени, после открытия Говардом Картером наполненной золотом гробницы Тутанхамона сумевший убедить американского миллионера финансировать его экспедицию в Египет для поиска еще более богатой гробницы. С самого начала ясно, что герой не вполне адекватен; еще не выехав из Америки и даже не начав поиски, он уже всерьез обдумывает, какую из своих грядущих фотографий поставить на фронтиспис книги о великом открытии – на фоне богатого золотого саркофага обнаруженного фараона или у входа в раскопанную гробницу...
Благодаря собственным пробивным способностям и невежеству магната самозваный египтолог все же добирается до Египта, где покровительственно беседует с Картером и убеждается, что тот смиренно склонился перед его величием (на самом деле Картер его деликатно высмеял). После длительной изнуряющей работы, когда выделенные на экспедицию деньги уже закончились, а рабочие разбежались, нашему герою даже удается обнаружить в пустыне древнюю гробницу.
Но увы – гробница абсолютно пуста. Однако великий египтолог не может вернуться в Америку с пустыми руками. Что ж, если факты противоречат красивой теории, тем хуже для фактов! Герой книги начинает обнаруживать на стенах гробницы древние фрески (читатель понимает, что «египтолог» сам их наносит); «древнегипетскую» одежду, утварь и инструменты, которые странным образом напоминают те, которые принадлежат самому герою; мумии домашних животных. Дело теперь за малым – «обнаружить» мумию «фараона»...
Книга написана от имени страдающего тяжелой формой мании величия героя-«египтолога», который абсолютно уверен в своих великих заслугах и грядущем эпохальном открытии. В основном роман представляет собой дневниковые записи героя, поэтому очень интересно наблюдать, как реальность, в которой живет самозваный египтолог, постоянно сталкивается с реальностью, в которой живут все остальные – и неизменно побеждает ее.
Ю Несбё. Призрак.
Один из поздних романов цикла о Харри Холе – полицейском-алкоголике, специализирующимся на поиске серийных убийц. И, на мой вкус, лучший. Несбё и в предыдущих книгах эффектно играл реальностями, например, описывал засаду на маньяка, который охотится на жертву, не подозревая, что его уже ведут оперативники. Описания маньяка и засады постоянно сменяются, как в хорошо смонтированном фильме, напряжение растет, злоумышленника вот-вот схватят... а потом вдруг выясняется, что за полицейской засадой мы следим в настоящем времени, а за маньяком – несколько дней назад, когда он беспрепятственно совершил очередное убийство.
Однако в «Призраке» Несбё превзошел самого себя. Мало того, что на последней полусотне страниц он полдюжины раз поменял главного подозреваемого, причем всякий раз кажется, что на сей-то раз улики неопровержимы и уж этот-то наверняка убийца. В финале автор совершил довольно крутой сюжетный вираж, после чего стало понятно, что герой с самого начала вел свое расследование словно в совершенно параллельной реальности, сразу вытеснив на периферию сознания категорически не устраивавшую его очевидную информацию. Финальный катарсис Хари Холе, когда две параллельные вселенные в его голове совместились с оглушительным выстрелом – одна из самых сильных сцен данного литературного цикла.