В Лёрнити мы создали многоступенчатую профориентационную программу для разных возрастов.
Ребята помладше только входят в мир знакомства с профессиями, старшеклассники уже готовят чек-лист конкретных шагов по выбору вуза и поступления.
Теперь всё ещё круче, потому что мы добавили стажировки в двух форматах – Job shadowing и проектная стажировка.
О каждом из них подробнее и совсем подробно о ближайшем – Job shadowing – мы поговорили с карьерным консультантом, автором профориентационной методики и ведущей профориентационных программ в Лёрнити Наталией Гашковой.
– Формат Job shadowing предполагает наблюдение за профессией, когда участник стажировки на несколько часов одного дня «встаёт в тапки» какого-либо специалиста и смотрит на профессию его глазами. Это очень важный опыт, потому что изнутри она видится совершенно иначе, чем снаружи.
Предполагается, что ребята пообщаются с экспертом, посмотрят, как он работает и, возможно, выполнят задание, непосредственно связанное с работой.
Второй формат – проектная стажировка на одну-две недели – включает уже работу в команде специалистов и выполнение рабочего кейса. Понятно, что подростки не обладают нужной квалификацией и не смогут выполнить сложную задачу, но тем не менее она будет связана непосредственно с профессией.
– Требуют ли подготовки оба формата?
– Мы обязательно будем работать с ребятами до и после стажировки.
До начала стажировки мы рассказываем, как всё будет проходить, вместе анализируем интересы участников и их сильные стороны, смотрим, что им сейчас нравится, к чему они склоняются и что у них сейчас получается. Также мы обязательно показываем структуру рынка труда в целом и задачи, с которыми работают конкретные специалисты. С опорой на эту информацию мы поможем выбрать идеальный вариант для нашего участника.
Ребята сами сформулируют гипотезу выбора стажировки – я хочу попробовать себя в этой сфере потому что…
Очень важно, чтобы ребёнок действительно был погружён в процесс! Не мы ему сказали «Знаешь, мы тут посмотрели твой тест, и исходя из него, тебе нужно пройти вот эти три стажировки». Эта схема не работает, хотя, возможно, и покажется привлекательной родителям. Подросток из такой стажировки не вынесет ничего.
– То есть цепочка предварительных встреч с тьютором есть последовательное движение к этому выбору?
– Да. Сначала погружаемся в профессиональные сферы, затем смотрим на свои интересы, определяем сильные и слабые стороны, и самый главной вопрос – что ты хочешь понять для себя, на какие для себя вопросы хочешь ответить.
Это сразу разворачивает ребёнка на осознанный подход: я иду не туда, где мне всё покажут и развлекут, а на стажировку как на исследование определённого рода деятельности.
Мы предложим ребятам рабочие тетради, в которых они будут фиксировать для себя все моменты, там же будут задания, которые нужно выполнить.
Стажировка – это не экскурсия, не фан, не развлечение, это именно исследование типа деятельности, который тебе интересен.
– Будем ли мы погружать ребят в основы интервью и исследования?
– Да, мы предполагаем, что мы вместе будем разрабатывать опорные вопросы для интервью.
Важно, что и самим экспертам мы будем давать условную «рыбу» презентации своей профессии – что важно рассказать о деле, о профессии, основных занятиях.
Мы обязательно дадим фреймворки, шаблоны, схемы, заполнив которые участники сформируют собственное понимание профессии и своё отношение к ней.
– Какие направления мы предлагаем для стажировок?
– Подобрать партнёров непросто. Крупные компании стажируют студентов, понимая, что те вскоре придут к ним работать. Школьник же придёт самое раннее через 7-8 лет.
Поэтому мы пошли таким путём. Слыша историю про стажировки, многие взрослые говорят: «Как круто! Мне бы в моём подростковом возрасте такое!».
Наш проект и есть та самая возможность, которую нынешние специалисты могут реализовать для сегодняшнего подростка. Очень даже вероятно, что про вас позже он будет вспоминать и рассказывать как про одного из самых важных людей в жизни, что повлияли на его профессиональный выбор.
В общем подбирая партнёров, мы отталкиваемся от желания тех, кому это откликается ценностно плюс ищем местные бизнесы.
На сегодня у нас есть специалист группы компаний «А101», который готов показать реальную стройку, это будет направление урбанистика и предпринимательство.
Есть представители администрации поселения Сосенское; здесь можно двигаться в направлениях благоустройство, социальная служба, администрирование в департаменте по делам молодёжи.
Желание поработать с нами высказал крупный местный спортклуб «Эскалада». Здесь, возможно, мы возьмём административную и маркетинговую составляющую бизнеса.
Также мы ведём переговоры с музеем «Гараж», специалистами GameDev (разработка игр), представителями локального ресторанного бизнеса.
С нами согласились сотрудничать психолог, арт-терапевт, предприниматель и педагог, детский писатель, философ, ивент-менеджер. Предполагаемая стажировка по организации бизнес-мероприятий продлится даже больше одного дня, поскольку интерн примет участие в подготовке, затем непосредственно в мероприятии и рефлексии после него.
На данный момент нам пока не хватает реальных производств, куда можно прийти и увидеть изнутри работу целой компании.
– Вот я работал с тьюторами и, как мне показалось, подошел к выбору осознанно, но стажировка мне не подошла. Смогу ли я понять, что мне действительно важно?
– Если ты попробовал и понял, что не понравилось, это прекрасно. Значит, тебе понадобилось совсем мало времени, чтобы понять, что твоя гипотеза не подтвердилась.
Здесь не может быть негативного результата, даже если мы понимаем, что в какой-то мере сработал человеческий фактор – не понравился специалист, не сложилось контакта. В любой жизненной ситуации такое случается с каждым.
Если говорить о профессиональной стороне, то важно подходить к этому именно как к проверке профессиональной гипотезы. Ты смотришь, каково тебе было в этой профессии и что конкретно понравилось или не понравилось. Как минимум у всех участников сложится понимание, как это работает и что таким путём за короткое время можно протестировать несколько своих гипотез.
У многих же в голове по-прежнему линейная картина (и следовательно, не очень работающая в нынешних условиях) – сначала я сдам ЕГЭ, потому поступлю, потом где-нибудь поработаю, потом буду понимать, подходит ли мне это или нет.
Кроме этого, мы будем работать и над различными навыками по составлению CV, ребята узнают его структуру и логику, смогут собрать презентацию. У них появится опыт деловых коммуникаций, взгляд на профессиональную деятельность изнутри.
Сначала CV будет совсем краткое, но человек должен уметь ответить на вопрос, что он умеет делать, что у него получается и «почему мы должны выбрать именно вас».
Даже у взрослых есть огромная проблема с написанием резюме, и научиться его писать – важное умение.
И наконец, если нас будут читать представители бизнесов, которые захотят взять стажёров, хочу сказать: мы не оставим вас один на один, не приведём просто так группу детей и скажем «делайте что хотите». Мы максимально подготовим и будем сопровождать обе стороны. Только так можно добиться максимально интересного для всех результата.
Мы очень ждём взрослых экспертов, готовых проинвестировать несколько часов своей жизни в такое доброе дело!
Стажировки для старшеклассников районов А101 в формате Job shadowing пройдут 10-14 апреля. Встречи с тьюторами стартуют 20 марта. Обо всех форматах стажировок Лёрнити вы можете прочитать подробнее здесь.