Найти в Дзене
Петр Власов

Армия Петра I. Командный состав полка. Жалованье и снабжение

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Командный состав полка

Управление полком осуществлял «ПОЛКОВОЙ ШТАБ». В него входили: полковник – командир полка, подполковник – его заместитель, и майор, должность которого была самой ответственной. Фактически именно майор и осуществлял полный контроль за жизнью полка: к нему стекались отчеты о состоянии личного состава, оружия и амуниции; майор докладывал об изменениях командиру полка, и передавал нижестоящим звеньям распоряжения руководства.

Приказы «полкового штаба» выполнял «УНТЕР-ШТАБ», состоявший из командиров среднего звена. Полковой адъютант помогал майору и передавал его распоряжения сержантам. Полковой квартирмейстер - заведовал бивуачным и квартирным расположениями полка, а изначально и заготовлением всего полкового имущества (с 1711 г функцию заготовки имущества возложили на комиссара). Полковой обозный заведовал обозом и подчинялся квартирмейстеру. Полковой писарь вел переписку с высшим командованием и составлял ведомости о состоянии личного состава, вооружения, обмундирования на основании сведений, поступающих из рот. Провиантмейстер отвечал за продовольствие и качество пищи; фискал - за сохранение полковой казны; полковой аудитор ведал полковым судом, а лекарь следил за распределением лекарств и за деятельностью ротных медицинских чинов. Профос наблюдал за чистотой бивака; также в его ведении находились арестанты, и именно профос был исполнителем наказаний. Особняком в высшем эшелоне полка стоял не несший никаких командных функций полковой священник.

Основными подразделениями полка являлись РОТЫ. Каждую роту возглавлял капитан, несший за роту полную ответственность. Он ежедневно получал отчет о ротных делах от сержанта, делал необходимые распоряжения. Поручик, а позже и подпоручик были помощниками капитана; они занимались строевым обучением солдат. Поручик замещал капитана в его отсутствие. Прапорщик в случае необходимости заменял подпоручика; но основной его функцией было ношение ротного знамени в бою, которое он обязывался не оставлять под страхом смертной казни.

-2

Ротные унтер-офицерские должности поначалу назывались урядничьими. Сержант смотрел за порядком в роте, за исполнением приказов капитана, за действиями солдат в строю. Подпрапорщик - помощник прапорщика; в походе носил знамя, а в бою в случае ранения или гибели прапорщика брал у него знамя. Фурьер выполнял обязанность ротного квартирмейстера: обозначал место расположения роты в лагере. Каптенармус ведал приемом и раздачей боеприпасов (свинца и пороха), следил за исправностью вооружения и амуниции. Капрал командовал капральством (отделением из 20—25 человек), и в случае необходимости докладывал о непорядках сержанту. Кандидатами на унтер-офицерские звания были ефрейторы. Они помогали капралам, и следили за несением караульной службы. За состоянием здоровья солдат в роте следил ротный лекарь, а письменную часть вел ротный писарь.

Знаки различия

Во времена Петра Великого система знаков различия командного состава еще не была разработана. Офицеры отличались от нижних чинов только лучшим сукном обмундирования, обшитого золоченым галуном, и рядом других мундирных элементов; но разницы в определении чинов и званий среди самих офицеров еще практически не существовало.

Унтер-офицеры выделялись из массы солдат желтыми (в гвардии – золочёными) узкими галунами по бортам кафтана, краям разрезов, карманным клапанам, обшлагам рукавов и вокруг треуголки. Еще одним знаком отличия унтер-офицеров являлись алебарды, обязательные для ношения в строю.

Унтер-офицеры: Лейб-гвардии Семеновского полка (в парадной форме), Лейб-гвардии Преображенского полка и армейского пехотного полка (в походной форме)
Унтер-офицеры: Лейб-гвардии Семеновского полка (в парадной форме), Лейб-гвардии Преображенского полка и армейского пехотного полка (в походной форме)

Офицеры в отличие от солдат носили не черные, а белые галстуки; их мундиры обильно обшивались золоченым галуном. Кроме галстука на шее носился и спускавшийся на грудь горжет – лунообразная металлическая пластина, серебрённая у обер-офицеров, и золоченая – у штаб-офицеров. На горжетах были выдавлены изображения короны и Андреевского креста; гвардейские горжеты дополнялись изображением венка. Поначалу горжеты были довольно узкими; в 1702 г. их форма изменилась на более широкую, с заострением внизу. Кроме того, в гвардейских полках на горжетах обер-офицеров появилась выбитая дата «1700.19.NO», которой не имелось у штаб-офицеров. Это – в память о сражении под Нарвой 19 ноября 1700 г., когда именно русские младшие офицеры Преображенского и Семеновского полков не растерялись (в отличие от наемных иноземцев, занимавших штаб-офицерские должности), и своими действиями спасли армию от полного уничтожения.

-4

Офицерские мундиры обшивались золоченым галуном по верху обшлагов, по краям резных клапанов карманов, по бортам кафтана и камзола; по борту и по воротнику обшивались галуном и офицерские епанчи. Разница между штаб- и обер-офицерами подчеркивалась так же наличием на треуголках штаб-офицеров плюмажа, которого не было у обер-офицеров. Еще одним отличием офицеров были шелковые трехцветные шарфы, носившиеся в пехоте через правое плечо, а в кавалерии – повязанными вокруг пояса. Шарфы обер-офицеров имели серебряные кисти, а штаб-офицеров – золотые.

Эфесы офицерских шпаг золотились или серебрились, что тоже служило отличием офицеров от нижних чинов, шпаги которых имели медные или стальные эфесы. Помимо шпаг офицеры фузилерных рот и штаб-офицеры вооружались протазанами (офицеры гренадер – ружьями). Протазан - это копье с фигурным наконечником на длинном древке, и с кистью, крепившейся у основания наконечника. Цветами кистей протазанов впервые попытались конкретнее указывать на звания офицеров: у полковников кисти делали золотые, у подполковников серебряные, у майоров «полосатые» (с чередованием золота и серебра). Кисти протазанов обер-офицеров были шелковыми: у капитанов - белые, у поручиков - красные, у подпоручиков - зеленые. Однако такая система оказалась не очень удобной; к тому же протазаны офицеры брали в руки, только становясь в строй – в остальных случаях определение звания становилось невозможным…

Офицер фузилеров (в парадной форме) и офицер  гренадер Лейб-гвардии Преображенского полка; офицеры выборных полков; офицер драгун
Офицер фузилеров (в парадной форме) и офицер гренадер Лейб-гвардии Преображенского полка; офицеры выборных полков; офицер драгун

Реформа обмундирования, проведенная в 1720 г., отразилась и на форме командного состава. На унтер-офицерском мундире галунная обкладка значительно уменьшилась – галун теперь нашивался только на введенном отложном воротнике и на обшлагах. А вот офицерские кафтаны, тоже после реформы получившие отложные воротники, по-прежнему обильно расшивались золотым галуном; им же обшивались борта камзолов и офицерские епанчи (по бортам и краю воротника). Правда, теперь «богатые» мундиры, расшитые золотым и серебряным позументом так, что «мало где сукно виднелось», считались парадными и надевались лишь в особо торжественных случаях; в остальное время их возили в обозе. А походные мундиры были практически такими же, что и у нижних чинов, с минимальной галунной обшивкой; они отличались лишь качеством сукна и тщательностью изготовления. Теперь походный пехотный офицерский мундир выглядел следующим образом: кафтан, камзол, штаны, епанча, воротник, обшлага, оторочка петель и подбой кафтана — темно-зеленые. Галстук и чулки — белые. Адъютанты и штаб-офицеры носили сапоги с медными шпорами. У офицеров драгунских полков: кафтан — синий, камзол и штаны — лосиные. Воротник, обшлага, подбой, оторочка петель, галстук и чулки (в пешем строю) — белые. В конном строю - черные ботфорты.

Штаб-офицер и обер-офицер пехотных полков в форме обр.1720 г.; офицер в епанче
Штаб-офицер и обер-офицер пехотных полков в форме обр.1720 г.; офицер в епанче

ЖАЛОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

Денежное жалование (рублей в год)

Полковой штаб: командир полка, полковник, получал 300 рублей в год (если он был иностранцем, то – 455 рублей). Жалование подполковника составляло 150 рублей, а майора - 140 рублей.

Офицеры и чиновники полкового «унтер-штаба» получали в год: лекарь - 120 рублей, аудитор - 100 рублей, профос - 84 рубля; квартирмейстер, адъютант и писарь – по 80 рублей.

Офицеры рот: командир роты, капитан - 100 рублей, поручик - 80 рублей, подпоручик и прапорщик – по 50 рублей.

Жалование нижних чинов роты было гораздо скромнее. Сержант получал в год 14,4 рублей, подпрапорщик, каптенармус и фурьер – по 13,68 рублей, капралы и писарь по 12 рублей, а рядовые - по 10,98 рублей в год (или 30 алтын - 90 копеек - в месяц). В гвардии система оплаты была более гибкой — «за выслугу лет» оклад старых солдат увеличивался с 10,98, до 16 рублей.

Такое же жалование, как рядовые (по 10,98 рублей) получали находившиеся при роте вспомогательные должности: лекарь, профос, кузнец, плотник и слесарь; а так же музыканты – гобоист и барабанщики. Самое низкое жалование имели числившиеся в штате полка 86 извозчиков и 86 денщиков - их годовой оклад составлял всего по 6 рублей.

-7

Достаточным ли было денежное довольствие нижних чинов и вспомогательных специалистов? Понять это можно, только сравнив с ценами того времени. Поэтому ниже привожу расценки российского продовольственного рынка на 1716 г.

Фунт (410 гр) хлеба стоил 1 копейку; фунт сухарей — 3 копейки; четверть (3 литра) крупы — 3 рубля. Мясо продавалось дороже: фунт говядины — 4 копейки, фунт ветчины — 8 копеек, пуд (16 кг) свиного сала — 3 рубля 40 копеек. Фунт сливочного масла покупался за 11 копеек, кружка вина за 20 копеек. Пуд сушеной рыбы стоил 60 копеек, а 8 пудов (128 кг) соли — 5 рублей.

Выводы делайте сами. Но учтите, что продовольствие солдатами не покупалось, а выдавалось «от казны». Правда, около половины годового жалования у солдат (5 рублей 32 копейки) вычиталось на «постройку обмундирования». А на оставшиеся деньги солдат должен был приобретать себе (во всяком случае, до 1712 г.) теплые вещи: шапку, полушубок, рукавицы, онучи. Так что свободных денег почти не оставалось.

Кстати, вычетам подвергались и оклады офицеров – за сбежавших солдат. А у офицеров-помещиков до начала 10-х гг. из жалования вычиталась определенная сумма за каждый имевшийся двор. Кроме того, с 1721 г. со всех офицеров, унтер-офицеров и чиновников (кроме рядовых) стали вычитать по 1 копейке с рубля «на госпиталь».

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ НОРМЫ в мирное и военное время существенно различались. В МИРНОЕ ВРЕМЯ солдату полагалось В ГОД: муки – 3 четверти (9 литров), крупы - 1,5 четверти (4,5 литра), соли - 24 фунта (9,8 кг) и мяса на 72 копейки (7,38 кг в год или 0,6 кг в месяц).

В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ солдату выдавалось: крупы - 1,5 гарнца в месяц (6 литров), соли – 2 фунта в месяц (0,82 кг), хлеба – 2 фунта в день (0,82 кг), мяса – 1 фунт в день (0,41 кг), вина - 2 чарки вдень (0,24 литра) и пива – 1 гарнец в день (4 литра). Иногда в пищу добавляли другие продукты. Кроме того, «на квартирах» полагался так называемый «сервис»: уксус, дрова, свечи, постель - «от казны».

ВЕЩЕВОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ, установленное Петром I, определяло каждой вещи срок службы. Бессрочных вещей не было. По истечению срока употребления вещь заменялась на новую. В гардероб солдата входили: шляпа (срок службы 2 года), кафтан суконный с медными пуговицами (на 3 года), камзол и лосиные штаны (на 6 лет), епанча (3,5 года), фланелевый галстук (1,5 года), сапоги и башмаки (на 1 год), две пары чулок (на 1 год). Так же на 1 год выдавался холст - 11,5 аршин на две рубахи и 6,5 аршин на две пары подштанников (аршин – 71 см).

Армия Петра I. Создание регулярной армии (01): пехота

Армия Петра I. Создание регулярной армии (02): кавалерия

Армия Петра I. Создание регулярной армии (03): артиллерия

Армия Петра I. Обмундирование

Армия Петра I. Тактика ведения боя. Оружие

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории