Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствует дальнейшему развитию речи малыша. Для психического развития ребёнка важное значение имеет взаимоотношение действий с предметами и речи. К 3 годам речь начинает занимать центральное место в развитии малыша.
С первого года жизни ребёнок перешёл от подготовительного периода к собственно речевому, хотя подготовительный далеко ещё не исчерпан. Он будет продолжаться до 18-20 месяцев параллельно с собственно речевым развитием. В это время особенно важна полноценная речевая среда!
Если первые слова появляются у ребёнка вовремя и дальше не происходит никаких заболеваний, стрессовых ситуаций в семье, неблагоприятных изменений в условиях жизни, то идёт бурное овладение способностью говорить.
Ребёнку, осваивающему одновременно и понимание речи, и способность говорить самому, необходимы такие опоры как предметы. Все реальные предметы, которые находятся вокруг него в доме (мебель, посуда, бытовые приборы), а также явления природы (небо, солнце, цветы, деревья) и конечно игрушки, играют в жизни ребёнка особую роль. Маленькие дети не только смотрят на предметы и слушают их, они часто тянут в рот, нюхают, трогают, то есть обследуют предмет со всех сторон и таким образом запоминают его, выделяют свойства, признаки предмета и действия с ним, сравнивают с другими предметами.
К 1-1.5 годам малыш говорит ещё лепетными словами, но по ритму и интонации они похожи на настоящие слова.
Ближе к 2 годам появляются первые слова: кися, бака, ляпа. Ребёнок пытается говорить даже слова из трёх слогов: синя (машина). Такая речь понятна в определённой знакомой ситуации.
С 2 до 3 лет – период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. Хотя звукопроизношение слов может быть неправильным. В этот период формируется объём словаря активной речи. И к концу третьего года число активных слов достигает 1000-1500 в норме. На этом возрастном этапе появляется фразовая речь из 2-3 знакомых слов.
От 1 года до 3 лет: как заниматься с малышом?
- Продолжайте играть в активные двигательные игры: «Принеси игрушку», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Прятки», «Догонялки». Начиная с 2 лет полезно использовать игры-подражания: «Как птички летают», «Зайка прыгает по дорожке»; подвижные игры «Солнышко и дождик», «Кот и мыши», «У медведя во бору».
- Создавайте условия для развития мелкой моторики рук: нанизывать колечки, крупные бусины на шнурок, открывать и закрывать коробочки, бутылочки, шкатулки, отвинчивать и завинчивать крышечки.
- Учите малыша подбирать предметы по форме: подбирать крышки соответствующей формы к коробкам (круглые, квадратные, прямоугольные), вкладывать фигуры в прорези той же формы.
- Ребёнку будет занимательно группировать предметы по цвету, размеру, форме: «Положи красные шарики в красное ведёрко, а зелёные шарики в зелёное», «Сложи большие кубики в большую коробку, маленькие кубики в маленькую».
- Помогайте осваивать крохе действия с различными предметами: за верёвочку притягивать машинку, строить из кубиков башню, забор, гараж, вылавливать сачком игрушки из таза с водой (рыбки, уточки, шарики), при этом давайте чёткие инструкции: «Поймай жёлтую уточку, вылови большую рыбку…», «Что Катя поймала?».
- Для увеличения активного словаря предлагайте малышу совместно выполнять действия по дому: убирать посуду, помыть овощи, полить цветочки, покормить котика, убрать вещи в шкаф, при этом комментировать, что Вы делаете.
- Через небольшие сказки и рассказы привлекайте внимание к художественной литературе, показывайте картинки, беседуйте с малышом, задавайте простые вопросы о прочитанном.
Родителям следует быть особенно внимательными к ребёнку в период интенсивного развития речи! Не перегружать ребёнка чрезмерной словесной информацией, новыми впечатлениями. Любое заболевание, психическая травма, чрезмерная стимуляция речевого развития могут привести к срыву активно формирующейся речевой функции.