Актуальность: вечная
Категория: Для руководителя
Читать или пропустить: Можно прочитать
Что понравилось
Нужно лишь 3 составляющих результативного управления: стратегия, управление, контроль. Но все дело в деталях.
При проработке стратегии нужно учитывать мнение всех, кто будет ее воплощать - причастность к выработке стратегии повышает мотивацию для ее достижения.
Если какой-то руководитель не справляется не нужно давать ему второго, третьего шанса, его нужно менять. Жестко. Вопрос в том, откуда взять другого? Совет от автора - развивайте в своей организации.
Первый раз прочел про то, что увольнять нужно полюбовно, а не сжигать все мосты - мир круглый, обиженный уволенный сотрудник может принести довольно много вреда.
Интересная мысль: для генерации новых идей нужны новые сотрудники. Сотрудники, которые уже 10 лет сидят в должности ничего нового и прорывного не придумают.
Что не понравилось
Авторы пишут, что нужно поощрять людей, которые выполнили поставленные цели. А те, кто не выполнил - депримировать. Упор делается на финансовую составляющую. Хотя доказано, что это временная мотивация.
Чувствуется, что книга написана уже более 20 лет назад: телефонные созвоны, печатные записки и т.п. В целом можно в уме заменять на Jazz-встречи, email, но ощущение устарелости остается.
Итог
Ещё Сталин говорил: кадры решают все. В этой книге работе с кадрами посвящена четверть книги. Да, и стратегическое планирование тоже похоже на пятилетки...
Из 100-го тома (https://promo.sber.ru/180/book100/005.html):
Руководитель организации отвечает за выполнение компанией бизнес-планов и добивается их выполнения, управляя тремя ключевыми бизнес-процессами – подбирая в свою команду других руководителей, ставя стратегические цели и организуя процесс основной хозяйственной деятельности предприятия.
Ларри Боссиди, Рэм Чаран, «Искусство результативного управления»
Эта книга о том, как подход руководства к управлению влияет на результаты бизнеса. Кто виноват, что в январе на планерках озвучивались сверхнормы желаемой прибыли, а в декабре компания еле-еле сводит концы с концами? Неопытные сотрудники? Завышенные ожидания? Кризис? Конкуренты? Нет! Автор книги «Искусство результативного управления» Ларри Боссиди утверждает, что в ответе за все – руководство, причем как компании в целом, так и отдельных подразделений. И у легендарного управляющего, удвоившего активы вверенного ему гигантского подразделения General Electric, есть полное право так заявлять. Книга стала бестселлером The New York Times и разошлась тиражом более 2 миллионов экземпляров. В ее основе – тридцатичетырехлетний опыт руководства, выстроенный в авторскую теорию управления.
Три составляющих результативного управления
Для начала определимся с формулировкой «результативное управление». Автор трактует его как управление, направленное на конечный результат. На то, что можно измерить в конкретных показателях: единицах продукции, количестве заказов и, конечно, суммах выручки на счетах компании. Увы, эти цифры на практике часто расходятся с амбициозными планами руководства. Почему так происходит и, главное, что с этим делать?
Автор объясняет невыполненные планы и недостигнутые показатели просчетами в одном из трех главных процессов компании: стратегическом планировании, руководстве кадрами и планировании основной деятельности. Они взаимосвязаны, и, если хоть один «хромает», стабильно высоких результатов не достичь.
Рассмотрим каждый из процессов в отдельности.
Стратегическое планирование. Стратегия – это комплексный план развития компании или ее подразделения. В итоге она должна стать готовым планом, на который будет ориентироваться руководство. Поэтому очень важно, чтобы в разработке плана участвовали те люди, которые позже будут отвечать за его выполнение: представители кадрового отдела, финансовой службы и т. д.
В качественном стратегическом плане есть ответы на вопросы о:
• внешней обстановке, рынках, конкурентах;
• наиболее прибыльном пути развития и преградах на нем;
• долгосрочных и краткосрочных задачах подразделения и компании в целом;
• системе промежуточного контроля – точках, по которым можно оценить успех выполнения плана;
• способах получения устойчивого дохода.
И главное – стратегия должна быть реальной и правдоподобной. Такой, которую возможно воплотить в жизнь при имеющихся ресурсах или можно быстро подкорректировать, если бизнес-среда резко поменяется.
Эффективное руководство кадрами. Второй ключевой процесс бизнеса – управление персоналом. Именно оно отвечает на вопрос, кто поведет компанию к поставленным целям. И Боссиди называет его самым важным из всех трех составляющих.
Здоровая система управления кадрами дает нам сразу несколько преимуществ:
• помогает точно оценивать уровень квалификации профессионалов;
• выявляет талантливых лидеров во всех направлениях (они дальше будут внедрять стратегию в жизнь);
• создает сильный резерв потенциальных руководителей.
Как результат, в подразделении или в компании в целом всегда удовлетворены потребности в кадрах – и все люди на своих местах.
Планирование основной деятельности. Первые два бизнес-процесса отвечали на вопросы «Что?» и «Кто?», а третий – планирование основной деятельности – показывает сам путь реализации цели, отвечая на вопрос «Как?». И если при планировании мы считаем только деньги и ресурсы, не обращая внимания на маршрут движения – как именно компания придет к нужным результатам, – этот план, увы, иллюзорен.
В план основной деятельности входят годовые программы выпуска продукции, вывода на рынок новых изделий, повышения производительности труда, планы маркетинга и сбыта, а также план действий в непредвиденных ситуациях.
Долгосрочные цели в дальнейшем дробятся на конкретные задачи – и их уже выполняют сотрудники подразделений.
Руководителям же, в свою очередь, для управления всем этим процессом и контроля требуются вполне конкретные качества и навыки.
Хороший руководитель: какой он?
Каким должен быть руководитель, чтобы его управление было действительно результативным?
Во-первых, настоящим, естественным. Любое притворство рано или поздно вылезает наружу и не добавляет доверия личности.
Во-вторых, скромным. Хороший руководитель умеет признавать ошибки, делиться победами, учиться новому и слушать тех, кто с ним рядом.
В-третьих, умеющим владеть собой в любой ситуации. Это всегда внушает доверие.
И, наконец, назовем семь важных навыков, которыми должен обладать эффективный управленец.
Навык 1. Умение «с головой» погружаться в свой бизнес
По мнению Боссиди, правильный руководитель должен жить своим делом. Часто же на практике все иначе: управленцы оторваны от каждодневных процессов в своих подразделениях. И получается, что руководитель далек от текущих дел, не знает своих кадров, а те не знают его.
Навык 2. Способность реально оценивать компанию
Для этого важно смотреть на нее в контексте других аналогичных бизнесов. Как мы выглядим по сравнению с ними? Чем мы отличаемся? Хуже? Лучше?
Навык 3. Расстановка четких приоритетов и целей
У руководителя, по мнению автора, не должно быть сразу нескольких десятков приоритетных задач – так он распыляется, не зная, что же на самом деле важно. Нужно выделить несколько четких реалистичных целей и сосредоточить усилия на них.
Навык 4. Систематический контроль
Чего стоят даже самые ясные и качественно прописанные цели, если их никто не реализует, никто не контролирует их исполнения – и, следовательно, все пускается на самотек?
Поэтому автор настаивает, что у любой задачи должен быть ответственный за результаты. Иначе ничего не будет сделано.
Навык 5. Вознаграждение успешных сотрудников
Основанием для вознаграждения всегда остается качество работы человека, а не отношение к нему.
Навык 6. Развитие кадров
Успешный руководитель – хороший наставник. Он ищет способ каждый день развивать своих сотрудников, давать им обратную связь, задавать правильные вопросы – и тем самым мотивировать двигаться вперед.
Навык 7. Самопознание
Результативный руководитель должен четко знать себя, свой характер, качества, сильные и слабые стороны. Это поможет ему оставаться честным с другими и самим собой, точно оценивать реалии своего подразделения и подчиненных, спокойно относиться к их мнению, даже если оно отлично от его собственного.
Почему Сбер выбрал эту книгу для своей библиотеки
Книга «Искусство результативного управления» в первую очередь ценна тем, что возвращает нас к реальности. Часто руководители сосредоточиваются на «высоких материях»: общей стратегии, идеях, философии организации – и забывают о насущном. А именно – о практической деятельности подразделения: как и за счет чего будут достигнуты поставленные планы? И главное – кто будет их воплощать в жизнь? В итоге голова не знает, чем занимается хвост. И компания никуда не движется. Руководитель должен полностью принимать ответственность за себя и за то, что происходит в его подразделении. А какие навыки ему для этого нужны и как их наработать, детально раскрыто в книге.
Об авторах
Лоуренс Боссиди – бывший председатель и генеральный директор Honeywell International (ранее AlliedSignal), лидер в области диверсифицированных технологий и производства из списка Fortune 100. До этого более тридцати лет занимал высокие должности в General Electric.
Рэм Чаран – советник генеральных директоров и руководителей высшего звена в организациях, от стартапов до компаний из списка Fortune 500. Эксперт по лидерству, бизнес-стратегиям, корпоративной культуре. Автор более двух десятков книг.
Том 4 - Полный список - Том 6