Найти тему

Том 5. Искусство результативного управления. Ларри Боссиди, Рэм Чаран

Оглавление

Актуальность: вечная

Категория: Для руководителя

Читать или пропустить: Можно прочитать

Что понравилось

Нужно лишь 3 составляющих результативного управления: стратегия, управление, контроль. Но все дело в деталях.

При проработке стратегии нужно учитывать мнение всех, кто будет ее воплощать - причастность к выработке стратегии повышает мотивацию для ее достижения.

Если какой-то руководитель не справляется не нужно давать ему второго, третьего шанса, его нужно менять. Жестко. Вопрос в том, откуда взять другого? Совет от автора - развивайте в своей организации.

Первый раз прочел про то, что увольнять нужно полюбовно, а не сжигать все мосты - мир круглый, обиженный уволенный сотрудник может принести довольно много вреда.

Интересная мысль: для генерации новых идей нужны новые сотрудники. Сотрудники, которые уже 10 лет сидят в должности ничего нового и прорывного не придумают.

Что не понравилось

Авторы пишут, что нужно поощрять людей, которые выполнили поставленные цели. А те, кто не выполнил - депримировать. Упор делается на финансовую составляющую. Хотя доказано, что это временная мотивация.

Чувствуется, что книга написана уже более 20 лет назад: телефонные созвоны, печатные записки и т.п. В целом можно в уме заменять на Jazz-встречи, email, но ощущение устарелости остается.

Итог

Ещё Сталин говорил: кадры решают все. В этой книге работе с кадрами посвящена четверть книги. Да, и стратегическое планирование тоже похоже на пятилетки...

Из 100-го тома (https://promo.sber.ru/180/book100/005.html):

Руководитель организации отвечает за выполнение компанией бизнес-планов и добивается их выполнения, управляя тремя ключевыми бизнес-процессами – подбирая в свою команду других руководителей, ставя стратегические цели и организуя процесс основной хозяйственной деятельности предприятия.

Ларри Боссиди, Рэм Чаран, «Искусство результативного управления»

Эта книга о том, как подход руководства к управлению влияет на результаты бизнеса. Кто виноват, что в январе на планерках озвучивались сверхнормы желаемой прибыли, а в декабре компания еле-еле сводит концы с концами? Неопытные сотрудники? Завышенные ожидания? Кризис? Конкуренты? Нет! Автор книги «Искусство результативного управления» Ларри Боссиди утверждает, что в ответе за все – руководство, причем как компании в целом, так и отдельных подразделений. И у легендарного управляющего, удвоившего активы вверенного ему гигантского подразделения General Electric, есть полное право так заявлять. Книга стала бестселлером The New York Times и разошлась тиражом более 2 миллионов экземпляров. В ее основе – тридцатичетырехлетний опыт руководства, выстроенный в авторскую теорию управления.

Три составляющих результативного управления

Для начала определимся с формулировкой «результативное управление». Автор трактует его как управление, направленное на конечный результат. На то, что можно измерить в конкретных показателях: единицах продукции, количестве заказов и, конечно, суммах выручки на счетах компании. Увы, эти цифры на практике часто расходятся с амбициозными планами руководства. Почему так происходит и, главное, что с этим делать?

Автор объясняет невыполненные планы и недостигнутые показатели просчетами в одном из трех главных процессов компании: стратегическом планировании, руководстве кадрами и планировании основной деятельности. Они взаимосвязаны, и, если хоть один «хромает», стабильно высоких результатов не достичь.

Рассмотрим каждый из процессов в отдельности.

Стратегическое планирование. Стратегия – это комплексный план развития компании или ее подразделения. В итоге она должна стать готовым планом, на который будет ориентироваться руководство. Поэтому очень важно, чтобы в разработке плана участвовали те люди, которые позже будут отвечать за его выполнение: представители кадрового отдела, финансовой службы и т. д.

В качественном стратегическом плане есть ответы на вопросы о:

• внешней обстановке, рынках, конкурентах;

• наиболее прибыльном пути развития и преградах на нем;

• долгосрочных и краткосрочных задачах подразделения и компании в целом;

• системе промежуточного контроля – точках, по которым можно оценить успех выполнения плана;

• способах получения устойчивого дохода.

И главное – стратегия должна быть реальной и правдоподобной. Такой, которую возможно воплотить в жизнь при имеющихся ресурсах или можно быстро подкорректировать, если бизнес-среда резко поменяется.

Эффективное руководство кадрами. Второй ключевой процесс бизнеса – управление персоналом. Именно оно отвечает на вопрос, кто поведет компанию к поставленным целям. И Боссиди называет его самым важным из всех трех составляющих.

Здоровая система управления кадрами дает нам сразу несколько преимуществ:

• помогает точно оценивать уровень квалификации профессионалов;

• выявляет талантливых лидеров во всех направлениях (они дальше будут внедрять стратегию в жизнь);

• создает сильный резерв потенциальных руководителей.

Как результат, в подразделении или в компании в целом всегда удовлетворены потребности в кадрах – и все люди на своих местах.

Планирование основной деятельности. Первые два бизнес-процесса отвечали на вопросы «Что?» и «Кто?», а третий – планирование основной деятельности – показывает сам путь реализации цели, отвечая на вопрос «Как?». И если при планировании мы считаем только деньги и ресурсы, не обращая внимания на маршрут движения – как именно компания придет к нужным результатам, – этот план, увы, иллюзорен.

В план основной деятельности входят годовые программы выпуска продукции, вывода на рынок новых изделий, повышения производительности труда, планы маркетинга и сбыта, а также план действий в непредвиденных ситуациях.

Долгосрочные цели в дальнейшем дробятся на конкретные задачи – и их уже выполняют сотрудники подразделений.

Руководителям же, в свою очередь, для управления всем этим процессом и контроля требуются вполне конкретные качества и навыки.

Хороший руководитель: какой он?

Каким должен быть руководитель, чтобы его управление было действительно результативным?

Во-первых, настоящим, естественным. Любое притворство рано или поздно вылезает наружу и не добавляет доверия личности.

Во-вторых, скромным. Хороший руководитель умеет признавать ошибки, делиться победами, учиться новому и слушать тех, кто с ним рядом.

В-третьих, умеющим владеть собой в любой ситуации. Это всегда внушает доверие.

И, наконец, назовем семь важных навыков, которыми должен обладать эффективный управленец.

По мнению Боссиди, правильный руководитель должен жить своим делом. Часто же на практике все иначе: управленцы оторваны от каждодневных процессов в своих подразделениях. И получается, что руководитель далек от текущих дел, не знает своих кадров, а те не знают его.

Для этого важно смотреть на нее в контексте других аналогичных бизнесов. Как мы выглядим по сравнению с ними? Чем мы отличаемся? Хуже? Лучше?

У руководителя, по мнению автора, не должно быть сразу нескольких десятков приоритетных задач – так он распыляется, не зная, что же на самом деле важно. Нужно выделить несколько четких реалистичных целей и сосредоточить усилия на них.

Чего стоят даже самые ясные и качественно прописанные цели, если их никто не реализует, никто не контролирует их исполнения – и, следовательно, все пускается на самотек?

Поэтому автор настаивает, что у любой задачи должен быть ответственный за результаты. Иначе ничего не будет сделано.

Основанием для вознаграждения всегда остается качество работы человека, а не отношение к нему.

Успешный руководитель – хороший наставник. Он ищет способ каждый день развивать своих сотрудников, давать им обратную связь, задавать правильные вопросы – и тем самым мотивировать двигаться вперед.

Результативный руководитель должен четко знать себя, свой характер, качества, сильные и слабые стороны. Это поможет ему оставаться честным с другими и самим собой, точно оценивать реалии своего подразделения и подчиненных, спокойно относиться к их мнению, даже если оно отлично от его собственного.

Почему Сбер выбрал эту книгу для своей библиотеки

Книга «Искусство результативного управления» в первую очередь ценна тем, что возвращает нас к реальности. Часто руководители сосредоточиваются на «высоких материях»: общей стратегии, идеях, философии организации – и забывают о насущном. А именно – о практической деятельности подразделения: как и за счет чего будут достигнуты поставленные планы? И главное – кто будет их воплощать в жизнь? В итоге голова не знает, чем занимается хвост. И компания никуда не движется. Руководитель должен полностью принимать ответственность за себя и за то, что происходит в его подразделении. А какие навыки ему для этого нужны и как их наработать, детально раскрыто в книге.

Об авторах

Лоуренс Боссиди – бывший председатель и генеральный директор Honeywell International (ранее AlliedSignal), лидер в области диверсифицированных технологий и производства из списка Fortune 100. До этого более тридцати лет занимал высокие должности в General Electric.

Рэм Чаран – советник генеральных директоров и руководителей высшего звена в организациях, от стартапов до компаний из списка Fortune 500. Эксперт по лидерству, бизнес-стратегиям, корпоративной культуре. Автор более двух десятков книг.

Том 4 - Полный список - Том 6