Себестоимость продаж считают, чтобы узнать, какую цену поставить на продукцию и есть ли вообще смысл ее производить и продавать.
Мы уже затрагивали тему себестоимости в других статьях:
В этой же поговорим о том, что такое себестоимость продаж, из чего она состоит, как ее рассчитывать в производстве, строительстве, торговле и как ее учитывают при формировании цен на продукцию.
Что такое себестоимость продаж
Себестоимость — это сумма затрат на производство или закупку и реализацию продукции. Себестоимость бывает разных видов, если коротко:
Сокращенная себестоимость — это себестоимость только производства товара. Ее еще называют производственной себестоимостью, маржинальной или цеховой.
В сокращенной себестоимости будут учитываться только прямые переменные затраты — те, что компания несет при производстве товаров, например на сырье, материалы и непосредственное изготовление.
Сокращенная себестоимость на единицу продукции используется для расчета ТБУ, или точки безубыточности, и маржинальной прибыли.
Полная себестоимость, она же себестоимость продаж или себестоимость реализации продукции, — это сумма сокращенной себестоимости товара и всех постоянных расходов предприятия. Это именно та себестоимость, о которой мы будем говорить в статье.
Себестоимость продаж — это не только расходы на производство товара, но и те, что бизнес несет, чтобы продать продукцию покупателю. Вот пример затрат для расчета себестоимости продаж:
- на закупку сырья и комплектующих;
- работу сотрудников;
- производство продукции;
- хранение, перевозку, доставку;
- рекламу, упаковку;
- а также накладные, или косвенные, затраты — зарплаты административного персонала, закупка канцелярии и прочее.
Проще говоря, эта себестоимость показывает, во сколько компании обходится производство и продажа продукции, а не только производство.
Себестоимость продаж складывается из сокращенной себестоимости и остальных расходов
Себестоимость продаж состоит из двух частей:
- себестоимости товара — это затраты предприятия на выпуск продукции или закупку товара;
- все остальные издержки — это расходы, которые предприятие несет, чтобы товар появился у покупателя.
Схематично себестоимость продаж можно представить так ↓
Часть 1. Затраты до момента появления товара у компании — это могут быть расходы на производство продукции, ее покупку или строительство. Если компания делает дверь, то это расходы на производство, а если покупает их в Китае, то на закупку. Эту часть еще называют сокращенной себестоимостью.
Часть 2. Затраты от момента появления товара у компании до появления у конечного покупателя — здесь уже не так важно, купили товар или сделали сами, потому что в любом случае есть расходы, например на рекламу и доставку товаров до клиентов, то есть коммерческие затраты.
Если сложить две эти части, то мы получим такой показатель, как себестоимость продаж.
Себестоимость продаж — один из показателей, по которому оценивают эффективность бизнеса в целом и смотрят, оправдают ли себя затраты на закупку или выпуск продукции. Компании считают всё-всё, что им нужно будет потратить, и смотрят, если ли смысл изготавливать или закупать этот товар при текущем уровне розничных цен.
Правильный расчет себестоимости продаж позволяет выставлять дифференцированные цены для разных заказчиков и каналов продаж в зависимости от величины коммерческих затрат.
Как рассчитать себестоимость продаж: формула
Чтобы узнать себестоимость продаж, используют несложную формулу расчета:
Себестоимость продаж = Расходы на производство + Коммерческие расходы
Или формулу посложнее. Такую применяют, чтобы повысить точность. В ней не учитывают нереализованную продукцию:
Себестоимость продаж = Расходы на производство + Коммерческие расходы + (Остатки нереализованной продукции на начало отчетного периода − Остатки на конец отчетного периода)
В строительстве вместо нереализованной продукции речь будет идти о незавершенном производстве.
Методы калькуляции себестоимости
Есть еще несколько методов вычисления себестоимости продаж — они больше подходят для бухгалтерского учета, мы их приводим лишь для общего кругозора.
Директ-костинг — в расчет не включают общехозяйственные расходы, лишь прямые переменные. Метод подойдет для небольших компаний, которые производят один тип продукции. Формула для расчета себестоимости одного изделия выглядит так:
Общая сумма переменных расходов / Количество произведенных изделий за отчетный период
Попередельный, он же попроцессный, метод — себестоимость считают не в целом, а на каждом этапе производства. Подходит для крупных компаний с несколькими цехами или стадиями, процессами производства.
Позаказный метод — себестоимость считают не для одного изделия, а для партии или заказа. Метод подойдет тем, кто занимается производством под заказ — разово или серийно. Считают по такой формуле:
Все расходы на выполнение определенного заказа / Количество выпущенных изделий
Все данные для расчета себестоимости по любому из методов вы сможете найти в ОПиУ — это отчет о прибылях и убытках компании — и балансе.
Нам же важнее сейчас понять, что куда относится:
- Расходы на производство — это затраты на материалы, сырье, коммуналку производственных помещений, к примеру на теплоснабжение, амортизацию оборудования, зарплаты работникам производства.
- Коммерческие расходы — это затраты на продажи товаров и обслуживание продаж. Например, сюда можно отнести зарплаты коммерческого персонала, доставку до покупателей, зарплаты сотрудников отдела работы с рекламациями и так далее.
- Административные — зависят от количества направлений, видов продукции.
Давайте подробнее и на примерах разберемся, какие расходы входят в эту себестоимость ↓
Что входит в себестоимость продаж в производстве, торговле и строительстве
Мы уже сказали, что себестоимость продаж считают для производства, торговли и строительства. В услугах и работах действует немного другой принцип расчета.
Для начала посмотрим, что входит в первую часть себестоимости продаж: статьи расходов, связанные с непосредственным выпуском или закупкой продукции — это сокращенная себестоимость.
Производство. В себестоимость продаж входит сумма затрат на создание изделий. Какими они будут, во многом зависит от отрасли. Давайте представим, что у нас производство косметики, тогда в нашу себестоимость войдут:
- Закупка и доставка материалов — в нашем случае сырья. Например, чтобы сделать шампунь, берем его рецепт и смотрим, сколько и каких ингредиентов нужно.
- Заготовка полуфабриката — самой жидкости шампуня. Здесь считают деньги, которые предприятие тратит на зарплаты сотрудников — тех, кто делает этот полуфабрикат и разливает по бутылкам.
- Закупка и доставка упаковки — для шампуня это бутылка, крышка и этикетка.
- Процент на брак — допустим, 4%. Откуда взять эту цифру — мы рассказали в статье «Как разобраться с браком и потерями на производстве».
Сюда можно отнести и другие расходы, но только прямые — те, про которые точно известно, что они относятся к произведенной продукции. Например, амортизацию оборудования: ее можно посчитать и распределить по единицам продукции. Все остальные расходы, например зарплату бухгалтера, включить в эту часть себестоимости не получится.
Торговля. Здесь всё примерно то же самое: в себестоимость продаж нужно включить расходы, которые относятся непосредственно к закупке товара. Обычно список такой:
- сам товар — его покупка у поставщика;
- доставка до границы и по территории России — если закупать в другой стране;
- таможенные платежи;
- ввозной НДС, если компания платит НДС, — зависит от категории товара;
- хранение запасов на арендованном складе и простой, если возник;
- переупаковка, например в брендированные коробки;
- зарплаты сотрудников, которые непосредственно работают с товаром, например переупаковывают его;
- брак и потери.
Строительство. В строительстве список еще больше, поэтому скажем кратко, что относится к сокращенной себестоимости:
- получение разрешительной документации;
- проектные работы;
- аренда земли;
- строительные материалы;
- строительно-монтажные работы;
- покупка или аренда оборудования;
- страхование;
- затраты на обслуживание и охрану после завершения строительства.
↑ Это всё относится к первой части себестоимости продаж.
Дальше возникают затраты на реализацию продукции. У производства, торговли и строительства статьи тут одинаковые:
- Доставка товара. Производство шампуней повезет товар со склада в оптовый магазин, строительство — сруб клиентам, торговая компания — на склады или непосредственно клиенту.
- Зарплаты коммерческого блока — во всех трех примерах будут траты на оплату работы маркетологов, зарплаты и бонусы за выполнение KPI для менеджеров по продажам и прочие.
- Реклама и маркетинг — расходы на СМС клиентам, каталоги, сайты, интернет-маркетинг и рекламу на уличных баннерах.
- Прочие издержки — от аренды торговых точек до зарплат бухгалтеров.
Подробный расчет этого показателя и его анализ нужны, чтобы получить адекватную цену. Такую, при которой предприятие не будет работать в ноль или убыток. Ниже объясняем подробнее.
Расчеты себестоимости помогают установить розничные цены
Давайте сразу на примере. Допустим, у нас производство шампуня «Клевер». Нам нужно посчитать себестоимость продаж, и мы делаем это в два шага:
- считаем сумму издержек на производство продукции;
- считаем издержки на реализацию и сумму косвенных затрат.
Допустим, на производство шампуня мы тратим 100 ₽ — это, условно, вода, отвар клевера, мыльная основа, бутылка и этикетка.
Дальше берем все постоянные расходы компании и делим на количество продукции. Допустим, мы изготовили 10 000 бутылок шампуня за месяц, а потратили на всё-всё, кроме производства, 3 млн ₽.
3 000 000 / 10 000 = 300 ₽
Мы знаем, что производство обходится в 100 ₽, прибавляем 300 ₽ и узнаём, что наш шампунь стоит 400 ₽.
Чтобы выйти в ноль, нам нужно продавать шампунь минимум по 400 ₽. А всё, что выше этой цены, пойдет в прибыль. Мы можем поставить цену как в 500 ₽ и забрать в прибыль 100, так и в 1 000 ₽ — тогда прибыль составит 600 ₽. Другой вопрос, будут ли люди покупать шампунь по такой цене.
Если продукт эксклюзивный, его розничная цена может быть высокой. Из затрат мы видим, что шампунь у нас самый обычный — его производство стоит недорого, а вот постоянных издержек у предприятия многовато. Возможно, компания арендует дорогой офис или директор ездит на служебном роллс-ройсе.
Руководитель нашего завода шампуней может рассчитать себестоимость и увидеть, что нет смысла повышать цену до 1 000 ₽ — такой товар вряд ли удастся продать, а вот снижать постоянные расходы — другое дело.
Нередко одно производство делает разные виды продукции. Например, можно производить квас и сухарики с чесноком. В этом случае разделить постоянные расходы на единицу продукции, чтобы получить себестоимость одного товара, сложно ↓
Можно сделать 10 000 бутылок кваса и 1 000 пачек сухариков. Тогда мы потратим разные ресурсы на единицу кваса и единицу сухариков, поэтому не можем просто разделить издержки на 11 000 единиц чего-то. Что делать в этом случае — мы подробно рассказали в статье «Как посчитать себестоимость на производстве».
А еще по себестоимости продаж можно оценить выручку
Выручка — это доходы бизнеса от основного вида деятельности. Например, для производства шампуня такими доходами будут его продажи. Но выручка — это еще не та информация, которую можно считать финансовым результатом организации.
И вот, чтобы оценить финансовый результат компании, можно использовать себестоимость продаж. Для этого нужно проанализировать соотношение этого показателя с выручкой. Например, так:
И если себестоимость продаж ниже выручки, то предприятие будет получать прибыль. Наоборот тоже верно: если себестоимость продаж выше прибыли, компания работает в убыток. В общем, выходит, что организация может повышать прибыль либо за счет снижения себестоимости, либо за счет повышения цен.
Подробнее о том, как работать с этими данными, мы рассказывали в другой статье: Как узнать рентабельность продаж? Объясняем на гусях.
Поможем разобраться с себестоимостью
Итак, мы рассказали, что такое себестоимость продаж и как ее считать:
- посчитать сокращенную себестоимость;
- прибавить расходы на реализацию продукции;
- распределить полученную сумму на количество реализованных товаров, чтобы узнать себестоимость одного.
Выглядит просто, да и в статье мы привели элементарные расчеты себестоимости продаж в качестве примера. Но в жизни все сложнее: компании производят много разной продукции, забывают учитывать амортизацию оборудования, устанавливают неправильные розничные цены.
Со всем этим могут разобраться наши финдиры: правильно посчитать себестоимость, снизить постоянные расходы и вывести компанию в прибыль. Вот лишь несколько примеров, как мы это делаем:
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: производственная компания, веб-студия, стоматология, торговый дом — не важно. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия.