На этой неделе глава минпромторга РТ Олег Коробченко всколыхнул инфополе своим заявлением о том, что необходимо сделать все, чтобы курьеры и таксисты получили «профессию и работали на заводах». Можно ли решить кадровый голод на предприятиях без принуждения? И чего не хватает, чтобы сделать рабочие профессии популярными? «БИЗНЕС Online» отвечает Михаил Делягин.
— Во-первых, для современного общества таксисты и курьеры необходимы. И для того чтобы уважаемый глава вашего минпромторга мог себя чувствовать комфортно, он должен иметь возможность пользоваться быстрым такси, помимо служебного автомобиля, и он должен пользоваться доставкой. Это сегодня уже неотъемлемая часть жизни современных городов. Можно говорить, что у нас избыточное количество таксистов и курьеров, скрытая форма безработицы, можно обсуждать, что избыточная занятость в этих сферах составляет 5 процентов или 20 процентов, но это не является неисчерпаемым резервом трудовых кадров. Это первое.
Второе. Для того чтобы люди из других сфер деятельности, например госуправления, шли на завод, люди на заводе должны получать нормальную заработную плату. Потому что, когда президент Путин говорит: «А давайте мы будем из государственного бюджета субсидировать аренду жилья для рабочих военно-промышленного комплекса», — это признание того, что даже наиболее нужные и важные сегодня в России рабочие в секторе, который в прямом смысле слова заливается деньгами, не имеют заработной платы, достаточной для того, чтобы снять себе жилье. И, между прочим, эта ситуация хуже, чем та, которая была в царской России после Первой русской революции. Тогда квалифицированный рабочий имел деньги для того, чтобы снять себе приличное жилье. Приличное по меркам того времени, разумеется. Почему же сейчас рабочий на производстве зарабатывает мизерные деньги даже в тех сферах, которые жизненно важны для государства и которые государство готово напрямую дотировать из бюджета? А потому, что у нас в стране де-факто уничтожены трудовые права граждан.
У нас, в стране, при наличии Трудового кодекса, профсоюзов и всего остального реальных трудовых прав у граждан нет. Значит, для того чтобы люди из высококонкурентной сферы, например такси и доставки (безусловно, частного сектора), переходили на заводы или проходили подготовку, чтобы идти рабочими, нужно, чтобы у нас в стране были восстановлены права трудящихся. Но, простите, пожалуйста, это уже глубочайшее политическое изменение, которое производит впечатление очень глубокого изменения политического строя. Потому что когда советник президента по цифровизации дает всем понять, что социальным идеалом нынешней РФ является Россия Николая II и этого никто не опровергает и мы видим, что это реально подтверждается всей экономической и микроэкономической политикой, то, в общем-то, нужно понимать, что в России Николая II права трудящихся вырывались уличными боями.
Так что ваш министр промышленности и торговли, безусловно, правильно ставя вопрос, останавливается даже не на половине, а на четверти пути. Потому что для того, чтобы люди шли работать на заводы, они должны иметь зарплату, а для этого права трудящихся должны быть защищены хотя бы так же надежно, как при советской власти.