Найти тему
Трещинки желтого дома

Воспитывать - не только нежить. Нужно ли приоткрывать ребенку безобразие мира сего?

Поводом к размышлению послужили комментарии к заметке Психира. Депрессия юной студентки.

Как воспитывать ребенка в агрессивной среде? Прививать ли ему с малолетства "законы джунглей", где выживает сильнейший? Или же окутывать покрывалом любви, нежности, оранжерейного тепла и не рассказывать о темной стороне жизни?

Я не педагог, поэтому не претендую на правильность точки зрения.

Исторический пример - первый Будда, индийский принц Гаутама, воспитывался в оранжерейном тепле, был окружен богатством, нежностью, любовью. И - огромным забором дворца, за которым была простая жизнь со всеми привычными тяготами. Однажды воспитанный в неге юноша пробрался за стену любвеобильной опеки и обнаружил, что на свете есть неприглядная старость, болезни и смерть. И потрясенный этим, открыл великие истины. То есть, способы избежать страданий.

Возникает вопрос: а что если бы маленького принца заранее подготовили к тому, что в мире полно страданий, и многие из страданий весьма неприглядны. Что было бы с ним? Наверное, он не был бы так потрясен. И мир лишился бы религиозно-философской доктрины.

Если брать крайности, то выглядят они так:

  1. Монашество как оранжерейное воспитание души богоподобной в любви и нежности. Не предполагает соприкосновение с миром.

Оставим это.

2. Жизнь в мире по законам мира - то есть "ударили по левой щеке, раздроби обидчику челюсть, чтобы впредь отбить охоту ударять по щеке". "Хочешь жить, умей вертеться". "Выживает хитрейший, сильнейший, здоровейший".

Оставим и это.

Очевидно, что правильное воспитание лежит где-то между этих крайностей. Какое же оно, это правильное воспитание?

Как думаете, если воспитывать в ребенке только доброе отношение к окружающим, прививать только светлое восприятие людей, учить видеть в любом человеке "икону Бога" - не получим ли мы потом некое психологическое потрясение? Умственный диссонанс. Не вызовет ли у воспитанного в неге ребенке соприкосновение с жестокостью мира сего шок? А потом и депрессию - в отличие от трех великих истин маленького принца Гаутамы. Не всякий ум способен отреагировать на потрясения творчески.

Выражу свое дилетантское мнение. Воспитание - само по себе творческий процесс. Культивировать мировоззрение - это не только нежить в оранжерейной любви, но иногда - по любви - выдергивать ростки сорняков. А это через боль и страдания. Если воспитывать только в тепле, то на улице культура не выживет. Нужно постепенно и плавно закалять. А чем закаляют в воспитании? Показывают и рассказывают правду о мире. Этого не избежать. Но это моя личная точка зрения. Хотелось бы спросить у вас, друзья: а вы как считаете, правильно ли воспитывать ребенка в оранжерейных условиях, не рассказывая о неких "законах улицы"?