В годы Великой Отечественной наша страна по праву применяла немало средств психического воздействий на солдат противника. Сегодня расскажу об оных подробнее.
Например, широко использовалось проникновение во вражеский эфир с помощью особых передатчиков.
В том числе, советским связистам под руководством знаменитого инженера-конструктора Бориса Павловича Асеева в 1942-м году удалось вклиниться даже в транслировавшуюся на всю Германию радиоречь Геббельса. И рассказать немцам правду, о том, сколько за весь часовой пространный монолог министра пропаганды погибло на восточном фронте их сыновей, братьев, близких людей... За такое невероятное дело вся группа связистов награждена была Сталинской премией.
Непосредственно на фронте применялось "оружие ближнего боя" - на немецкие окопы бесконечно транслировалась старая добрая довоенная музыка, напоминавшая фашистским солдатам о прежней мирной жизни. Те же Марлен Дитрих или Лале Андерсон с ее проникновенным вокалом "Майн Лили-Марлен".
Перемежалось та нежная музыка немецкоязычными новостными сводками о бесконечным поражениях Вермахта и его огромных потерях в живой силе и технике. А также советами незримого диктора, навроде таких:
- Немецкие солдаты, что вы забыли на русской земле? Уходите домой, ваши враги - те, кто вас сюда послал!
Самая знаменитая фраза подобного нашего психологического воздействия на врага - из Сталинграда. Это знаменитая «Alle sieben Sekunden stirbt ein deutscher Soldat! Stalingrad, Massengrab!» - Каждые семь секунд гибнет один немецкий солдат - Сталинград, братская могила! Немцы эту фразу помнят до сих пор. И нередко вставляют в свои песни, к примеру.
Впрочем, очень часто громкоговорители на немецкие траншеи вещали еще и звуки артобстрелов, налетов штурмовиков "Илов", залпов "Катюш". Вся эта лютая какофония невероятно выводила из себя солдат противника, вынужденных постоянно без причины прятаться в укрытиях.
Большими тиражами печатались нашими ребятами на немецком, итальянском, румынском языках и газеты с правдой о войне. Газеты эти затем разбрасывали над фашистскими позициями. И нередко заставляли сдаваться целые вражеские отряды.
Широкой психологической акцией стал прогон по улицам Москвы летом 1944-го тысяч немецких военнопленных. Правда, в самой Германии о таком "шествии" мало кто узнал. Зато на западных союзников то еще впечатление наша сила провела!
Во время атак советские танкисты нередко включали на своих боевых машинах сирены, фонари, наводившие на врага шок и трепет. Слепившие и глушившие его, заставлявшие разбегаться или сдаваться в плен.
В апреле 1945-го года во время Берлинской операции вообще была проведена уникальная "прожекторная атака". 143 советских зенитных прожектора, установленные через каждые 200 метров, внезапно как днем осветили все позиции противника...
Впрочем, иногда в роли самих танков выступали просто переоборудованные в танки обычные трактора. Но с прожекторами и сиренами вышеупомянутыми. Осенью 1941-го в контратаке под Одессой такие "танки" обратили в бегство целое румынское подразделение. За что были в шутку прозваны НИ-1 "На испуг".
Ближе к концу войны советское командование начало практиковать создание из пленных особых команд, которых отпускали к окруженным "своим".
Такие немцы на собственном примере убеждали еще сопротивлявшихся сослуживцев сложиться оружие и сдаться в плен. Только в одном осажденном Бреслау весной 1945-го несколько десятков "отпущенцев" убедили капитулировать свыше 3 тысяч нацистов.