Подниму сегодня животрепещущую тему – инфляцию. Предвижу комментарии о том, что реальная инфляция гораздо выше официальной и данные Росстата намеренно занижаются. Спорить на эту тему бессмысленно. Личная инфляция у каждого своя, а более объективных данных, чем официальные у нас нет. И, думается, динамику государственная статистика показывает относительно корректно.
В последнюю полную неделю февраля была зафиксирована дефляция. Пусть небольшая – всего 0,02%. Но, во-первых, это произошло впервые с начала сентября прошлого года. А во-вторых, для этого сезона, в отличие от конца лета, такие явления нетипичны. В итоге годовая инфляция замедлилась до 11,0%.
Инфляция в годовом выражении – вообще штука интересная. Она учитывает рост цен за последние 12 мес.
В марте 2022 года был зафиксирован рост цен в 7,5%. Таким образом, если предположить, что в текущем марте месячная инфляция составит даже 1%, по итогам месяца мы увидим годовую инфляцию в размере 4,5%. Так что заявления высоких чинов об ожиданиях снижения инфляции весной к целевым значениям – это не их фантазии и не манипуляции, а простой эффект высокой базы.
Что касается дальнейших перспектив – здесь вопрос сложнее. Во-первых, летом прошлого года мы видели дефляцию после шокового роста цен весной. То есть, мы получим обратный эффект – низкой базы. Во-вторых, и об этом говорит ЦБ, проинфляционные факторы в настоящий момент преобладают. Это связано и с дефицитом бюджета, и с ситуацией на рынке труда, и с рядом других факторов. Так что при базовом сценарии, удерживать инфляцию на целевом уровне будет не просто. Но за последний год мы видели много чего, что прогнозировать было сложно.