Друзья, возникли у меня мысли по поводу того, а какие вообще предметы должны быть в школьной программе?
Так уж сложилось исторически, что в программах обучения наших школ всегда присутствовал иностранный язык. Конечно, я не углубляюсь в глубину веков, а начиная с советских времен и до наших дней.
И вот давайте совсем немножко задумаемся о том, а зачем он нужен? В сегодняшней действительности.
Для чего вообще нужен иностранный язык?
Раньше всегда говорили, что, дескать, вдруг вы поедете на отдых в другую страну, а языка не знаете? Как вы там куда-то там доберетесь? Хотя бы английской, но надо знать.
В хорошие годы я достаточно много поездила по другим странам, 2 года жила во Франции, из европейских стран не была только в скандинавских странах. Ну и были командировки, в том числе в Эмираты, на Кубу и еще кое-какую экзотику.
Для общения на бытовом уровне достаточно нескольких фраз (условно - словарик Эллочки-людоедки).
Их можно выучить за неделю-месяц. Ну а дальше уже учить на месте. Так будет хотя бы какой-то стимул в изучении языка
Но прогресс не стоит на месте. За последнее время нейросетевые алгоритмы распознавания речи скакнули вперед значительно
И сейчас не нужны знания иностранного языка. Например, если мне нужно кому-то что-то написать на любом языке - то я напишу это по-русски и загоню в он-лайн переводчик.
Если мне нужно пообщаться лично, то есть специальные программы-переводчики, которые устанавливаются на смартфон. И, к примеру, какой-нибудь гугл-переводчик все прекрасно переведет. Причем есть поддержка голосового ввода и вывода перевода.
Так же в современных приложениях для смартфона есть и такие, которые помогут вам перевести, например, меню в ресторане или текста какого-то объявления или указателя. И даже с введением текста заморачиваться не надо - они воспринимают прекрасно текст через камеру.
Конечно, не факт, что машинные переводы всегда корректны на 100%, но с точки зрения понимания того, что тебе говорят, указателей каких-то и прочего - общий смысл можно будет уловить.
Так зачем учить иностранный язык в школе???
Почему у меня вообще возник этот вопрос. Коллега вчера на обеде пожаловалась, что у ребенка (2 класс) - сплошные 3 по русскому языку, и читает он до сих пор плохо и медленно, говорит, что, наверное, у него дислексия. А может быть все дело в том, что уроков русского языка и литературного чтения в их классе всего 4 в неделю, а английского - 5? Плюс еще она его водит к репетитору по английскому языку, а это еще 2 часа в неделю. По английскому, кстати, у ребенка 5.
Я ей и сказала, что если бы у ребенка была дислексия, то и с английским была бы такая же проблема, а если ее нет - дело в количестве часов, отводимых на тот или иной предмет. Когда ребенок 4 урока в неделю занимается русским, а 7 уроков - английским...естественно, хуже будет с тем предметом, которому отведено меньше времени.
Но коллега ответила, что русский-то родной, поэтому как можно русский не знать?
Да легко. Говорить на родном языке - это одно, а вот читать-писать на нем - совершенно другое.
Моя бабуля (царствие ей небесное) была простой деревенской женщиной, детство которой пришлось на военные и послевоенные годы. Поэтому она училась только немного в 1 классе. Она прекрасно умела говорить на своем родном русском языке, знала наизусть много сказок, песен, пословиц и поговорок. А вот читать и писать практически не умела. До старости читала по чуть ли не по слогам и писала печатными буквами, естественно, с ошибками.
Поэтому я не понимаю, как можно так составлять учебные программы, что изучение родного языка занимает в них меньше времени, чем иностранного?
Я бы вообще изучение иностранного языка отменила. Ну или только в старших классах (7 и дальше).
Кстати, когда я училась, то у нас иностранный язык был с 5 класса и занимались мы им всего 2 урока в неделю.