Найти тему

Я хожу от врача к врачу, а все без толку. У моего ребенка те же болячки, что у меня в детстве. После потери я не могу собрать себя в кучу.

Оглавление
Психосоматические заболевания
Психосоматические заболевания

Психосоматика

Наверняка вам уже известен термин психосоматические заболевания.

Психосоматика в самом упрощенном понимании – это влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход болезни у отдельного человека. Психосоматический симптом может возникать и внутри семьи, если связи и коммуникации дисфункциональные, то есть неадекватные, патологические.

Важно отделять невротические заболевания, где симптомы напоминают заболевания (например, головная боль или расстройство желудка перед экзаменом). Если же симптомы явно диагностируются, но медицина помочь не в силах, то методы психологического воздействия могут быть полезными.

Какие способы работы с психосоматическими заболеваниями есть в арсенале психолога?

Встреча с симптомом

Встреча может быть "личной", через написание письма, различные арт-терапевтические техники, использование МАК (метафорических карт). Основная цель – поиск ответов на вопросы КОГДА ПОЯВИЛСЯ СИМПТОМ? ЗАЧЕМ ОН ВОЗНИК? ЧТО НУЖНО СИМПТОМУ? КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ТО ЖЕ САМОЕ, НЕ БОЛЕЯ?

Как правильно встречаться с симптомом? Самостоятельно это можно сделать, используя проективные методики.

1. Найдите тихое место, где вы можете прислушаться к своим чувствам.

2. Нарисуйте свой симптом цветными карандашами или фломастерами. Изучите его. На что он похож, какие ассоциации он у вас вызывает. Поставьте рисунок подальше, посмотрите на него как бы со стороны.

На одной из групповых встреч участники рисовали свои недомогания. Л. нарисовала миому, возникшую у нее около года назад. Опухоль была похожа на прекрасную огромную розу. Роза почему-то была очень темной, почти черной. В рамках шеринга Л. вспомнила, что примерно такую розу она видела в переписке мужа с любовницей, когда впервые прочитала ее.

3. Используя метафорические карты (онлайн изображения, например) задавайте себе следующие вопросы:

- Что явилось основной причиной симптома? Методом свободной ассоциации, глядя на карту, выберите одну из причин:

  • Сильный стресс
  • Потеря
  • Конфликт
  • Противоречие желаний
  • Другое

- Какой(ая) я был(а) до появления симптома и какой(ая) я с симптомом?

Продолжайте вытягивать картинки и свободно фантазируйте, все что приходит вам в голову.

- Зачем мне нужен симптом?

  • Помощник
  • Препятствие
  • Наказание
  • Соперник
  • Защитник
  • Другое

Проанализируйте вторичные выгоды, которые несет ваш симптом.

Н. на одной из встреч тихо сообщила, что «дети не смогут покинуть отчий дом, если у меня будет постоянно прихватывать сердце».

Вторичная выгода – манипулирование вниманием своих подросших детей, созревших для здоровой сепарации.

Каждый год в августе у И. сильнейшие приступы поллиноза. В августе у умер ее обожаемый отец.

Вторичная выгода – связь с ушедшим отцом, без которого жизнь стала уже другой.

После ухода мужа В. стала падать в обмороки без видимой причины» - так называемая, неосознаваемая месть жертвы.

4. В завершении подумайте, как вам получить то, что дает вам симптом, не болея?

Наша героиня Л. с прекрасной черной розой, соприкоснувшись со своими чувствами, осознала, что миома помогает ей находить оправдания ее одиночеству. Она подпитывает ее желание сидеть дома и выходить только по необходимости, к врачам, которые не представляют для нее никакого личного интереса. Дальнейшая работа в терапии была направлена на работу с завершением отношений с бывшим мужем, «освобождением места» как в матке (сущность женского), так и в жизни.

А какие недомогания вносят дискомфорт в вашу жизнь? Почему бы не поработать с ними?

#самсебепсихолог

#играемвжизнь

#психологмосква