Найти в Дзене

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. 1. Образование

Оглавление

Дошкольное образование

Первое упоминание о детских дошкольных учреждениях района находим в Протоколе №5 расширенного пленума М-Курганского РК ВКП(б) от 21.08.1927 года: «При обсуждении работы органов образования, упоминалось о работающих в районе пяти детских яслей» [ЦДНИРО Ф.66 О.1. Д.1].

Более широкое возникновение детских садов в районе связано с первыми послевоенными годами: советским женщинам, с занятым в народном хозяйстве и восстановлении разрушенной после войны экономики, требовалась помощь в уходе за детьми со стороны государства. В «Перечне решений Матвеево-Курганского районного исполнительного Комитета, касающихся наиболее важных событий в истории района» сохранились сведения, что 7 декабря 1949 года было принято решение райисполкома «Об открытии постоянных детских яслей при подхозе «Красный Котельщик» и утверждение распорядителей кредитов». 11 апреля 1951 года было принято решение «О переводе детских яслей №5 из подхоза Красный Котельщик в совхоз «Сад-База», а чуть позже – и об их переименовании в «Садбазовские ясли №5». Судя по присвоенному номеру, можно предположить, что к тому моменту это было уже не первое детское дошкольное учреждение в районе.

8 сентября 1952 года районный исполком принял еще одно решение – «О передаче здания районного комитета ВКП/б/ под детский сад и детские ясли». Вероятнее всего, что именно это здание и стало самым известным в середине ХХ века круглосуточным ясли-садом №1 «Малыш» на улице Победы в райцентре. 6 мая 1957 года было принято решение «Об организации детских постоянных яслей на 20 мест при Матвеево-Курганской МТС.

15 сентября 1960 года на основании решения «Об объединении детского сада и детских яслей в с. Анастасиевка» два дошкольных учреждения одного села стали одним целым. Точно так же, как 30 августа 1965 года на основании решения «Об объединении и переводе детских дошкольных учреждений в госплемптицезаводе и совхозе «Сад-база» стали одним образовательным учреждением два детских садика – в Сад-Базе и в поселке Надежда. 18 сентября 62 года было принято решение «О переводе Анастасиевского детского сада и Политотдельских детских яслей в с. Матвеев-Курган».

На основании этих и нижеприведённых данных можно сделать вывод, что первоначально многие детские ясли и детские садики в селах и хуторах района строились именно организациями и предприятиями для своих работников, а после передавались в ведение районной власти – об этом свидетельствует решение райисполкома от 15 июня 1963 года, на основании которого детские ясли-сад при Сельхозтехнике, например, были переданы в ведение РайОНО.

При этом строительство детских яслей и детских садов в районе осуществлялось и за счет средств районного бюджета: 27 ноября 64 года был утвержден «Акт приемки здания Матвеево-Курганского ясли-сада».

Вероятнее всего, именно в этих решениях райисполкома отражен процесс появления в Матвеевом Кургане самых первых детских садов: «Малыша», яслей-сада колхоза имени Октябрьской революции, «Красной шапочки» и «Аленушки». Бум строительства детских садов в районе пришелся на 1960-1980-е годы, когда дошкольные учреждения появились во всех центральных усадьбах колхозов и совхозов, а в райцентре заработало сразу семь детских садиков: «Аленушка», «Сказка», «Ласточка», «Колосок» и другие.

В настоящее время в районе действует 25 учреждений дошкольного образования, в том числе шесть – в райцентре. Самыми современными детскими садами района являются «Семицветик» (п. Матвеев Курган) и «Дюймовочка» (п. Крынка), построенные в 2015 году по губернаторской программе Ростовской области «100 детских садов» и являющиеся методическими ресурсными центрами для дошкольного образования района.

Школьное образование

Одна из самых старых школ не только на территории Матвеево-Курганского района, но и всей Ростовской области – Анастасиевская, открывшаяся в октябре 1824 года. По одним данным, это была школа грамоты для детей зажиточных селян, спустя 60 лет преобразованная в церковно-приходскую школу. По другим – школа изначально была организована именно как церковно-приходская.

В 1867 году году открылось одноклассное сельское училище в Матвеевом Кургане, а в 1886 году – церковно-приходская школа в Малокирсановке. В конце XIX века в ряде сел: Алексеевке, Кульбаково, Латоново, Марьевке, Григорьевке – так же начали работать школы грамоты. Многое делали для просвещения учителя, имена которых сохранились в архивах: Е. Туганова, О. Стрижаков, Н. Полладин. Школы были совсем маленькие, учеников в них были единицы: крестьяне, задавленные нуждой, не спешили отдавать детей, являющихся помощниками по хозяйству, в школу.

Архивные документы рассказывают, что в 1900 году на сходах во всех селах, входящих ныне в состав района, обсуждалось «Письмо Министерства народного просвещения об открытии пятиклассных училищ». В большинстве населенных пунктов: Кульбаково, Алексеевке, Ивано-Ясиновке, Греково-Тимофеевке, Авило-Федоровке и других – предложение об открытии школ крестьянские сходы отклонили. В тех селах, где уже были школы грамоты, жители решили, что имеющегося образования их детям вполне достаточно, и собственных денег тратить на учебу они больше не станут. Так, в «резолюции» по итогам схода, авилофедоровцы записали: «По выслушиванию циркуляра об открытии школы посудили между собой и решили: построить оное не можем». Крестьяне поселка Иваново-Ясиновского предложили компромисс: «Согласны открыть школу за счет «казны».

20 января 1920 года в Матвеево-Курганской волости было проведено собрание жителей, на котором избрали ревком и рассмотрели вопрос о народном образовании, приняв решение открыть все имеющиеся на территории волости школы и взять на учет всех учителей. 29 января 1920 года открылась Матвеево-Курганская начальная школа №2. Она называлась ликбезом, и находилась в доме священника на месте нынешней типографии в райцентре. Школа №1 в это время находилась в сельском доме на улице Светлой – память о ней сохранил в своем названии расположенный рядом переулок Пришкольный.

В 1923 году при исполкоме районного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов был создан отдел народного образования, который возглавил И.И. Мамонов.

В 1926 году начали принимать для обучения слушателей две школы крестьянской молодежи, а обычные школы для детей открылись во всех населенных пунктах района: 9 – двухлетних, 19 – трехлетних и 8 – четырехлетних. Единственной в районе школой с семилетним образованием к началу 1926 года была школа №1 в Матвеевом Кургане. В конце 1926 года семилетняя неполная средняя школа начала работать еще и в Ряженом. Директором ее стал В.И. Плотников, позже ушедший на фронт добровольцем и погибший в годы Великой Отечественной войны. В 1934 году начальная школа в Кульбаково также была преобразована в семилетнюю. Ее директором назначили Г.И. Маслова. В 1941 году стала семилетней школа в селе Латоново.

И педагогам, и ученикам тех лет было невероятно сложно учить и учиться. Не было ни тетрадей, ни учебников, ни письменных принадлежностей. Писали на обрывках старых газет, чернила делали сами – из сока бузины и шелковицы. Школы в большинстве своем ютились в старых, не приспособленных к занятиям помещениях, отапливавшихся дровами, кизяком и сухим бурьяном, который школьники заготавливали вместе с учителями. После появления в селах колхозов и совхозов, сельхозпредприятия взяли на себя бремя содержания школ и учителей, стали помогать с оборудованием и ремонтом помещений. В благодарность школьники вместе с учителями активно помогали колхозам и совхозам: собирали в поле колоски после сбора урожая, боролись с сельскохозяйственными вредителями и дежурили на пожарных вышках, сооруженных на полях с созревающим урожаем.

Во время боевых действий 1941-1943 годов на территории района школы, за редким исключением, не работали. А вот в Большой Кирсановке, по воспоминаниям М.А. Кучмиевой, дети продолжали посещать школу и во время оккупации села. Единственным учителем здесь был В.А. Чаусов из Таганрога. Этот приезжий учитель, не имевший своего хозяйства, огорода, чтобы прокормиться, часто во время уроков падал в голодный обморок. Его ученики, по настоянию родителей, делились с ним ломтиком хлеба или вареной картофелиной.

Уже в сентябре 1943 года, сразу после освобождения района от оккупантов, на заседании исполкома райсовета было принято решение провести учет всех детей школьного возраста и возвратить их за парты. Началось переоборудование всех сохранившихся в районе жилых построек под школы, сбор среди населения любого сохранившегося школьного инвентаря и оборудования. Из области на восстановление образовательного процесса в разорённом войной районе было выделено 870 тысяч рублей. Первыми учителями в школах стали не только вернувшиеся из оккупации педагоги, но и все, кто был грамотным и мог преподавать: комсомольцы-активисты либо даже просто образованные крестьяне.

Сохранились воспоминания ветерана педагогического труда Л.М. Гордиенко: «В октябре 1943 года нас, комсомольцев, пригласили в райком комсомола с предложением работать в школах, которые начали восстанавливать. Мне, девятнадцатилетней комсомолке, с образованием 10 классов, предложили заведовать Некрасово-Балковской начальной школой, которой еще и в помине не было. Ряженский сельсовет предложил выселить дедушку-кулака в сарай, а в его хате разместить классную комнату. Оборудование для школы делали вместе с детьми и их родителями. Ходили на места былых боев, разыскивали доски, шпалы, из которых были сделаны разбомбленные блиндажи. Из этих материалов соорудили парты, из фанеры – классную доску. Подремонтировали печку и топили ее сухим бурьяном, который собирали с детьми в поле. Ни тетрадей, ни учебников не было. Старые газеты, на которых писали самодельными ручками (к палочке привязывали ниткой ржавое перо или огрызок карандаша) были «орудиями письма».

После окончания Великой Отечественной войны в школы вернулись десятки учителей-фронтовиков: П.Н. Савченко, Н.И. Литвинов, А.И. Дымченко, Н.Д. Мустафаева, А.И. Шаповалов, М.Н. Максюта, А.С. Левченко, А.Ф. Шильцов, В.А. Андропов и другие педагоги. Школы были переполнены. В классах учились дети разных возрастов, поскольку те, кто пропустил два-три года обучения, сели за парты вместе с подросшими младшеклассниками. Сложно было удерживать дисциплину, но авторитет учителей, защитников Отечества, был непререкаем.

Из приказа №22 от 16 марта 1950 года по Екатериновской семилетней школе: «За активное участие в художественной самодеятельности и за успешное выступление перед избирателями 12 марта в день выборов в Верховный Совет СССР премирую подарками особо отличившихся учеников: 1) Безгласную Антонину, 3 класс – тетрадью, 2 карандашами и резинкой; 2) Бабарикину Людмилу, 3 класс – пионерским галстуком; 3) Мирющенко Лидию, 4 класс – тетрадью, 2 карандашами, резинкой и куском мыла. За отличное руководство художественной самодеятельностью учащихся объявляю благодарность и премирую флаконом духов старшую пионервожатую В.Т. Коваленко. Директор школы И.А. Куинджи».

На 60 – 80-е годы прошлого столетия пришелся бум строительства новых зданий школ: построенные до войны и сразу после войны школы уже физически не могли вместить в себя растущее количество школьников. Именно в эти годы были построены школы в Ново-Андриановке, Марьевке, совхозе «Сад-База», а также новые, современные здания школ №3 и №2 в Матвеевом Кургане, с оборудованными по самому последнему тогдашнему слову техники кабинетами, позволяющими педагогам вести образовательный процесс с применением всех новейших методик.

Решение № 215 от 15 мая 1961 года Матвеево-Курганского районного исполнительного Комитета гласит: «Реорганизовать с 1961-62 уч. года Анастасиевскую среднюю школу в одиннадцатилетнюю с производственным обучением на базе колхоза «Родина» Анастасиевской РТС с получением профессий: механизатора, овощевода, строителя. Реорганизовать из семилетних в восьмилетние школы: Екатериновскую, Латоновскую, Григорьевскую, Ряженскую, Б-Кирсановскую, Ново-Николаевскую, Греко-Тимофевскую».

Данные газеты «Приазовская степь» от 31 мая 1964 года: «В нашем районе осуществлено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. За парты ежегодно садятся 12627 школьников. 3500 учащихся совершат нынешним летом экскурсии в различные города и районы страны. В районе насчитывается 92 дошкольных учреждения. Воспитанием детворы в районе занимается около 500 учителей. Во многих школах района есть свои телевизоры, радиоприемники и радиоузлы».

А вот старейшее образовательное учреждение района – Анастасиевская средняя школа получила новое здание уже в новом, XXI веке. Возглавлял ее в это время уникальный педагог – В.А. Гретченко. Именно под его руководством коллектив школы в 2005 году принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России», став победителем в номинации «Социальное партнерство» и получив грант в 1 миллион рублей. Сейчас Анастасиевская школа – «Лучшая школа России» – носит имя Почетного работника общего образования Российской Федерации Виктора Андреевича Гретченко.

В настоящее время в систему общего образования района входят 21 средняя общеобразовательная школа во всех крупных селах района и райцентре, 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа в Матвеевом Кургане и 1 основная общеобразовательная школа в селе Рясном. Уровень образования, оснащённость образовательных учреждений за почти двухсотлетнюю их историю в Примиусье, изменились фантастически. Современное оборудование, которое имеется сейчас в наших школах, легко позволяет вести обучение дистанционно. Да, эта форма обучения, по словам многих педагогов, не универсальна. Но для учащихся, не имеющих возможности посещать по состоянию здоровья школу, это реальный шанс учится вместе с классом. Онлайн-технологии – это еще и возможность значительно улучшить качество обучения, организуя виртуальные путешествия – на уроке истории по музеям всего мира; на уроке географии – по материкам и океанам, на уроке биологии – по заповедникам и зоосадам.

Еще одну замечательную возможность получения качественного образования сегодня предоставляют школьникам района оборудованные в 15 образовательных учреждениях района центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», открывающиеся в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Классы с самым современным дизайном и мебелью; интерактивное оборудование, компьютерная техника и оргтехника; ученические цифровые лаборатории по химии, биологии и физике; робототехнические наборы; оборудование для демонстрационных опытов и лабораторных работ, а так же ученических опытов – все это «Точки Роста».

На миусской земле установлено множество памятников и обелисков, посвящённых историческим событиям и нашим землякам, вершившим историю района. И среди них – памятник учителю, как знак глубокого уважения, признательности и благодарности тем, кто участвует в жизни каждого человека. Инициатором создания и заказчиком памятника стал директор районной открытой общеобразовательной сменной школы М.М. Мирзаджанян, скульптором, выполнившим бронзовый памятник – советский и российский скульптор, заслуженный художник РФ А.А. Скнарин.

«Памятник Первому учителю» – памятник сотням педагогов, вырастивших и воспитавших наших земляков: Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда; Заслуженных работников всех направлений народного хозяйства СССР и РФ; почетных граждан района, руководителей всех рангов и уникальных специалистов самых разных профессий; всех трудолюбивых, порядочных людей нашего Примиусья.

Примером для всех поколений учителей навсегда останутся педагоги, в разное время трудившиеся и продолжающие трудиться на ниве просвещения: Анна Михайловна Богданенко, Андрей Ильич Дымченко, Раиса Иосифовна Дымченко, Владимир Владимирович. Удодов, Лариса Владимировна Лебедь, Александр Васильевич Благодарев, Николай Иванович Колесниченко, Лидия Михайловна Карпушина, Александра Павловна Сачко, Елена Николаевна Окуева, Иван Васильевич Юров, Наталья Петровна Горбачева, Евгений Юрьевич Анохин, Василий Андреевич Гаврюшенко, Вера Васильевна Нецветова, Екатерина Григорьевна Ткаченко, Алла Александровна Кривобокова, Вера Николаевна Полехина, Елизавета Ивановна. Удодова, Надежда Ивановна Беспалова, Лидия Филипповна Ивлева, Ольга Владимировна Пузикова, Алла Ивановна Белан…

Матвеево-Курганская школа-интернат

Школа-интернат была создана в 1960 году для обучения и проживания детей из многодетных и малообеспеченных семей, проживающих в нашем районе. В двухэтажном корпусе размещались классные комнаты и спальни. Классы были большие – по 43-45 человек.

Первым директором школы был Петр Корнеевич Путинцев. Он сумел сплотить учительский коллектив, создать атмосферу уюта и тепла не только для детей, но и взрослых. Спустя пять лет в статье «Будни школы-интерната» районной газеты «Приазовская степь» сообщается, как много успели сделать педколлектив и воспитанники: «Конечно, на первом месте учеба, получение знаний. А на уроках труда и в свободное время школьники заняты благоустройством школы, ее эстетическим оформлением. В интернате открыты швейная, столярная и слесарная мастерские. Ребята под руководством учителей делают мелкий ремонт в школе, изготавливают в мастерских лопаты, швабры, табуретки не только для собственных нужд, но и реализуют на школьных ярмарках свои изделия. Девочки шьют, вышивают, вяжут. Каждый воспитанник может посещать различные кружки – математический, литературный, юных натуралистов. Стремясь расширить круг общения воспитанников школы, разнообразить трудовые навыки, руководство учреждения постоянно поддерживало связь с колхозами и фермерскими хозяйствами района. Работая летом на полях, дети помогали выращивать урожай, получая за свой труд сельскохозяйственную продукцию. Учились и проходили практику на фермах, где учились ухаживать за животными. Благодаря сотрудничеству с организациями поселка, возникла традиция шефской помощи. Старшеклассники школы трудятся на предприятиях своих шефов: хлебозаводе, мясокомбинате, пищекомбинате, элеваторе».

Быть учителем, директором школы-интерната – это значит быть для воспитанников не только педагогом, но и наставником, воспитателем; организовывать не только учебный процесс, но и нравственное становление, проведение досуга, удовлетворение бытовых потребностей. В разное время эти очень нелегкие обязанности исполняли директора Хаджинов А.И., Тищенко А.П., Жуганова В.И. Самый длительный период руководства школой – у нынешнего директора Вячеслава Викторовича Зинченко. Он возглавил учреждение в 1999 году. Тысячи выпускников школы-интерната с теплотой и благодарностью вспоминают педагогов-воспитателей: Хайло А.А., Бондаренко М.Т., Макарову Т.И., Романову В.Н., Жертовскую О.Н., Левченко Л.А., Чемикос К.В.

Вечерняя школа

Официальная дата открытия районной вечерней школы, согласно информации на сайте учреждения – ноябрь 1946 года. Однако газета «Звезда» от 30 июня 1983 года опубликовала статью: «Вечерней школе – 40 лет», что предполагает, что школа открылась в 1943 году, сразу после освобождения района от немецких оккупантов. Автор статьи – А.И. Дымченко, долгое время работавший директором «вечерки», пишет, что за время боевых действий на территории района «более трех тысяч подростков переросли и вынуждены были пойти учиться в вечерние классы». А еще вернулись с фронта и из госпиталей молодые люди, демобилизованные по ранению или инвалидности. Они ушли защищать Родину, не доучившись, не получив полного образования. Именно поэтому вопрос обучения этих парней и девушек нужно было как можно скорее решать, не дожидаясь окончания войны. Первым директором вечерней школы стал А. Л. Молчанов. Он же преподавал историю и географию. Русский язык и литературу преподавал С.Г. Линник, физику и немецкий язык – А.Ф. Малец.

Шли годы, формы преподавания в очно-заочной вечерней школе менялись, совершенствовались, с тем, чтобы дать возможность всем, кто не смог по разным причинам получить среднее образование в общеобразовательной школе, получить его, приходя в классы после работы. Вечерняя школа стала называться ШРМ (школа рабочей молодежи). ШРМ давала всем желающим получить прочные знания, позволяющие после их окончания поступать в ВУЗы, техникумы. Чтобы работающая молодежь имела возможность учиться не только в Матвеевом Кургане, во многих населенных пунктах района работали учебные консультационные пункты (УКП) входившие в структуру ШМР. Это были своеобразные филиалы, где учителя общеобразовательных школ по вечерам занимались с сельскими юношами и девушками. Такие пункты успешно работали в селах Политотдельское, Ряженое, М-Кирсановка, Латоново и др. Количество учащихся районной вечерней школы вместе с УПК в отдельные годы достигало полутысячи человек. За 70 лет деятельности вечерней школы ее возглавляли Г.И. Хаджинов, Н.И. Королев, П.Н. Олинец, В.П. Поляниченко, М.М. Мирзаджанян, Т.А. Воробъева.

Дополнительное образование

В системе дополнительного образования детей района работают Детско-юношеская спортивная школа, Центр Детского творчества (продолживший деятельность Районного дома пионеров), а также Станция юных техников с организованной на ее базе и на базе Анастасиевской и Политотдельской средних школ агломерацией мобильного технопарка Ростовской области «Кванториум». Учащиеся мобильного технопарка «Кванториум» изучают мир виртуальной и дополненной реальности, информационные и геоинформационные технологии, промышленную робототехнику и дизайн, а также технологии строительства и управления беспилотными летательными аппаратами. К услугам детей района: лазерный и фрезерный станки, 3-D принтеры, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры, робототехнические наборы, графические планшеты, видеокамеры со съемкой на 360 градусов и многое другое.

Профессиональное образование. Матвеево-Курганское СПТУ-80

С марта 1988 по июнь 2016 года в Матвеево-Курганском районе существовало Среднее профессионально-техническое училище №80 – единственное образовательное учреждение начального профессионального образования на четыре сельскохозяйственных района юго-запада Ростовской области. Первым его директором стал А.Н. Литвинов.

Располагалось училище в здании бывшей школы №2 на улице Калинина райцентре. Первых учеников было 94 человека, они обучались профессиям тракториста-машиниста и сварщика. Под руководством мастеров: Н.В. Жерноклёва, А.В. Пивоварова, Н. Н. Литвинова и Е.В. Филиппова, первые ученики своими руками приводили в порядок классы и кабинеты, создавали учебно-методическую и учебно-материальную базу.

С 1991 года в училище стали обучать еще и профессии портного, а с 1994 года – профессиям парикмахера и хозяйки усадьбы. Ежегодно в стенах училища обучалось востребованным на селе профессиям до трехсот учащихся из Матвеево-Курганского, Куйбышевского, Неклиновского и Родионово-Несветайского районов.

В 2015 году, после проведённой Министерством образования и науки РФ реформы, включившей начальное профессиональное образование страны в систему среднего профессионального образования, СПТУ-80 было сначала реорганизовано путем присоединения к Таганрогскому механическому колледжу, став его филиалом; а еще через год – ликвидировано.

Профессиональное образование. Матвеево-Курганский филиал Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа

Филиал Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа был создан в Матвеево-Курганском районе 7 июня 1996 года, начав подготовку студентов по двум специальностям: «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)» и «Бухгалтерский учет (по отраслям)». Первое месторасположение колледжа – на улице Славы в Матвеевом Кургане.

В настоящее время филиал колледжа располагается в офисном здании ООО «Матвеево-Курганское АТП» и ведет подготовку специалистов в сфере среднего профессионального образования по специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)» с получением студентами еще и рабочей профессии начального профессионального образования «Машинист двигателей внутреннего сгорания, 2-го разряда».

В учреждении работает очень дружный и квалифицированный коллектив преподавателей, многие из которых трудятся уже более 20 лет: А.И. Иванченко, Е.Ю. Малахов, Т.А. Соловьева, А.В. Бутенко, Е.Т. Партала и другие.

В филиале РАДК в настоящее время ежегодно обучается до ста студентов из Матвеево-Курганского и окрестных районов Ростовской области.

Профессиональное образование. Матвеево-Курганский филиал Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Филиал Ростовского государственного экономического университета (в прошлом – Ростовского института народного хозяйства) был создан в Матвеево-Курганском районе в 1992 году, начав работу, как учебно-консультационный пункт РИНХа, ведущий обучение студентов головного вуза по заочной форме обучения. Обучение осуществлялось по двум специальностям: «Национальная экономика» и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». В 1996 году УКП был преобразован в филиал.

К 2001 году на базе филиала РГЭУ (РИНХ) осуществлялось обучение студентов уже не только в сфере высшего профессионального образования по заочной форме обучения, но и в сфере среднего профессионального образования по очной форме обучения («колледж РИНХа»). В колледже велось обучение по специальностям: «Земельно-имущественные отношения», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Правоведение». Так же на базе филиала было развёрнуто обучение студентов по программам дополнительного профессионального образования: «Пользователь ЭВМ», «Работа с компьютерными программами в системе бухгалтерского учета», «Школа педагогического мастерства» и другим.

В 2005 году в филиале началось очное (дневное) обучение студентов, получающих высшее образование по специальности «Национальная экономика», а так же заработала кафедра Общеэкономических и специальных дисциплин. Преподавательский состав филиала к тому времени включал в себя около 100 человек, в том числе – 9 докторов наук, 58 кандидатов наук, 12 старших преподавателей и 4 ассистента. Из них 1 доктор наук, 6 кандидатов наук и 4 аспиранта являлись жителями Матвеево-Курганского района.

В филиале ежегодно обучалось от 650 до 1150 студентов, и до 150 слушателей курсов подготовки и повышения квалификации в сфере дополнительного профессионального образования. Общее количество выпущенных филиалом за годы его работы студентов – более 2700 человек, выпущенных слушателей курсов – более 1000 человек. По профилю специальности было трудоустроено 85% выпускников, составляющих основное звено специалистов Матвеево-Курганского, Куйбышевского, Неклиновского и Родионово-Несветайского районов. Филиалом также были подготовлены специалисты для предприятий промышленности, государственных структур и иных форм собственности Таганрога, Ростова-на-Дону, городов и районов ДНР, а так же Днепропетровской и Сумской областей Украины.

В 2013 году, после проведённой Министерством образования и науки РФ реформы укрупнения вузов и сокращения 50% всех филиалов образовательных учреждений, единственный на юге России «сельский» филиал государственного вуза прекратил свою работу и был ликвидирован.

История пионерского движения

Историю пионерского движения района начинают первые, единичные ростки этой детской организации, которые появились на миусской земле в далеком 1924 году. Спустя год, в рядах пионерской организации района было уже 250 школьников. Часто ребята становились пионерами тайком от родителей, потому, что неграмотные, верующие крестьяне не разрешали своим детям вступать в пионеры. Вожаками первых пионерских отрядов были комсомольцы: Миллионщиков И.Д. в Авило-Успенской школе, Филандыш П.С. – Анастасиевская школа, Солупаев П.Ф. - Политотдельская школа, Баранова А.Н. и Клочкова Л. – школа №2 Матвеев Курган.

Деятельность пионеров была самой разнообразной: вместе с комсомольцами пионеры занимались ликвидацией неграмотности, организовывали ликбезы, в которых обучали грамоте крестьян. В избах-читальнях устраивали громкие чтения газет. Писали для клубов плакаты и лозунги. Выпускали стенные газеты «Юный ленинец», «Школьник». В Политотдельской начальной школе пионеры с помощью учителей сконструировали детекторный приемник и приглашали родителей и детей на прослушивание передач, особенно на антирелигиозные темы. Из воспоминаний пионерки 20-х годов Погореловой Анны Афанасьевны: «Когда я стала пионеркой, наша страна переживала трудные годы. В школе не было тетрадей, мы писали на газетах. Учебник был один на весь класс. Чернила для письма мы делали из плодов бузины. Уроки готовили все вместе. За партами сидели по 3-4 человека. Но пионерские отряды всегда и во всем были помощниками старших. Я прожила долгую жизнь и хочу сказать, что пионерское детство было самым счастливым периодом в моей жизни».

В годы коллективизации сельского хозяйства пионерские отряды помогали активистам разыскивать зерно, спрятанное кулаками, охраняли посевы от пожаров, собирали в поле колоски и шляпки подсолнухов после уборки урожая. Первые пионеры в нашем районе были в основном детьми крестьян и бывших батраков. Они с малых лет были приучены к сельскохозяйственным работам. Понимая, какой большой вред наносят колхозному хозяйству полевые вредители: суслики, полевые мыши, майские жуки, пионеры стали инициаторами борьбы с этими вредителями.

В 1930-х годах у пионеров появляются первые пионерские ритуалы, символика – знамена, горн, барабан. Тогда же стала постепенно вводиться единая форма для пионеров – белая блуза и синяя сатиновая юбка для девочек, белая рубашка и синие брюки для мальчиков. Когда стало известно о зверской расправе кулаков над пионером Павликом Морозовым, пионеры района стали бороться за присвоение их отрядам имени погибшего героя. Отряд юных ленинцев Ряженской школы получил право носить имя Павлика Морозова.

Накануне войны, в 1940 году была опубликована повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга стала необычайно популярной среди подростков и дала мощный толчок к созданию в стране тимуровского движения. Сотни пионеров нашего района, повторяя добрые дела героев книг, взяли шефство над пожилыми и больными односельчанами - заготавливали дрова, ухаживали за огородами и домашними животными. Детских яслей, садиков в деревнях, за редким исключением, еще не было, и тимуровцы присматривали за малышами, пока их родители были на работе.

Районные власти, в свою очередь, стремились организовать активный отдых и оздоровление школьников во время летних каникул.

Во время войны пионеры тех сел района, которые не были оккупированы фашистами, собирали теплые вещи для фронта, ухаживали за раненными, которые сражались на Миус-фронте и продолжали учиться в школе. Когда район был полностью освобожден от оккупантов, пионеры, наравне со взрослыми восстанавливали разрушенное хозяйство.

Уже в 1947 году в Ростове –на-Дону проходит областной слет пионеров, на который были приглашены и те ребята, которые вместе со взрослыми, как могли, приближали Победу. От нашего района на слет была делегирована пионерка из Анастастасиевской школы Дьяченко Нина. В этом же году, в живописном уголке Миуса, у с. Шапошниково, в здании школы был организован пионерский лагерь. В нем отдыхали летом ребята со всего района.

В 1957 году в Матвеевом Кургане открылся Дом пионеров. Сюда охотно приходили школьники всех возрастов. Разучивали пионерские песни, читали книги, организовывали увлекательные походы по изучению родного края, занимались в разных кружках.

В 1960 году в районе начал работу межколхозный пионерский лагерь «Орленок», где ежегодно отдыхало 600 школьников.

В 1962 году Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина отмечала свое 40-летие. В Москве, в слете пионеров всей страны принимала участие председатель совета дружины М-Курганской школы-интерната Галкина Зина.

В дни празднования 50-летия советской власти Матвеев Курган посетил один из освободителей нашего района, Герой Советского Союза Александр Матвеевич Ерошин. Он побывал на торжественном заседании пионерской дружины района и поздравил миусских пионеров с юбилейной датой.

Шли годы. Изменились условия жизни людей. Не нужно было обучать безграмотных чтению, в стране стало обязательным сначала семилетнее, а затем и полное среднее образование. Не нужно было собирать в поле колоски, на полях работа современная уборочная техника. Сельские малыши, за которыми приглядывали пионеры далеких 20-х, 30-х годов, посещали добротные детские сады и ясли, построенные в каждом колхозе. Однако дел у юных ленинцев становилось не меньше. СССР становился развитой индустриальной державой и для металлургической промышленности требовались сотни тысяч тонн металлолома. Наша страна была самой читающей в мире; книги, газеты, журналы издавались миллионными тиражами, и, спасая гектары леса, из которого производилась бумага, пионеры собирали макулатуру.

Всесоюзный слет пионеров, посвященный 100-летию В.И. Ленина, проходил в 1970 году в Ленинграде. И на этом торжественном мероприятии присутствовал наш земляк - член совета пионерской дружины М-Курганской школы-интерната Пономарев Женя.

За годы существования Всесоюзной пионерской организации 400 лучших активистов нашего района побывали в «Артеке» и «Орленке» – Всесоюзных пионерских лагерях. Среди них – Нестеренко Виктор, Иванова Наташа, Кузнецова Светлана, Огуреев Сергей.

В 1991 году, с распадом Союза Советских Социалистических Республик, Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина прекратила свое существование.

Комсомол района

Первые комсомольские ячейки на территории нашего района появились еще за три года до формирования района, как административной единицы. Уже в 1920 году в некоторых селах наиболее активная часть молодежи, по примеру партячеек, стала организовывать комсомольские ячейки. Их возглавляли самые достойные, часто прошедшие через сражения гражданской войны юноши. Районный комитет комсомола возглавил т. Буров. В Анастасиевке комсомольским вожаком стал Прокофий Филандыш, в Латоново – Епифанов Федор, в селе Ряженое – Андриенко Григорий. Комсомольцы были опорой партийных ячеек, вели работу по всем направлениям становления и укрепления советской власти, боролись с неграмотностью, организовывали ликбезы. Первейшей и важной задачей того времени стал вопрос об устройстве земли, отобранной у помещиков, создание сельскохозяйственных артелей для совместной обработки земли. Именно эти, запечатлённые на старом снимке делегаты конференции, вступили в борьбу с кулачеством. Нередко эта классовая борьба завершалась гибелью комсомольских активистов. Уже к концу 30-х годов коллективизация объединила 97% мелких хозяйств района.

Колхозы стали получать сельскохозяйственную технику, оборудование. И здесь, комсомольцы становились первыми, осваивали тракторы, сельхозмашины, обучались новым знаниям агротехники. В 1940 году комсомольская организация района состояла уже из 65 первичных организаций – эти сведения взяты из Протокола №4 Пленума РК ВКП(б) от 31.08.1940 года. В перечне номенклатуры работников М-Курганского РК ВКП(б) в разделе «Кадры ВЛКСМ» значились 4 зав. отделами РК ВЛКСМ и 65 секретарей первичных организаций [ЦДНИРО Ф.66, О 1, Д. 1-5].

Молодость, азарт, непреодолимое желание комсомольцев сделать жизнь на селе достойной, интересной и содержательной столкнулась с величайшей мировой трагедией – началась Великая Отечественная война. Во время войны сражались с фашистами 1170 членов ВЛКСМ из 1515, состоявших на учете районной комсомольской организации на момент начала войны. Уважение к ветеранам, вернувшимся с фронта, память о погибших всегда была священной для комсомольцев района.

В 1946 году по решению 13 пленума ЦК ВЛКСМ за весомый вклад в разгром фашистской Германии комсомольская организация Матвеево-Курганского района была награждена Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ. И снова, как в далекие годы становления советского государства, жители нашего района принялись восстанавливать, а практически заново строить мирную жизнь. И снова, наиболее активной и трудолюбивой частью общества становиться молодежь, комсомольцы. Им присуще новаторство, жажда профессиональной подготовки и переподготовки, дух соревновательности.

В 1954 году ЦК КПСС обратился к молодежи страны принять участие в освоении целинных и залежных земель в Казахстане. Комсомольцы нашего района не остались в стороне от плана расширения на миллионы гектаров зернового поля страны. В РК ВЛКСМ стали поступать заявления от наших молодых земляков с просьбой выдать путевки для участия в таком масштабном и почетном государственном деле. В дальнюю дорогу отправились Николай Любомищенко, Александр Селезнев, Николай Величко, Петр Касатенко.

В разные годы комсомол района возглавляли Анна Дунайцева, Корчагин, Г. Вакуленко, В. Шейко, В. Удодов, Н. Гапоненко, Н. Попивненко. И каждый из этих известных в районе людей вносил в комсомольско-молодежную деятельность свои идеи, новые, прогрессивные формы работы. «Живешь на селе – умей управлять техникой», «Животноводство – ударное дело комсомола», «Охране общественного порядка – контроль комсомольцев», «Выпускники! Всем классом – в колхоз!», «Продовольственную программу партии в жизнь!», «Хлебному полю, что отцы защитили, старшие братья трудом возродили, жар комсомольских сердец отдаем» - такие эстафеты, программы, почины стимулируют молодых на трудовые свершения. На промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в строительстве, коммунально-бытовой сфере района создаются комсомольско-молодежные участки, бригады, звенья. Они вступают в социалистическое соревнование по всем направлениям развития сельского хозяйства, промышленности, коммунального хозяйства, социальной сферы района. Победители получают почетные грамоты, памятные знаки ЦК ВЛКСМ и обкома комсомола, денежные премии. Наиболее отличившиеся комсомольцы – Касьяненко Анна, Печерская Любовь, Нестерова Галина удостаиваются высокой чести быть делегатами Всесоюзных съездов ВЛКСМ. Серикова Надежда, Александр Максимов, Николай Попивненко в разные годы становились послами доброй воли на Всемирных фестивалях молодежи и студентов.

Эпоха ВЛКСМ, как и эпоха красногалстучного племени юных ленинцев закончилась в 1991 году. Впоследствии, различными политическими партиями предпринимались и предпринимаются попытки организовать подростков, молодежь в объединения, организации, по принципу ВЛКСМ или Всесоюзной пионерской организации. Однако повторить масштабность, сплоченность, дух коллективизма тех легендарных организаций среди современных реалий вряд ли возможно.