Во времена перестройки на советских людей хлынула информация о «доблестных» гитлеровских асах, пачками уничтожавших во время войны наши танки и самолёты. Приводились такие цифры, что трижды и дважды Герои Советского Союза выглядели на фоне любимцев фюрера скромными школярами.
Тем самым вбивалась в головы мысль о том, что победа в войне была одержана числом, а не умением. Немцев просто завалили трупами. А вот о том, что были и у нас доблестные воины, не раз посрамившие хвалёных завоевателей Европы даже в начале войны, на официальном уровне не сообщают. Поэтому многие подобные факты остаются неизвестными для широкой публики.
Общественные организации годами ходатайствуют о награждении множества героев заслуженными высшими наградами Родины. Но безуспешно. Одним из таких является танкист-ас Зиновий Григорьевич Колобанов. Совершивший со своим экипажем немыслимый подвиг в самое трудное для страны время – лето 1941 года.
Зиновий Колобанов родился во Владимирской губернии 7 января 1911 года. В 1936 году с отличием окончил Орловское бронетанковое училище. Служил в Ленинградском военном округе, став к ноябрю 1939 года командиром роты лёгких танков.
В 1939-1940 годах Зиновий участвовал в войне с финнами. Получил хороший боевой опыт. Лёгкие танки имели противопульную броню, поэтому становились несложной добычей при применении более серьезного оружия. Трижды горел и танк Колобанова.
Великая Отечественная война началась для Зиновия Григорьевича в начале июля 1941 года. Он был назначен командиром роты тяжёлых танков КВ-1 на Северном фронте.
8 августа 1941 года гитлеровцы пошли в наступление в направлении Ленинграда, тесня наши войска танковыми соединениями. 19 августа Колобанов получил приказ перекрыть три основные дороги, которые вели к Красногвардейску (Гатчине). Стоять было приказано насмерть.
Помимо танка самого Колобанова, в его группе было ещё 4 КВ-1. В каждую бронемашину командир роты распорядился загрузить двойной комплект бронебойных снарядов. Танки в этот же день выдвинулись к совхозу Войсковицы, где старший лейтенант Колобанов распределил силы. КВ-1 были грозным оружием. Но поскольку техника была тяжёлой, она слабо маневрировала и эффективнее всего использовалась в засаде.
Своим танком Зиновий Григорьевич перекрыл центральную приморскую дорогу. Окоп был устроен метрах в трёхстах от шоссе, машину хорошо замаскировали. По два танка ротный разместил в засадах для прикрытия Кингисеппского и Лужского шоссе. Ночь прошла в томительном ожидании.
Днём 20 августа гитлеровцы попытались прорваться по Лужскому шоссе, но подчинённые Колобанова подбили 5 танков и 3 БТР. Немцы отошли. Часа через два мимо танка самого командира роты проехали мотоциклисты-разведчики. Вслед за ними появилась колонна из 22 танков.
Первыми залпами были остановлены три танка в голове колонны. Дальнейшим огнём по её хвосту танки врага потеряли возможность маневрировать. Они открыли огонь по обнаружившему себя советскому танку, но броня КВ выдержала. Маневрируя так, чтобы было удобно бить по противнику, экипаж Колобанова методично расстрелял все танки врага, уложившись в 30 минут. После боя на КВ-1 командира роты насчитали около 150 отметин от вражеских снарядов.
Всего в этот день группа Колобанова подбила 43 танка и уничтожила артиллерийскую батарею. Полегло до двух рот пехоты противника.
В сентябре 1941 года командование дивизии представило к боевым наградам всех участников боя. Причём, всех членов экипажа танка Колобанова – к Золотым Звёздам Героев Советского Союза. Свидетелей у подвига было много, сами наградные листы с его описанием находятся в архиве Министерства Обороны РФ и выложены в открытом доступе в Интернет.
Командование штаба Ленинградского фронта решило по-своему. Зиновий Колобанов и механик-водитель Н.И. Никифоров были награждены орденами Красного Знамени. Командир орудия А.Н. Усов – орденом Ленина. Стрелок-радист П.И. Кисельков и младший механик-водитель Н.Ф. Родников получили ордена Красной Звезды.
В сентябре 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелейшие ранения, оправиться от которых смог только к лету 1945 года. Он продолжил службу и уволился в запас через 13 лет в звании подполковника. Жил и работал в Минске, ушёл из жизни в 1994 году.
В 1980-х годах на месте сражения на постаменте был установлен тяжёлый танк. Это последнее, что сделали официальные власти в память о героях.
На очередное ходатайство ветеранских организаций о присвоении Зиновию Колобанову звания Героя России в 2011 году из Министерства Обороны РФ поступил ответ: «не целесообразно».