Найти в Дзене

Детские площадки будущего

Оглавление

Нейродинамический подход к созданию игровых пространств.

Ранняя помощь в развитии детского мозга

Современные городские дети испытывают острый дефицит свободных движений, которые развивают способность мозга обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств и, таким образом, целостно воспринимать окружающий мир. Нейрофизиологи убедились, что они полезны не только ребенку с задержкой развития речи и нарушениями в общении, но абсолютно всем детям.
Спонтанные движения и коммуникация во время подвижных игр на детских площадках, где игровое разнообразие обусловлено нейродинамическим подходом, — универсальный инструмент развития
детского мозга.

Появление новых технологий и устройств за последние десятилетия сильно
облегчило наше ежедневное существование, стремительно увеличило объем информации и ускорило процесс ее получения — любой гаджет даст ответ на интересующий нас вопрос. Доступность готовых решений воспитывает в детях новые привычки и оставляет за скобками важность самостоятельного поиска ответов, умения сравнивать варианты и делать выбор, иными словами — принимать решения.
Если раньше значение движений для развития мозга недооценивалось учеными, то сегодня нейрофизиологи убеждены: единственная причина, по которой у человека есть такой сложный и мощный мозг, — это необходимость совершать целенаправленные движения в изменяющихся условиях . Цифровизация жизни привела к тому, что люди, а особенно дети, стали значительно меньше двигаться и общаться. Спонтанная физическая активность и общение с другими детьми — это то, что происходит на детских площадках, поэтому именно они могут стать инструментом развития мозга детей.

-2

Развитие детского мозга происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, что возможно благодаря двигательной активности. Если объем спонтанных движений в жизни ребенка резко уменьшается, он оказывается в группе риска: его тело и мозг перестают справляться с элементарными повседневными задачами. С каждым годом в мире растет количество детей с нарушениями развития и трудностями в обучении; дети позже начинают ходить и говорить, с трудом осваивают навыки
самообслуживания; школьники не справляются с программой начальной
школы. За последние десятилетия произошли негативные изменения и в других областях развития детей: в докладе Всемирной организации здравоохранения за 2018 год отмечается, что каждый пятый ребенок в мире в возрасте от 5 до 19 лет имеет избыточный вес или ожирение, физическая активность 80 % детей признана недостаточной.

Польза подвижных игр стала очевидна только тогда, когда они исчезли из жизни детей. Точно так же о роли гравитации для развития мозга и вообще для функционирования тела узнали, только когда космонавты стали летать в космос. Пока все жили на земле и гравитация была чем-то само собой
разумеющимся, вестибулярная система никого не интересовала. Если сейчас у ребенка есть трудности в обучении, родители будут семь раз
в неделю водить его к логопеду, дефектологу, неврологу, и у ребенка просто не останется времени погулять на детской площадке. Получается замкнутый круг: ребенка водят на коррекцию того, что можно исправить, если бы он каждый день три часа гулял во дворе. Родители не видят в этом ценности, хотя в их детстве это было естественным и никто не задумывался, какую пользу приносит прогулка.

Именно поэтому сегодня так важны нейродинамические площадки.

-3

Мы не можем изменить образ жизни всех людей, но можем создать детские площадки, которые понравятся детям и будут способствовать развитию их мозга.

ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ?

  • Оборудование должно побуждать детей не только двигаться, но и думать, предоставлять ребенку максимум возможностей для изобретения движений, для экспериментов, расширяющих возможности тела и интеллекта. В мозге образуются и укрепляются новые нейронные связи, когда ребенок решает двигательные задачи.
  • Игровое оборудование должно побуждать ребенка ставить
    перед собой цели и достигать их самостоятельно.
  • Дизайн площадки должен открывать ребенку простор для фантазий — навязанный образ блокирует креативность ребенка.
  • Материалы с различными текстурами восполняют дефицит тактильной информации, очень важной для детского развития.
  • На площадке ребенок должен иметь возможность получить стимуляцию всех отделов вестибулярной системы в 3D‑пространстве.
  • Подбирая оборудование, необходимо учитывать уровень сложности для каждого возраста, чтобы ребенок прикладывал определенные усилия для достижения цели, но трудности и риск приносили бы ему радость.
  • Площадка должна создавать возможности для игр детей с разным уровнем физической подготовки.
  • Важно, чтобы детская площадка способствовала общению детей между собой — именно здесь активно развиваются эмпатия и социальный интеллект, что особенно ценно для детей старше четырех лет.
-4

Что и как развивать?

  1. Вестибулярная система - карусели, горки со спиральным скатом, качели, тарзанка, горка с прямым скатом, качели-балансир, качели-маятник.

2. Тактильная система - панель-скульптор, роликовая горка, материалы
различной текстуры (металл, пластик, дерево), игры с водой, песочницы с разными видами песка и мелкими речными камушками.

3. Проприоцептивная система - узкие отверстия или тоннели, через которые нужно протискиваться с усилием, снаряды, которые нужно
раскрутить, сдвинуть, потянуть.

-9

-10

4. Слуховая система - зона с уличными музыкальными инструментами, музыкальные барабаны, переговорные трубы, эхо-трубы.

5. Зрительная система - дорожка из звуковых подушек, игровые панели с движущимися элементами, бинокли, калейдоскопы, зеркальные лабиринты с иллюзиями.

СВЯЗЬ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ВЕСТИБУЛЯРНОЙ СИСТЕМ УКРЕПЛЯЮТ - игровая панель «Гоночная доска», механический пинбол, оптические иллюзии, мячи-подвесы для отбивания.

Площадка должна быть для ребенка не механическим набором оборудования, но каждый раз приключением — попыткой открыть что-то
новое в окружающем мире или во вселенной возможностей и ощущений своего тела. На стимуляцию фантазии ребенка должны работать и подбор оборудования, и проектное решение. Игровое разнообразие нейродинамических детских площадок — это новая норма ежедневного детского интереса к игре.

-13

Детские площадки — это не только пространство для активной игры
с «лазалками», но и возможность провести время спокойно, получая
новые знания об окружающем мире в процессе его вдумчивого исследования, а также место, где есть возможность поиграть одному
или провести время с другом.
Детские пространства должны дополнять друг друга с точки зрения разного характера игры и возможностей для развития — в одних зонах можно выплескивать энергию и «прокачивать» свой вестибулярный аппарат, в других — играть в тихие игры и общаться, в третьих — уединяться и получать новые знания.

-14

Также детская площадка обязательно должна гармонировать с природой, ребенок взаимодействуя с естественными материалами и фактурами, с непредсказуемым и в то же время гармоничным окружением, получает новые возможности для развития мозга.

Дерево разных пород, песок, щепа, камни, щебень, металл дают ребенку разнообразие тактильных ощущений. Они незаменимы для развития детей, которые в современном урбанизированном мире перегружены визуальной информацией и испытывают тактильный дефицит.

-15

Наша компания верит, что наша совместная инициатива обретет положительный отклик среди участников рынка и этот бесценный опыт распространится кругами по воде на многочисленные детские площадки, позволяя все большему и большему числу ребят гармонично развиваться, чувствовать себя полноценными и выдающимися членами общества.

Создавая детские пространства, мы не просто меняем отдельный
участок города или двора — мы закладываем принцип формирования
новой комфортной среды. Мы помогаем ребенку с самоопределением в городе — искусственно созданной среде, где он испытывает дефицит сенсомоторного развития.
Один из наших ключевых принципов звучит так: «счастлив
ребенок — доволен взрослый».

И еще всегда нужно помнить, что каждый из нас был ребенком, а сегодняшние дети через некоторое время повзрослеют. Наш долгий профессиональный опыт работы с темой «детства в городе» говорит о том, что мы можем повлиять на самоощущение людей в нем. Создавая качественно иной уровень среды, мы получаем довольных и уверенных в себе людей с чувством собственного достоинства. Они впитают его с детства и пронесут через всю жизнь. Нейродинамические площадки могут стать той новой парадигмой, в которой вырастет ребенок. Это прямая инвестиция в будущее уже сегодня.

-16
-17
-18