Центральный герой рассказа – тот самый Василий, оставленный отцом в Петербурге на «попечении одного отдалённого родственника, человека уже не молодого, холостого, страшного вольтерьянца».
А.А.Григорьев писал: «Василию Лучинову Тургенева я придаю особенную важность потому, что в этом лице старый тип Дон-Жуана, Ловласа и т. д. принял впервые наши русские, оригинальные формы». Тургенев создаёт очень яркий – и очень страшный образ человека, в котором сочетается, кажется, всё. Он умеет очаровывать окружающих: «Отец мой мне часто говаривал, что он знавал не одну старушку, которая без сердечного умиления вспомнить не могла о Василье Ивановиче Лучинове… Когда, бывало, Василий Иванович, улыбаясь, ласково прищурит чёрные глаза, когда захочет пленить кого-нибудь, говорят, невозможно ему было противиться — и даже люди, уверенные в сухости и холодности его души, не раз поддавались чарующему могуществу его влияния». В его характере сочетается, казалось бы, несовместимое: «Вообразите себе человека, одарённого необыкновенной силой воли, страстного и расчётливого, терпеливого и смелого, скрытного до чрезвычайности и — по словам всех его современников — очаровательно, обаятельно любезного». И за всем этим стоит главное – «Он усердно служил самому себе и других заставлял трудиться для своих же выгод, и всегда во всём успевал, потому что никогда не терял головы, не гнушался лести как средства и умел льстить».
Наверное, тут действительно можно вслед за Григорьевым вспомнить «старый тип Дон-Жуана». Позволю себе напомнить уже как-то приведённые мною применительно к пушкинскому герою слова Б.А.Покровского: «Дон Жуан не только личность. Это ещё и явление, олицетворяющее общественное зло, предельный и циничный эгоизм, "радости жизни" за счёт других. Он – сеятель страданий, обид, несправедливости и порока…. Талантлив ли Дон Жуан? – Да! Красив, элегантен? – Да! Смел, находчив? - Безусловно!.. Тем страшнее явление, тем объёмнее и острее должно быть возмездие. Он – развратник, который должен быть наказан». Пожалуй, во многом эта характеристика относится и к Лучинову, который всё же наказание впоследствии понесёт: через два года после трагедии он «вернулся в деревню, разбитый параличом, без языка. Он уже не застал в живых ни Анны Павловны, ни Ольги и умер скоро сам на руках у Юдича, который кормил его, как ребенка, и один умел понимать его несвязный лепет». По некоторым сведениям, подобным образом, в параличе, недвижим и «без языка», доживал свои дни Алексей Лутовинов, умерший в 1796 году.
Но до этого ещё пройдут годы, наполненные самыми неблаговидными поступками этого человека. Впервые он появится на страницах рассказа «лет десять спустя после поселения Ивана Андреевича в деревне», «блестящим гвардейским офицером», и «вскружит голову» всем домочадцам. Но очень скоро мы узнаем, что приехал он не столько повидаться с родными, сколько – «чтобы достать как можно более денег от отца». Получит, по словам рассказчика, «гораздо более денег», чем все его братья «в продолжение двадцати лет, прожитых ими в родительском доме», но ему всё мало, вот и решается он на кражу с помощью камердинера Юдича. И, сразу заметим, в этой истории проявит все свойства своей необузданной натуры: сначала «умягчит» старого камердинера («то есть довёл бедного старика до того, что тот в молодом барине, как говорится, души не чаял»), затем разжалобит («сказал ему, что он проигрался и что наложит на себя руки, если не достанет где-нибудь денег. Юдич зарыдал, бросился перед ним на колени, просил вспомнить Бога, не губить себя. Василий, не говоря ни слова, заперся в своей комнате»). И добился-таки того, что Юдич принесёт ему ключ от господского сундука с деньгами, да ещё и умолять будет взять…
Правда, когда обман вскроется, а Иван Андреевич прикажет «насмерть» бить камердинера, отказывающегося назвать вора, он признается: «Я виноват, — сказал он глухим, но твёрдым голосом. — Я взял эти деньги». И прикажет прекратить истязание, а когда отец, «подняв палку, пошёл на сына», «отскочил, схватился за рукоять шпаги и обнажил её до половины». А после приказа отца «Подите все… все вон» «Василий остановился на пороге, потом вдруг тряхнул головой, обнял Юдича, поцеловал руку матери… и через два часа его уже не было в деревне. Он уехал в Петербург».
Признание и заступничество за Юдича говорят, конечно, в пользу Василия, но сам его поступок (не только кража, но и попытка обмануть отца, заменив деньги черепками), разумеется, симпатии к нему не вызывает.
Не могу ещё не остановиться и на таком моменте. После отъезда Василия «Юдич сидел на крылечке дворовой избы. Люди окружали его, сожалели о нём и горько упрекали барина». А в ответ слышат: «Полноте, дети, полноте… что вы его браните? Он и сам, чай, батюшка наш, своей удали не рад…» Поневоле тут вспомнишь некрасовское
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
И ведь именно Юдич будет ходить за парализованным Василием…
Следующее появление Василия в деревне будет, как нетрудно посчитать, лет через восемь, и это не добровольный приезд: «Говорят, он на дороге часто выходил из кибитки, бросался лицом в снег и плакал». Здесь, очевидно, тоже использованы семейные предания: согласно дошедшим до нас сведениям, братья Лутовиновы были высланы из Петербурга за «неблагопристойную жизнь» и «зазорные поступки».
Проступок же Василия Лучинова указан очень точно: «Василий Иванович, несмотря на свою изворотливость, был вызван на дуэль одним оскорблённым мужем. Он дрался, тяжело ранил своего соперника и принуждён был выехать из столицы; ему приказали безвыездно жить в своём поместье».
И приезжает в деревню уже не прежний блестящий офицер, покорявший всех, не «один из блистательных молодых людей». Высылка из столицы вызвала в нём озлобленность, усилила худшие свойства характера: «Никто в Лучиновке не узнавал прежнего весёлого, любезного Василия Ивановича. Он ни с кем не говорил, с утра до вечера ездил на охоту, с видимым нетерпением сносил робкие ласки своей матери и безжалостно насмехался над братьями, над их жёнами (они уже оба успели жениться)…»
И именно это недовольство окружением («Василий Иванович любил наслаждаться жизнью; он не мог не скучать в деревне») приводит к разыгравшейся беде…
************
Поскольку в Лучиновке легко узнаётся Спасское-Лутовиново, я позволила себе пометить в статье фотографии с сайта музея-усадьбы.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Путеводитель" по тургеневскому циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь