Юрий Козаренко, генеральный директор ООО «Транспорт Будущего», рассказывает, как компания начинала с небольшого цеха, а теперь производит сотни дронов в месяц, почему аэротакси – это не далёкое будущее, а реальность ближайших лет, можно ли управлять дроном из дома. Ответы на эти и другие вопросы – в статье, подготовленной редакцией ТВ-программы «Есть решение».
Как появилась идея создания компании «Транспорт Будущего»?
Всё началось в 2021 году в Белгородской области, в инновационном центре «Бирюч». Мы анализировали мировые тренды и пытались понять, какие технологии могут принести пользу людям. В результате сосредоточились на новых энергетических системах, водородных топливных элементах, аккумуляторах и, конечно, беспилотниках. Они стали для нас тестовой платформой, а затем переросли в самостоятельное направление.
С чего начинался проект?
В начале у нас был небольшой центр экспериментальных полётов, площадью 150 квадратных метров. В команде работало всего 10–15 человек. Мы изучали мировые образцы беспилотников, тестировали двигатели и винты. Первый большой беспилотник весил 700 кг и мог поднимать 200 кг полезной нагрузки – это сравнимо с мощностью автомобиля, но он летал. Тогда это было в новинку, люди останавливались, снимали его на телефон. А сейчас в Тольятти беспилотники летают каждый день, и никто уже не удивляется.
Как компания развивалась дальше?
Сегодня в проекте работает более 1000 человек, у нас 500 открытых вакансий. Помимо Белгорода и Тольятти, есть площадки в Москве, Воронеже, Самаре, Ростове. Мы не просто производим беспилотники, но и запускаем дрон-сервисы: в ближайшие 3–5 лет планируем оснастить 35 регионов такими системами.
Какие беспилотники вы разрабатываете?
У нас несколько направлений: логистические дроны, агродроны, беспилотные авиационные системы. Например, наши агродроны могут за 10 часов обработать 400 гектаров полей. Это не только снижает затраты на химикаты и топливо, но и повышает урожайность за счёт точечного внесения удобрений.
Как дроны меняют логистику?
В 2023 году мы запустили экспериментальный режим в Самарской области и протестировали доставку лекарств дронами. Машина ехала бы 3 часа, а беспилотник справился за 11 минут. Это не просто ускорение – это возможность спасать жизни. Сейчас мы работаем над тем, чтобы встраивать беспилотные системы в e-commerce, доставку продуктов, медикаментов и даже пиццы. Кстати, первый тест с пиццей показал, что нужен контейнер с подогревом, иначе она остывает в полёте.
Как происходит тестирование дронов?
Перед выпуском в серию мы подвергаем их жёстким испытаниям: ломаем винты, перегреваем аккумуляторы, проверяем, как они ведут себя в аварийных ситуациях. Даже проводили эксперимент, проверяя, что будет, если дрон заденет строительные конструкции. Это нужно, чтобы создать максимально безопасную технику.
Какие планы у компании?
Мы строим гигафабрику по производству литий-ионных аккумуляторов мощностью 4 гигаватта, развиваем инфраструктуру дронов, увеличиваем локализацию производства. Уже сейчас 90% компонентов для тяжёлых беспилотников производятся в России. Также разрабатываем аэротакси на новых принципах движителей – их можно будет использовать даже в условиях экстремальных температур.
Когда аэротакси станет реальностью?
Мы рассчитываем, что массовое применение начнётся через 12–15 лет. За это время беспилотники войдут в логистику, сельское хозяйство, спецприменение, и после этого можно будет переходить к пассажирским перевозкам.
Как дроны изменят города будущего?
Мы уже разрабатываем инфраструктуру: в современных жилых комплексах появятся постаматы и дронопорты для доставки. В перспективе – встроенные в здания площадки для приёма грузов беспилотниками. Мир движется к этому, и мы хотим быть в числе лидеров.
Можно ли управлять дронами из дома?
Технически – да. Уже сейчас есть технологии, позволяющие управлять беспилотниками удалённо. Однако для массового внедрения таких решений необходимо развитие инфраструктуры, регулирование воздушного пространства и повышение уровня безопасности. Но я уверен, что в будущем управление дронами станет таким же привычным, как работа в удалённом режиме для IT-специалистов.
Где и какая малая авиация используется в стране и кто ее производит – смотрите в выпуске программы «Есть решение» на любой удобной площадке: YouTube | Rutube | Vk Видео | Telegram