Найти в Дзене

Какие тексты мы пишем на уроках английского языка

Сначала несколько слов о самом письме, почему так важно писать на уроках. Письмо - это не только закрепление материала, вывод лексики и грамматики в речь, прежде всего, это умение оперировать языком, правильно формулировать предложения, подбирая необходимую лексику, а для этого необходимо осмысление его строя и структуры. Также письмо - это возможность для ученика выразить себя, а для учителя - проверить знания лексики и грамматики, умения формулировать мысли/предложения и связывать их между собой в логически выстроенный текст. Именно письмо позволяет вовлечь каждого ученика в работу на уроке, никто ведь за него не напишет его текст, а также обеспечивает индивидуальный подход, так как каждый ученик пишет так, как может на данный момент и столько, сколько может. Поэтому, думаю, без письма на уроках никак нельзя. Предложения, развёрнутые ответы на вопросы, небольшие тексты, всё что угодно, но писать необходимо, чтобы действительно разбираться в языке. В этой статье я не буду упоминать
Оглавление

Сначала несколько слов о самом письме, почему так важно писать на уроках.

Письмо - это не только закрепление материала, вывод лексики и грамматики в речь, прежде всего, это умение оперировать языком, правильно формулировать предложения, подбирая необходимую лексику, а для этого необходимо осмысление его строя и структуры.

Также письмо - это возможность для ученика выразить себя, а для учителя - проверить знания лексики и грамматики, умения формулировать мысли/предложения и связывать их между собой в логически выстроенный текст.

Именно письмо позволяет вовлечь каждого ученика в работу на уроке, никто ведь за него не напишет его текст, а также обеспечивает индивидуальный подход, так как каждый ученик пишет так, как может на данный момент и столько, сколько может.

Поэтому, думаю, без письма на уроках никак нельзя. Предложения, развёрнутые ответы на вопросы, небольшие тексты, всё что угодно, но писать необходимо, чтобы действительно разбираться в языке.

В этой статье я не буду упоминать личные и официальные письма, а также эссе, то есть те задания, которые есть в учебнике. Расскажу о других текстах, которые мы регулярно пишем.

-2

Описание картинки/фото

Мне кажется, отличное упражнение, так как учащимся ничего не нужно придумывать, только смотри и пиши. Обычно это одно из заключительных упражнений по теме, когда уже пройдена нужная лексика и ребятам есть на что опереться.

Это прекрасная возможность как следует попрактиковать Present continuous (ведь мы описываем то, что происходит в данный момент на картинке/фото) во всех его проявлениях, тонкостях и нюансах, включая статичные глаголы, которые в этом времени не употребляются (know, hear, see etc) и глаголы, которые меняют значение в present continuous, превращаясь из статичных в глаголы действия, такие как think, see, taste, smell, etc.

Также можно акцентировать внимание на различных грамматических явлениях и попросить учащихся их использовать. Например, в последний раз мы описывали в 11 классе вот эту картинку из учебника, и я просила использовать относительные придаточные предложения.

Spotlight 11, стр.77.
Spotlight 11, стр.77.

Согласна, что данная картинка довольно сложная для описания, здесь мало действий. Тем не менее, мы очень тщательно разбирали текст про Флоренс Найтингейл, подробно говорили про ужасные условия в военных госпиталях, что ребятам и требовалось отразить в своих текстах.

К сожалению, в учебнике очень мало подходящих картинок, а именно тех, которые отражают пройденную тему, поэтому стараюсь всегда использовать то, что есть.

Ещё про описание картинки есть в этой статье:

Парафраз/перефраз текста

Хороший приём для формирования умения оперировать языком, используя активный словарный запас. Кроме непосредственного письма задание подразумевает полное и детальное понимание небольшого текста, умение выделить главное, понять суть и смысл предложений и идей текста и передать их содержание другими словами и конструкциями.

Задание довольно сложное, начинать лучше с 7 класса, когда у учащихся не только накопился хотя бы небольшой активный словарный запас, но они уже умеют работать с дискурсом, то есть с логикой текста. До 7 класса очень полезно перефразировать отдельные предложения.

Работа идёт не только с лексикой, но и с разными грамматическими взаимозаменяемыми грамматическими конструкциями.

Такие задания есть в международных экзаменах по английскому языку, так как именно они показывают комплексное владение языком.

Ещё про перефраз можно прочитать в этой статье:

Рассуждение на тему

Это текст в свободной форме, который мы пишем по итогу пройденной небольшой темы. Например, мы прочитали текст и сделали несколько упражнений по теме "Высшее образование: есть ли необходимость?", естественно, что при этом мы активизировали необходимую лексику, обсудили различные идеи, прочитали текст с противоположной точкой зрения, то есть сделали всё, чтобы у ребят сложилось определённое мнение по этому поводу. Как результат проделанной работы они писали свои рассуждения о том, насколько важно для них высшее образование, почему и зачем оно им нужно или не нужно.

В данном задании учащиеся используют свой жизненный опыт, делятся своим личным мнением, приводят свои собственные аргументы, поэтому задание для них является значимым и интересным.

Или другой пример текста, который учащиеся писали по итогу пройденного материала можно посмотреть в этой статье:

На самом деле, мы довольно часто пишем подобные тексты, так как они лучше всего показывают результат пройденной темы, а именно, как учащиеся умеют использовать лексику по этой теме, что они могут сказать (написать) по ней. Устно невозможно всех опросить, а вот письменно это делать очень удобно.

Из диалога делаем описание ситуации

Довольно интересное задание, которое даёт возможность посмотреть на диалог под другим углом.

Любой диалог - это ведь ситуация, которая происходит в данный момент, чем-то диалог даже похож на картинку, так как через реплики говорящих мы понимаем что происходит.

Это задание тоже может быть конечной фазой работы, после того как мы отработали с диалогом все этапы: прочитали/прослушали, прояснили непонятные слова, выполнили задания на понимание содержания, возможно, проиграли его по ролям.

Теперь мы можем описать эту ситуацию от третьих лиц или от одного из участников диалога, что будет ещё интереснее. При этом я прошу ребят избегать примитивную косвенную речь, такую как he/she said that... Есть множество других способов описать происходящее.

Например, вот этот диалог "У врача" можно легко переделать в описание ситуации:

Spotlight 11, стр.67
Spotlight 11, стр.67

Так справился ребёнок, который наконец-то начал писать сам, без переводчика, чему я очень рада:

-5

Особенно необходимо это задание в 10-11 классах, когда мы проходим косвенную речь и различные глаголы для ввода косвенной речи (introductory verbs) с последующей правильной формой. Если же выполнять это задание раньше и постепенно вводить глаголы, то они постепенно усвоятся и тема будет скорее систематизацией пройденного, а не новым материалом.

Пересказ текста своими словами

Это может быть подробный пересказ, а может быть краткий (summary). Это также может быть пересказ от первого, от третьего лица или от любого другого в зависимости от текста/ситуации.

Главное - убедить учащихся писать самостоятельно, без переводчика, именно поэтому мы в основном пишем в классе, иначе вся практика сводится к нулю.

Своими словами - это всегда означает, упростить текст.

Если ограничить количество предложений, то задание станет намного проще.
Если ограничить количество предложений, то задание станет намного проще.

Часто это задание предшествует устному пересказу, идёт как подготовительный этап, для этого учащиеся тренируются высказываться своими словами, при письме у них есть время подумать, уточнить значение какого-то слова, вспомнить нужную конструкцию. Когда они потом будут пересказывать устно, такой возможности у них уже не будет.

Уточню, что пересказывать устно - это не значит выучить заранее написанный пересказ. Устно мы рассказываем всё, что запомнили и, возможно, другими словами, в другой последовательности, ведь главное передать содержание.

Но как практика письма - это очень хорошее задание.

В последнее время на уроках индивидуального чтения часто даю задание - написать краткое содержание того, что прочитали за урок. За десять минут до окончания урока, напоминаю, что нужно начинать писать.

Про индивидуальное чтение можно прочитать в следующих статьях, правда, кое-что в процессе его организации я со временем меняю:

Индивидуальное чтение адаптированных книг на уроках иностранного языка
Из опыта работы школьного учителя иностранного языка (real-life practice and situations)22 октября 2023

Как вы, наверное, уже заметили, все упомянутые задания объединяет то, что материал, который требуется написать не надо придумывать, он базируется на пройденной теме или проработанном тексте. Ребятам нужно только либо систематизировать материал, либо подать его по другому.

Эти задания не являются творческими, не требуют от учащихся использовать воображение и что-то придумывать. На это ведь требуется гораздо больше времени и по этой причине творческие задания всё же лучше выполнять дома. Если, конечно, у учителя есть желание вводить эти задания в процесс обучения.

-7

Конечно, чтобы сэкономить время урока можно и другие тексты писать дома, только в наших современных реалиях нет гарантии, что ребёнок всё напишет сам, без помощи нейросетей. Поэтому всё же лучше писать на уроках.

Коллеги, а что пишете вы на уроках?