Найти в Дзене

Обучение письменной речи. Когда и с чего начинать?

Оглавление

Насколько это важно

Чрезвычайно важно! Это продуктивный вид речевой деятельности, то есть это продукт, который создаёт ученик в процессе обучения. Это то, что он делает только сам. Поэтому в нём мы можем увидеть что он знает, и что он умеет. Умеет ли правильно использовать грамматические конструкции, какие, а какие нет. Какую лексику он знает и употребляет и насколько правильно. Как он умеет связывать предложения между собой и выстраивать текст. Есть ли логика в его повествовании и т.д.

Когда и как начинать писать

Чем раньше, тем лучше. Как только узнали несколько слов и самые основы грамматики, сразу начинать писать. Сначала коротенькие предложения, потом небольшие тексты из них. Далее в процессе обучения предложения должны становиться более развёрнутыми, а тексты длиннее.

Подготовительные упражнения. Они обязательно нужны, прежде чем дети сами начнут писать.

- Перепиши предложение, заменяя в нём 2-3 слова

- Продолжи предложение

- Запиши слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение

- Найди лишнее слово/слова в предложении

- Совместный перевод предложений на иностранный язык

Такие задания очень важны, так как они приучают учащихся писать конструкциями изучаемого языка, а не русские предложения английскими словами.

Особенно нужно таким образом тренировать конструкции, которых нет в русском языке. It's great! I'm eight years old. There are some sweets in the box., etc.

От уровня предложения, нужно плавно переходить к коротким текстам.

- Перепиши текст (3-5 предложений), заменяя только некоторые слова.

- Перепиши текст, но от третьего лица (или наоборот).

Когда учащиеся почувствовали себя более-менее уверенно в таких подготовительных заданиях, можно переходить к настоящему письму.

  • Напиши развёрнутый ответ на вопрос (What do you like doing after school?, Do you have a pet?, etc.) Вопросы должны вытекать из пройденной на уроке темы.
  • Опиши картинку (3-4 предложения)
  • Напиши небольшой текст (4-5 предложений) о своей семье, друзьях, школе, комнате и т.д.

Письмо - это всегда разноуровневое задание.

Каждый ученик будет писать в соответствии со своим уровнем, кто-то напишет 3 предложения, а кто-то 7. Языковое наполнение тоже будет разным, и это нормально.

Если дети будут писать регулярно, на каждом уроке, они привыкнут и будут делать это без страха, а в порядке вещей.

Как не приучить к переводчику

Дети пользуются переводчиком, когда не могут написать сами. Их нужно плавно подвести к письму, выполняя с ними подготовительные упражнения. Всегда давать доступные задания, и не задавать заведомо то, с чем они сами не справятся, особенно на дом. Так вы сами спровоцируете использование переводчика. Лучше всего писать в классе, а не дома. Особенно в младших классах, когда учитель - помощник всегда должен быть под рукой. Это очень трудное и важное задание. Нужно за каждым проследить!

-2

Не надо бояться ошибок!

Ошибки всегда будут и должны быть, ведь на ошибках учатся. К ошибкам нужно относиться спокойно, объяснять ребёнку как написать правильно. Если ошибок слишком много вернуться на некоторое время к подготовительным упражнениям.

Не все ошибки нужно исправлять. А чтобы ребёнок знал об этом, сказать ему, что исправили только самые важные, а с остальными можно будет доработать позже. Плохо, если работа будет вся перечёркнута, это точно не будет мотивировать. И обязательно похвалить учащихся за их усилия, даже если пока и не видно большого продвижения.

Оценивание письменных работ в самом начале должно быть очень щадящим. Оно должно включать в себя несколько критериев (несмотря на то, что тексты ещё очень примитивные), а не только количество ошибок, для того чтобы у ребёнка была возможность честно получить положительную оценку. В критерии должны входить количество предложений, соответствие заявленной теме, аккуратность.

Письменные работы обязательно нужно проверять сразу! Если проверять через какое-то время, то это уже перестанет быть актуальным, так как всё забудется. Поэтому если ребята пишут на уроке, то проверить можно тут же, проходя по рядам. Даже если подойти к каждому ребёнку 2 или 3 раза, этого уже будет достаточно, чтобы исправить основные ошибки, дать свою словесную оценку. Если же необходима более тщательная проверка, то можно выдать учащимся листочки, а потом их собрать. Листочки должны быть небольшие, максимум четвертинки (а можно и ещё меньше), так ребятам будет спокойнее. Чем меньше листочек, тем меньше на нём нужно писать.

Пишем карандашом

Это очень удобно, так как всегда можно стереть и написать заново. У меня некоторые дети всегда пишут тексты карандашом, так они чувствуют себя увереннее. Даже в старших классах.

Во время письма многие дети задают вопросы. Прежде чем дать прямой ответ, можно задать наводящие вопросы, дать подсказки, попросить обратиться к словарю. Таким образом переключать учащихся на свои собственные знания и умения. Но если требуется, то, конечно, помогать и подсказывать, не оставлять ребёнка один на один с незнанием.

Это пример письменных работ за 10-12 минут до конца урока в средней и старшей школе.
Это пример письменных работ за 10-12 минут до конца урока в средней и старшей школе.

Только через активное оперирование языком происходит его понимание и усвоение. Именно письменная речь позволяет учащимся самостоятельно и вдумчиво использовать язык, вынуждает их разбираться в его строении и особенностях. А учитель имеет возможность наблюдать за этим процессом и направлять его. Но к большому сожалению, очень часто обучение письменной речи пускается на самотёк и задвигается на самое последнее место. К чему это приводит не трудно догадаться.

А Вы когда начинаете обучение письменной речи?