Последняя информация о штрафах за превышение средней скорости в 2025 году.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, длительное время в регионах России водителей штрафовали за превышение средней скорости. Речь шла о комплексах фотовидеофиксации, которые установлены на определенном расстоянии друг от друг. Если известно расстояние между камерой №1 и камерой №2, известно время прохождения автомобилем этого участка, то путём применения простейшей формулы вычислялась средняя скорость автомобиля на этом участке. Если она была выше допустимого значения - водителю приходило "письмо счастья".
Однако, осенью 2021 года штрафы за превышение средней скорости выносить перестали. Как рассказали в ГИБДД, причиной этому была позиция Верховного Суда РФ. Как разъяснил ВС РФ, административное правонарушение должно характеризоваться точным местом и временем совершения, что в случае контроля средней скорости не выполнялось. Кроме того, возникал правовой пробел, когда на длинных участках первая и вторая камеры находилась в зоне юрисдикции разных судов, что делало невозможным обжалование материалов с таких камер.
В связи с этим, вынесение штрафов за среднюю скорость временно прекратили - до внесения соответствующих поправок в ПДД и КоАП РФ.
Ожидалось, что практика штрафов за превышение средней скорости вернётся в 2024 году: на согласование в Кабмин был направлен проект Постановления Правительства, согласно которому среднюю скорость планировали внести в текст ПДД уже с 1 сентября 2024 года. Однако, документ до сих пор не подписан.
Так и не дождавшись внесения средней скорости в ПДД, в начале марта 2025 года сразу два российских региона подготовили законопроекты о запуске эксперимента по фиксации средней скорости:
- Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО);
- Вологодская область.
Для того, чтобы не менять ПДД, регионы предложили воспользоваться механизмом экспериментального правового режима (ЭПР). Напомним, именно благодаря такому режиму, в нескольких регионах РФ уже тестируют беспилотные автомобили, хотя юридически на дороги им выезд запрещён.
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) подготовил проект федерального закона о проведении регионального эксперимента по контролю средней скорости. В ходе "пилота" предполагается описать порядок определения времени и места нарушения, а также другие технические детали. Из документа не совсем ясно, будут водители получать штрафы в тестовый период или нет.
"Ямал готов выступить площадкой для апробации системы, чтобы обеспечить выработку оптимальных правовых норм для ее внедрения на территории всей страны",— поясняли Правительстве региона.
Похожий документ подготовил и Минтранс Вологодской области. Эксперимент хотят провести до конца 2026 года на одной из региональных трасс — на участках протяженностью не более 200 км без проведения дорожных работ. В отличие от ЯНАО, здесь за превышение средней скорости уже точно планируют выносить штрафы, говорится в пояснительной записке документа. Водителей о контроле средней скорости хотят предупреждать информационными щитами вдоль дорог.
Оба законопроекта направлены в Правительство РФ для оценки. Что касается инициативы ЯНАО, её Правительство пока не поддержало. По законопроекту Вологодской области обратной связи от Кабмина пока не получено.
Таким образом, в части контроля средней скорости ситуация складывается аналогично запуску камер на ОСАГО. Там тоже запуск фотовидеофиксации по всей стране откладывался много раз, в результате чего регионы начали готовить собственные проекты. Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, запуск камер на ОСАГО сейчас движется параллельно в двух направлениях:
- федеральный проект (запуск камер по всей стране, проверка полисов только у нарушителей ПДД, рассылка уведомлений через портал Госуслуг вместо штрафов);
- региональный проект (запуск камер на ОСАГО отдельными регионами, с проверкой 100% проезжающего потока автомобилей и оформлением реальных штрафов нарушителям).
Что касается федерального проекта, то он должен был заработать уже с 1 марта 2025 года, но был вновь перенесён: теперь уже на 30 июня 2025 года.
Что касается региональных проектов, то регионы в рамках своих полномочий имеют право запустить камеры на ОСАГО уже сейчас, не дожидаясь запуска федерального проекта. Для этого важно, чтобы комплексы фотовидеофиксации были сертифицированы на выявление именно данного вида нарушения. То есть, в паспорте прибора должно быть указано, что он предназначен для фиксации не только превышения скорости, но и фактов езды без ОСАГО.
Свою готовность к запуску камер на ОСАГО подтвердили уже 5 городов и регионов:
- Москва;
- Казань;
- Свердловская область;
- Волгоградская область;
- Калининградская область.
Выгодно купить электронный полис ОСАГО, сравнив предложения от большинства крупных страховщиков на одной странице, можно у меня на сайте.