Найти в Дзене
Какой у вас запрос?

Психодраматические техники в коучинге: трансформация через действие

Психодрама — это метод терапии, разработанный Якобом Л. Морено, который заключается в использовании разыгрывания сцен и ролевых игр для исследования внутренних конфликтов, эмоций и сценариев поведения. В последние годы психодраматические техники нашли свое применение и в коучинге, помогая клиентам раскрыть потенциал, изменить ограничивающие убеждения и разработать новые стратегии поведения. В этой статье рассмотрю основные техники психодрамы, их применение в коучинге, примеры вопросов и кейсы. Методу психодрамы уже более 100 лет. Он был создан румынским психиатром Якобом Морено и основан на идее, что внутренний мир и переживания человека нужно не только обсуждать, но и проигрывать в действии. Только соприкоснувшись со своим опытом эмоционально, когнитивно и телесно-поведенчески, мы переосмысляем его и учимся реагировать на происходящее по-новому. Психодрама помогает клиентам лучше и глубже осознать свои эмоции, переосмыслить опыт и изменить поведение. Сеансы психодрамы похожи на театра
Оглавление

Психодрама — это метод терапии, разработанный Якобом Л. Морено, который заключается в использовании разыгрывания сцен и ролевых игр для исследования внутренних конфликтов, эмоций и сценариев поведения. В последние годы психодраматические техники нашли свое применение и в коучинге, помогая клиентам раскрыть потенциал, изменить ограничивающие убеждения и разработать новые стратегии поведения. В этой статье рассмотрю основные техники психодрамы, их применение в коучинге, примеры вопросов и кейсы.

В чем суть метода психодрамы

Методу психодрамы уже более 100 лет. Он был создан румынским психиатром Якобом Морено и основан на идее, что внутренний мир и переживания человека нужно не только обсуждать, но и проигрывать в действии. Только соприкоснувшись со своим опытом эмоционально, когнитивно и телесно-поведенчески, мы переосмысляем его и учимся реагировать на происходящее по-новому.

Психодрама помогает клиентам лучше и глубже осознать свои эмоции, переосмыслить опыт и изменить поведение.

Сеансы психодрамы похожи на театральные действа и проходят в группе или индивидуально (монодрама). Главный герой, или протагонист (так в психодраме называют клиентов), — это человек, который обратился за помощью к специалисту. Остальные участники группы под руководством специалиста-психодраматиста (психолога, коуча) помогают ему посмотреть на свою жизнь со стороны.

Для главного героя участники играют роли из реального мира (родителей, друзей, коллег, знакомых, случайных прохожих) или из внутреннего (субличности человека, его чувства). Психодрама стремится показать человеку, как он на самом деле взаимодействует с окружающим миром, людьми и самим собой.

Ключевые составляющие психодрамы: действие, спонтанность и теория ролей:

  1. Действие в психодраме ключевую роль. Клиент не просто рассказывает о своих проблемах, а разыгрывает их на сцене. Это позволяет интегрировать эмоции, мысли и поведение.
  2. Спонтанность. Чем выше уровень спонтанности, тем выше способность человека адаптироваться к новым ситуациям. В психодраме клиент пробует новые реакции, учится гибкости и развивает эмоциональный интеллект.
  3. Теория ролей. Мы играем множество ролей в жизни, например: профессионал, родитель, друг, ребёнок. Каждый из нас сам определяет свои роли, нет готового списка ролей. В психодраме клиент приходит с индивидуальным запросом и под него он сам задаёт роли, исследует и проигрывает их.

Основные понятия психодрамы

  • Протагонист – клиент, главный участник сценического разыгрывания, тот, кто исследует свою ситуацию.
  • Сцена – место, где психодрама осуществляется и переживается. Сценой для психодрамы может быть любое место. В клинике Якоба Морено была построена специальная трёхуровневая сцена: уровни разделяли эпизоды в постановочной ситуации,  или служили символами внутрипсихического разделения главного героя, его разнонаправленных переживаний. Современная психодрама часто проводится на условной сцене -  выделенной с помощью предметов или просто оговоренной части помещения, где проходит встреча группы. Сцена и пространство вне сцены позволяют, таким образом, создать в сознании участников две зоны реальности: игровую и аналитическую.
  • Директор психодрамы (психодраматист) – "режиссер" процесса, т.е. специалист, коуч или психолог, который организует процесс и помогает клиенту раскрыться. У психодраматиста нет и не может быть «правильного» мнения, он не навязывает своего представления. Каждый протагонист имеет право на своё видение внутреннего и внешнего мира. Задача директора — способствовать постановке и разыгрыванию действия таким образом, чтобы протагонист смог выразить и проявить свою реальность.
  • Вспомогательные "я" – в групповой психодраме это участники, которые играют роли значимых персонажей или аспектов внутреннего мира протагониста.
  • Группа (зрители) – в групповой писходраме это участники, которые находятся "за сценой" и не задействованы на конкретный эпизод. Они могут участвовать в обсуждении.

Фазы действия в психодраме (как проходит сессия)

  • Первая фаза — doing, или действие.

На этом этапе необходимо распознать неэффективную модель поведения и обнаружить ситуацию из опыта клиента, которая породила сложившуюся и постоянно повторяющуюся привычку реагировать тем образом, который в настоящий момент он хочет изменить.

  • Вторая фаза — undoing, или разблокирование, размораживание.

На этом этапе у клиента формируется мотивация и желание поменять свой способ реагирования, стремление вскрыть законсервированную привычную, но неэффективную модель поведения и выпустить энергию спонтанности.

  • Третья фаза — redoing, или переделывание, изменение, перепроживание.

На этой стадии, используя энергию спонтанности, клиент создаёт, порождает новый способ реагирования и заменяет им старый.

Основные психодраматические техники и их применение в коучинге

Существует более 600 психодраматических техник, но три являются ключевыми: «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями» — они используются чаще других. Согласно Морено, каждая из них соответствует фазе развития ребёнка. Также весьма известны техники «пустого стула» и «шаг в будущее». Какую технику использовать в каждом конкретном случае, решает психодраматист.

1. Дублирование

Эта техника помогает клиенту осознать скрытые эмоции и мысли.

Когда человек испытывает затруднение в осознании своих чувств, коуч или группа предлагают возможные формулировки от первого лица. Это помогает клиенту лучше понять свои эмоции и выразить их словами. Коуч или другой участник группы озвучивает возможные невыраженные чувства клиента, стоя рядом или за ним.

Применение в коучинге:

  • Развитие осознанности.
  • Работа с подавленными эмоциями.

Пример вопроса: "Если бы ваша интуиция могла говорить сейчас, что бы она сказала?"

2. Зеркало

Протагонист (клиент) наблюдает за тем, как кто-то другой (в индивидуальной работе — коуч) разыгрывает его поведение в определенной ситуации. Это даёт возможность увидеть себя со стороны, осознать паттерны поведения и сделать новые выводы.

Применение в коучинге:

  • Осознание паттернов поведения.
  • Объективный взгляд на проблему.

Пример задания: "Посмотрите на сцену со стороны. Как бы вы прокомментировали поведение своего двойника?"

3. Обмен ролями

Клиент меняется местами с другим персонажем сцены, например, с начальником, партнером или собой в будущем. Это развивает эмпатию, помогает увидеть ситуацию глазами другого человека и найти новые стратегии взаимодействия.

Применение в коучинге:

  • Развитие эмпатии и понимания других точек зрения.
  • Проработка внутренних конфликтов.

Пример вопроса: "Представьте, что я — это вы, а вы — это ваш начальник. Что бы вы сказали мне в ходе нашей встречи?"

4. Техника пустого стула

Клиент общается с воображаемым человеком или аспектом себя, сидящим напротив на пустом стуле. Перед клиентом ставят пустой стул, который он мысленно наполняет образом значимого человека (родителя, партнёра, начальника) или даже аспектом самого себя (например, своей неуверенностью или страхом).

Клиент садится напротив стула и начинает говорить с воображаемым собеседником, выражая свои чувства, мысли и вопросы. Затем он может пересесть на пустой стул и попытаться ответить на собственные слова от лица этого человека или субличности. Такая техника помогает разобраться в сложных отношениях, разрешить внутренние конфликты и найти новые способы взаимодействия с миром.

Применение в коучинге:

  • Проработка конфликтов и принятие решений.
  • Работа с внутренними частями личности.

Пример задания: "Представьте, что перед вами сидит ваш страх. Что бы вы ему сказали?"

5. Шаг в будущее

Клиент разыгрывает сцену из желаемого будущего, представляя, как он преодолел трудности и достиг цели. Клиенту предлагается представить себя в будущем, где его важная цель уже достигнута. Он делает несколько физических шагов вперёд, переходя в воображаемую реальность, и описывает свои ощущения, эмоции и мысли в этом будущем состоянии.

Затем его просят оглянуться назад и представить, какой путь был пройден, какие препятствия возникали и как они были преодолены. Этот метод помогает наглядно увидеть возможности для изменений, осознать, какие шаги необходимо предпринять, и получить мотивацию для движения вперёд.

Применение в коучинге:

  • Мотивация.
  • Визуализация успешного результата.

Пример задания: "Представьте, что прошло 5 лет, и вы достигли своей мечты. Как вы себя чувствуете? Что вы сделали для этого?"

Применение данной техники также созвучно рамке "Как если бы":

Кроме того, ее эффективно использовать в трансформационном варианте коучинговой техники "Линия времени".

Кейсы

Кейс 1: Построение коммуникации с клиентами (индивидуальный кейс)
Михаил работал в сфере красоты и хотел разработать универсальную стратегию коммуникации с получателями своих услуг. Ему хотелось составить некий перечень вопросов, которые позволят детализировать индивидуальный запрос клиента, прояснить его нужды, четче сформулировать желаемый результат. С помощью техники "обмена ролями" он сыграл роль своего потенциального клиента, а коуч изображал его самого. После этого Михаил осознал перечень потенциальных "проблем" своих клиентов и разработал стратегию общения, представив ее в виде опросника.

Кейс 2: Боязнь публичных выступлений (кейс в групповом коучинге)
Мария боялась выступать перед аудиторией. Используя технику "зеркала", она наблюдал за своим поведением со стороны, которое играла другая участница группы, а затем пробовала сыграть более уверенную себя. В результате Марие удалось сформировать новую модель поведения.

Кейс 3: Выбор карьерного пути (индивидуальный кейс)
Александра сомневалась в своём карьерном выборе. Использовался "пустой стул", где она разговаривала с двумя вариантами себя – той, кто остаётся в текущей работе, и той, кто решает сменить направление. Это помогло ей осознать свои истинные желания и сделать выбор.

Общие выводы: как психодрама применяется в коучинге

В коучинге психодраматические техники помогают клиентам исследовать свои внутренние барьеры, находить новые решения и адаптироваться к изменениям. Например:

  • Работа с уверенностью: проигрывание сцены важного переговоров или презентации помогает подготовиться к реальной ситуации.
  • Преодоление страхов: разыгрывание тревожащей ситуации даёт возможность изменить эмоциональное восприятие и найти ресурсы для преодоления страха.
  • Поиск мотивации: работа с разными субличностями клиента (например, "ленивый я" и "успешный я") помогает понять, какие убеждения мешают двигаться вперёд.

Психодраматические техники в коучинге помогают клиентам глубже понять себя, выйти за рамки ограничивающих убеждений и создать новые, более продуктивные сценарии поведения. Эти методы делают коучинг более динамичным, а процесс самопознания – более осмысленным и трансформационным.

Чем я еще могу быть вам полезна:

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Для клиентов. Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.
  • Обучение и консультации для начинающих коучей: на моем сайте.

Метод психодрамы заключается в использовании разыгрывания сцен и ролевых игр для исследования внутренних конфликтов, эмоций и сценариев поведения. Возможно метода могут использоваться в индивидуальном и групповом коученге.
Метод психодрамы заключается в использовании разыгрывания сцен и ролевых игр для исследования внутренних конфликтов, эмоций и сценариев поведения. Возможно метода могут использоваться в индивидуальном и групповом коученге.

Читайте также: