В групповом коучинге речь идет о людях, которые объединены вместе общим интересом, но не имеют в виду одну и ту же цель. Групповой коучинг, благодаря участию людей самых разных, позволяет рассмотреть заданную тему с разных ракурсов, уловить множество нюансов и аспектов. А самое ценное в групповом коучинге – каждый сможет найти свой собственный ответ на, казалось бы, общий вопрос.
Если движущие силы в индивидуальном коучинге — ресурс клиента и поддерживающий коуч, то в групповом — техники работы с группой, групповая динамика и синергетический эффект.
Преимущества групповой работы в коучинге:
1. Группа обеспечивает более разнородное социальное окружение, в котором индивидуальные знания и навыки могут быть изучены, усовершенствованы и интегрированы. Многообразие взаимоотношений в группе обеспечивает членам значительные возможности для познания и развития, которые нереальны в условиях отсутствия группы.
2. Группа создает атмосферу общности, причастия, помощи и поддержки, что является немаловажным фактором индивидуальной готовности к дополнительным усилиям и риску в выполнении поставленных задач. Члены группы проявляют в отношении друг друга публичное уважение и одобрение поведением, что служит основой для развития самоуважения и самоуверенности людей.
3. Группа влияет на модели поведения и позиции своих членов. В группе более заметно проявление социального давления на индивидов, также как и социального одобрения, которые стимулируют индивидуальные усилия.
4. Группа может контролировать эмоциональные проявления своих членов за счет стимулирования и ослабления силы эмоциональных переживаний. В группе происходит неосознанный взаимный обмен, «заражение» и многократное усиление эмоциональных переживаний. Таким образом, группа может корректировать эмоциональные проявления своих членов.
5. Группа требует от своих членов компетентности в межличностном взаимодействии и использования навыков общения. Обсуждение проблемы с одним человеком требует некоторых навыков общения, а обсуждение проблемы в группе требует большей компетентности и использования широкого набора навыков межличностного общения.
6. Группа обеспечивает возможность нахождения понимания и помощи друг другу в исправлении деструктивных поведения и позиций. Помогая и стараясь понять других членов группы, человек постепенно отказывается от эгоистических привычек и учится проявлять альтруизм.
7. Группа обеспечивает широкие возможности для самопознания и понимания личностных проблем. Давая оценку мыслям, поведению и эмоциональным проявлениям индивида, группа помогает ему адекватно само выражаться и находить понимание своим поступкам. В группе легче развивается проницательность и способность к поиску и достижению консенсуса.
8. Группа обеспечивает широкие возможности осуществления обратной связи. Внутри группы идет постоянный процесс обмена мнениями относительно поведения членов, их вклада в общее дело, личностных проявлений и так далее на основе общения и наблюдения. Каждый член группы делится своими соображениями относительно других членов и получает от них соответствующую информацию.
9. Группа позволяет налаживать и поддерживать взаимоотношения равных по статусу людей. Это равенство статуса может быть признано только членами группы, вне группы ее члены могут иметь различный социальный статус. Наличие взаимоотношений, основанных на признании равенства членов группы характеризует здоровую организацию и способствует более эффективному решению проблем.
10. Группа создает благоприятные условия для решения проблем. Групповое обсуждение проблемы позволяет обеспечить более широкий набор альтернатив, включая инновационные решения, и найти наиболее оптимальное решение.
Варианты коучингового взаимодействия с группой:
- Коучинг-тренинг. Ключевое — обучение и развитие. Участниками могут быть как люди, работающие в одной компании (коучинг-тренинг по внедрению новой корпоративной культуры для сотрудников), так и люди, которых объединяет общий признак, роль (например, коучинг-тренинг для менеджеров по продажам из разных компаний).
- Классический коучинг команд (стратегическая сессия, мозговой штурм, деловая игра). Ключевое — общая задача/цель, проект, команда.
- Коуч-менеджмент (когда руководитель использует в работе с членами команды коучинговый подход).
Также отметим, что если группой, с которой работает коуч, выступает команда (коллектив), то речь уже идет о командном коучинге. В командном коучинге люди объединены единой целью (цель бизнеса, цель команды, цель проекта) и работают совместно над решением общей задачи.
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 42 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.