Найти в Дзене
Какой у вас запрос?

Техника SCAMPER в коучинге: алгоритм и возможности применения

Структурированная и эффективная техника мозгового штурма, которая элегантно ложится в профессиональный коучинг для ситуаций, когда клиент зашел в тупик, не очень удовлетворен ранее намеченным планом и хочет найти альтернативы или идеи, как ему действовать. Также вполне можно использовать самостоятельно для личных целей или внутри команды для решения бизнес-задач. Методика SCAMPER — это инструмент для генерации идей и креативного мышления, разработанный Бобом Эберлом (Bob Eberle) в 1971 году на основе работ Алекса Осборна, создателя брейнсторминга. Метод применяется в коучинге, дизайне мышления, бизнес-стратегиях и образовательных процессах. Подходит для запросов любого типа (лайф-, семейных, карьерных, бизнесовых), можно применять как в индивидуальном, так и в командном коучинге. SCAMPER — это акроним из семи действий для модификации идей, продуктов, процессов: Любая сессия стандартно начинается с формулирования и прояснения цели (желательно по SMART), запроса на сессию (напомню, что
Оглавление

Структурированная и эффективная техника мозгового штурма, которая элегантно ложится в профессиональный коучинг для ситуаций, когда клиент зашел в тупик, не очень удовлетворен ранее намеченным планом и хочет найти альтернативы или идеи, как ему действовать. Также вполне можно использовать самостоятельно для личных целей или внутри команды для решения бизнес-задач.

Методика SCAMPER — это инструмент для генерации идей и креативного мышления, разработанный Бобом Эберлом (Bob Eberle) в 1971 году на основе работ Алекса Осборна, создателя брейнсторминга. Метод применяется в коучинге, дизайне мышления, бизнес-стратегиях и образовательных процессах.

Коучи применяют SCAMPER с клиентами, когда требуется:

  • Генерация решений для тех, кто «застрял», «потерялся», «запутался», «зашел в тупик» и ищет выход из ситуации.
  • Проработка альтернативных стратегий развития.
  • Помощь в выявлении скрытых ресурсов и возможностей.
  • Улучшение бизнес-процессов и личной эффективности.

Подходит для запросов любого типа (лайф-, семейных, карьерных, бизнесовых), можно применять как в индивидуальном, так и в командном коучинге.

Суть техники SCAMPER

SCAMPER — это акроним из семи действий для модификации идей, продуктов, процессов:

  1. Substitute (Заменить) – Что можно заменить в продукте/процессе? (людей, материалы, компоненты и т. д.)
  2. Combine (Комбинировать) – Можно ли объединить элементы, идеи или функции?
  3. Adapt (Адаптировать) – Как можно приспособить или изменить что-то под новые условия?
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличить) – Как можно усилить, улучшить, увеличить масштабы?
  5. Put to another use (Использовать иначе) – Можно ли применить продукт/идею в другом контексте?
  6. Eliminate/Minify (Устранить/Уменьшить) – Что можно убрать или упростить?
  7. Reverse/Rearrange (Развернуть/Реорганизовать) – Можно ли изменить порядок, повернуть задом наперёд?

Пошаговый алгоритм метода SCAMPER для самостоятельной работы или профессионального коучинга в индивидуальной или групповой (командной) работе.
Пошаговый алгоритм метода SCAMPER для самостоятельной работы или профессионального коучинга в индивидуальной или групповой (командной) работе.

Алгоритм работы по технике в коучинге и примеры коучинговых вопросов

Любая сессия стандартно начинается с формулирования и прояснения цели (желательно по SMART), запроса на сессию (напомню, что этапы классической сессии описаны здесь). Для SCAMPER цель должна быть сформулирована как можно точнее и четче.

  • Если клиент уже на этапе прояснения запроса сообщает, что зашел в тупик, пробовал разные варианты, но они не подошли, или он в принципе не знает, как двигаться к поставленной цели, ему нужны какие-то новые идеи или альтернативы для достижения результата, можно сразу же предложить ему пойти в эту технику, минуя стандартные макромодели.
  • Кроме того, можно встроить SCAMPER на других этапах в основную часть сессии, например, если клиент "буксует" при оценке имеющихся возможностей или при планировании дальнейших действий.

Как только цель поставлена, переходим непосредственно к схеме SCAMPER, которая включает в себя более 60 вопросов для генерации идей и примерно 200 слов, способствующих возникновению ассоциаций. Приведу основные из них.

SUBSTITUTE (ЗАМЕЩЕНИЕ)

Нужно поразмыслить о том, как и чем можно заменить часть имеющейся проблемы, сервиса или процесса; людей, схемы действий, эмоции и т.д., что уже само по себе нередко приводит к появлению новых идей.

Вопросы:

  • Как и чем можно заменить составляющие части?
  • Как и чем можно заменить имеющиеся правила?
  • Как и чем можно заменить форму?
  • Как и чем можно заменить запах, звук, поверхность, цвет?
  • Как и кем можно заменить участников процесса?
  • Можно ли изменить название?
  • Можно ли заменить одну часть другой?
  • Можно ли применить данную идею в новом направлении?
  • Можно ли изменить свои ощущения, связанные с этим?
  • Можно ли изменить своё отношение к этому?

Слова для ассоциаций: переключить, поменять местами, занять место, заменитель, подменить, придать форму, отложить, сменить место, заменить, сменить имя, освободить, заместитель, замена, обменять, изменить.

COMBINE (КОМБИНИРОВАНИЕ)

На данном этапе необходимо попытаться понять, можно ли скомбинировать несколько частей поставленной проблемы для её решения или усиления взаимодействия этих частей. Креативное мышление и генерация идей предполагают именно сочетание уже имеющихся, но изначально не связанных друг с другом частей проблемы или замысла для создания того, чего ещё нет.

Вопросы:

  • Можно ли скомбинировать несколько замыслов или их частей и как?
  • Можно ли скомбинировать результаты каждого замысла или их частей и как?
  • Можно ли скомбинировать поставленную задачу с чем-то другим?
  • Что может быть скомбинировано, чтобы расширилась область применения?
  • Какие части (материалы, товары, услуги) могут быть скомбинированы?
  • Можно ли скомбинировать различные способности для достижения результата?

Слова для ассоциаций: объединить, соотнести, скомплектовать, связать, перемешать, соединить, собрать воедино, создать союз, совместить, смешать.

ADAPT (АДАПТАЦИЯ)

Цель это шага — задуматься о том, как с помощью уже имеющихся идей и способов решить новые задачи? Вполне вероятно, что это и будет нужным решением. Здесь важно руководствоваться тем, что все новые идеи состоят из частей уже существующих.

Вопросы:

  • Существуют ли аналоги, и на что это может быть похоже?
  • Сталкивался ли я уже с чем-то подобным?
  • Что ещё можно извлечь из этой ситуации?
  • Чем из уже существующего я могу воспользоваться, чтобы решить эту проблему?
  • Могу ли я скопировать кого-то и чьи идеи я могу использовать для себя?
  • Какие уже существующие идеи я могу адаптировать под себя?
  • Может ли моя концепция быть представлена в другим контексте?
  • Есть ли в других областях идеи, которые можно было бы применить?

Слова для ассоциаций: варьировать, трансформировать, устанавливать, перерабатывать, оценивать, проверять, переигрывать, модернизировать, соотносить, соответствовать, искать свой стиль, применять, заимствовать, копировать, связывать, подстраиваться, приспосабливаться.

MODIFY/MAGNIFY (МОДИФИКАЦИЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ)

На данном шаге требуется поискать возможные способы расширения или модификации имеющихся идей. Таким образом можно добиться не только трансформации существующих вариантов решения проблемы, но и суметь увидеть её под новым ракурсом, а также увеличить эффективность своих действий.

Вопросы:

  • Что и как можно модифицировать?
  • Какие идеи можно расширить и как?
  • Как и что можно сделать с большей эффективностью?
  • Можно ли это легко повторить?
  • Можно ли придать имеющимся идеям и концепциям дополнительную ценность?

Слова для ассоциаций: сделать эффективнее, увеличить, акцентировать, придать значимость, сделать интенсивнее, повысить, распространить, усилить, добавить, применить.

PUT TO OTHER USES (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДРУГОГО ПРИМЕНЕНИЯ)

Цель — поразмыслить, а есть ли у имеющейся на данный момент идеи другие области применения? Есть ли среди того, что использовали ранее, что-то, при помощи чего можно было бы решить настоящую проблему? Во многих случаях всего лишь одним способом можно решить несколько задач. Нужно заметить, распознать эту возможность.

Вопросы:

  • Как ещё это можно использовать?
  • Может ли это быть применено не только к тому, что планировалось, но и к чему-либо другому?
  • Как данную идею мог бы использовать ребёнок или пожилой человек?
  • Можно ли применить имеющуюся идею, модифицировав её?
  • Как бы я оценил эту идею, если бы узнал её только сейчас?

Слова для ассоциаций: обрабатывать, оперировать, использовать преимущества, манипулировать, извлекать пользу, разбираться, расширять, задействовать, использовать, применять, делать доступным, переставлять, делать более удобным.

ELEMINATE (УСТРАНЕНИЕ ИЛИ СВЕДЕНИЕ ДО МИНИМУМА)

На данном шаге необходимо представить, что случится, если некоторые из частей нынешней идеи или концепции будут устранены или минимизированы с целью её дальнейшей разработки? Попробовать избавиться от нескольких составляющих, варьировать компоненты, переставлять слагаемые местами – это поможет сузить круг проблем и перейти от общего к частному.

Вопросы:

  • Можно ли упростить эту проблему?
  • Что можно удалить из контекста без существенных изменений?
  • Какое условие не является обязательным?
  • Можно ли сделать исключение из правил?
  • Можно ли и нужно ли разделять проблему на несколько частей?
  • Можно ли придать этому меньший объём?

Слова для ассоциаций: стереть, сократить, упростить, убрать, очистить, смоделировать, ликвидировать, ограничить, подавить, избавиться, удалить, исключить, искоренить, игнорировать, контролировать, отменить, упразднить.

REARRANGE/REVERSE (ОБРАЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА)

Заключительный шаг. Необходимо задуматься над тем, есть ли возможность действовать в обратном порядке, изменить последовательность действий, что для этого нужно сделать и как это будет выглядеть? В некоторых ситуациях это позволяет быстро найти решение проблемы и способствует появлению новых идей.

Вопросы:

  • Какой порядок будет наиболее оптимальным?
  • Являются ли отдельные части взаимозаменяемыми?
  • Может ли быть иная последовательность действий?
  • Можно ли поменять местами причину и следствие?
  • Можно ли поменять местами положительные и отрицательные аспекты?
  • Что будет, если рассмотреть проблему в обратном порядке?
  • Что будет, если я буду действовать от обратного?

Слова для ассоциаций: удалить, переделать, повернуть, перевернуть, заменить, поменять, переставить, реорганизовать, изменить концепцию, поменять порядок, инвертировать, вернуть, прервать, переместить, изменить.

***

Методика SCAMPER может показаться сложной на первый взгляд, но на самом деле её применение интуитивно и доступно каждому. Ключевой момент — это готовность выйти за рамки привычного мышления, рассматривая проблемы и идеи под новым углом. Однако теория без практики малоэффективна: чем чаще вы используете SCAMPER, тем легче становится находить нестандартные решения. Внедряйте этот инструмент в свою работу, и свежие идеи, креативные подходы и неожиданные инсайты не заставят себя ждать.

Чем я еще могу быть вам полезна:

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Для клиентов. Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.
  • Обучение и консультации для начинающих коучей: на моем сайте.

Читайте также:

-2