Писателей очень много, рукописей на почте у издателей столько, что нереально их всех изучить. "Писатель, пробившийся из самотёка" - чистое везение, чудесная случайность, так бывает, но это не закономерность.
Давайте посчитаем? Предположим, совершенно нереальная ситуация — у редактора пустой ящик (нереальная, у меня там всегда болтаются по 200+ непрочитанных текстов). Приходят в один день (пусть это будет понедельник) три рукописи — каждая по 4-8 авторских листов. Редактор отложил все дела (ещё более нереальная ситуация, редактор не может заниматься только чтением рукописей) и начал читать первую. Допустим, он читает быстро — рукопись за день-полтора. Итого: на эти три письма ушла неделя. Следовательно, третий автор из этих трёх понедельничных писем получит ответ через неделю.
А если всю эту неделю в почту падали новые рукописи? Неделя ушла на предыдущие три, плюс каждый день ещё по две... это если ничем больше не заниматься.
Это отрывок из поста на канале редакторов издательства "Абраказябра" - Книги, деньги, два ствола.
Чтобы текст дошёл до издателя, у писателя сегодня есть:
1) платные варианты: участвовать в питчингах, быть участником писательских школ, посещать резиденции, быть участником платных закрытых чатов и сообществ;
2) бесплатные варианты: участие в конкурсах, премиях, а ещё необычный на мой взгляд вариант для современных писателей: можно подписаться на каналы редакторов/издателей, где рассказывается о внутренней кухне издательства, об ожиданиях издателей, и где порой даются объявления: ждем текст такой-то, и адрес редактора, который будет эти тексты читать. Такие каналы есть и в телеграм, и вконтакте, и на яндекс. дзен.
Этот последний вариант с наиболее точечным прицелом. Знаю достаточно успешных примеров попадания без бубнов и плясок к "своему редактору", потому что писатели четко изучили ожидания. Что не означает, что они срочно кинулись писать текст под конкретный запрос, хотя такое тоже бывает. Это означает, что писатели знают свой жанр, знают издательства, которые такой жанр издают, знают редакторов, которые работают с такими рукописями. Откуда? Зашли в книжный, открыли книгу в похожем стиле и посмотрели редактора, нашли его канал. Но не стали приставать, а изучили его посты, дождались опен-колла, подали текст в объявленные сроки, правильно составили письма и подписали их, чтобы те не затерялись в общей почте, ну и более-менее знали уже по постам редакторов кухню изнутри и представляли, что будет дальше. Муторно? Зато точечно, и часто чётко понимаешь, что если не получил ответ в определенные сроки от определенного редактора, значит, не подошел текст.
Вообще очень много рукописей попадает не к "своим" издателям, заполняя электронную почту издательств, словно спам. Из-за наплыва рукописей не по запросу издателей (другие жанры, другие ЦА, другие возрастные группы), часто издатель не добирается до нужных текстов. Я сама, когда работала шеф-редом лит.журнала, четко прописывала, что именно я готова рассматривать, но это не помогало. Где-то в том завале писем остались непрочитанными сотни текстов по моему запросу. Зато потом авторы возмущаются, что их никто не читает, никто им не отвечает. На канале издателей "Книги, деньги, два ствола" есть пост на эту тему.
Вообще, весь этот разговор из-за их канала. (Я его разом весь прочитала и хотела вам порекомендовать при случае. Но меня добили некоторые комментарии к постам издателей, и я захотела высказаться). Статьи Ольги Дворняковой (директор и главред издательства "Абраказябра") и Ани Кразаевой (шеф-редактор) полезны для всех писателей, не только для детписов. Потому что они не только про "кухню" именно этого издательства, но и дают представление и об издательской кухне в целом.
Как и вообще каналы редакторов, он дает ту обратную связь, которую ждут писатели в ответ на множественные рассылки по издательствам. Если вы не получили ответа, если получили отказ, если получили обобщенный ответ вроде "неформат" и прочее подобное, вы можете для себя примерно понять по постам от редакторов об ошибках, о взаимодействии писателей и редакторов, о том, как выстраивается сотрудничество и т.д.
Мне кажется, сегодня каналы/блоги редакторов - это новая форма взаимодействия и взаимопоиска в хаосе текстов. Редакторы ищут "своих" авторов, чтобы ежедневно не тонуть в текстах, авторы ищут "свои" издательства, чтобы не мучиться от молчания, от отказов и прочего. Такой вот новый способ осторожной коммуникации в гигантском вареве информации и текстов.
Казалось бы, это здорово, когда редакторы издательств вступают в такую коммуникацию. Но я часто наблюдаю, да и сама сталкиваюсь с нападками, обидами, претензиями и порой даже агрессией авторов в сторону редакторов. Как в комментариях к этим постам, например (здесь и здесь), но вообще это встречается у редакторов самых разных издательств, а также в ответ на обобщенные обзоры редакторов по рукописям, попавшим на конкурсы. То есть, вместо того, чтобы услышать запрос издателей, сделать выводы, начать работу над ошибками, авторы эту коммуникацию затрудняют, путь возможного точечного попадания к "своему" издателю уничтожают на корню. Не делайте так. Читать каналы редакторов издательств - сегодня один из способов найти своего издателя или хотя бы быть прочитанным.
______________________
Анна Гутиева, писатель, лит.редактор, психолог