Добрый день, уважаемые читатели!
Картины Милле отличает глубокое понимание жизни. Их вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а страсть к реалистическому методу творчества. Публика приняла эти работы с симпатией. Милле был не первым художником, создавшим яркие образы крестьян. Примером могут служить работы братьев Ленен (XVII век) или средневековые рукописи.
Питер Брейгель, великий художник, живший в XVI веке, вероятно, наиболее известен своими сценами крестьянской жизни. Эти работы полны тепла и бодрости, и эта тенденция сохранилась и в XIX веке, но характер картин изменился. Художники стали изображать и прославлять крестьян в чувственном ключе. Не было никаких признаков того, что они были вынуждены тяжело работать изо дня в день.
Милле изображает жизнь крестьянина с другой точки зрения. Найдя свой путь, этот художник смог создать ряд очень серьезных работ, которые пользовались большой популярностью у художников и коллекционеров. Милле считался самым популярным художником своего времени. В то же время его работы интерпретировались совершенно по-разному. Работы словно обращены и в прошлое, и в будущее. Одни видели в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации, другие - гневный протест против угнетения и репрессий против крестьянства.
Прошлое и будущее отражены не только в сюжетах картин Милле, но и в его стиле. Его любовь к древним мастерам искусства не помешала ему отождествить себя с художниками-реалистами. Художники-реалисты отказались от исторических, мифологических и религиозных тем, которые долгое время доминировали в «серьезном» искусстве, в пользу окружающей жизни.
Обыденное и возвышенное
Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Вместе с тем все его творчество пронизано сочувствием к людям труда. Многое тут продиктовано памятью о пережитых невзгодах, о нищете, долго преследовавшей самого Милле. Мир Милле не назовешь радостным - люди, его населяющие, обречены на ежедневную монотонную работу, и в этом можно услышать отголоски библейской истории о грехопадении. Впрочем, это не зачеркивает возможности гармонии - ею полны некоторые пейзажи Милле.
Размышления художника можно найти в его письмах. «Рискуя прослыть социалистом, я должен признаться, что больше всего в искусстве меня волнует отражение человеческого состояния. ....Я никогда не знал, что в жизни есть светлая сторона, не знал, где ее искать, и никогда ее не видел. Самое большое счастье, которое я испытал в жизни, - это состояние покоя и умиротворения. Но такое бывает только в лесу или в открытом поле». Слова «покой» и «умиротворение» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На его картинах изображены фермеры. Они либо заняты своей работой, либо отдыхают. Однако это не «вульгарный» жанр. Образ крестьян торжественен и глубок. Художник говорил, что он «выражает возвышенное из повседневности».
С ранних лет Милле учился в Лувре, неустанно изучая работы старых мастеров. Особенно его восхищали и завораживали картины Николы Пуссена. Размышляя и сочиняя о своих картинах, Милле в некотором смысле следовал заветам художников прошлого. Обычно он делал множество эскизов и набросков для каждой из своих работ. Иногда он прибегал к услугам натурщиков, иногда давал волю своему воображению. Говорят, что Милле подражал Пуссену, лепя на столе фигуры из глины и воска, чтобы найти наилучшую композицию и освещение для своих картин. Художник часто повторял старые работы с небольшими изменениями, как будто желая довести их до совершенства или улучшить. Он любил природу и говорил себе: «Я родился крестьянином, я стал крестьянином и я умру крестьянином». Однако он никогда не рисовал на природе. Его картины всегда были хорошо продуманы и взвешены, а все сцены «реальной жизни» возникали в его воображении и не имели ничего общего с непосредственно наблюдаемым опытом.
С точки зрения цвета Милле, несомненно, был художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал контрасты светлого и темного. Во многих случаях Милле покрывал краску другим слоем и использовал технику сухой кисти, чтобы создать твердую фактурную поверхность. Однако обычно Милле писал фоны очень мягкими и гладкими. Холсты, состоящие из «разнофактурных» участков, были характерны для его стиля. Первая сенсационная работа Милле, «Веяльщик», характеризуется именно этой особенностью. Она была выставлена в Салоне 1848 года, где Теофиль Готье восторженно писал о ней: «Он швыряет на свой холст целые пласты краски - такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».
Круги по воде
Милле стал кумиром Ван Гога, и Ван Гог использовал работы Милле в качестве образца, копируя их повсюду. Среди других художников, восхищавшихся талантом Милле, были Камиль Писсарро и Жорж Сёра. Впоследствии картины Милле стали образцом для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма». Сальвадор Дали, например, очень любил картину «Анжелюс» и создал ее сюрреалистическую версию. «Анжелюс» вообще сыграл важную роль в росте славы Милле. Картина затмила другие его работы. Кроме того, популярность картины связала имя Милле с образом «сентиментального художника». Это утверждение совершенно неверно. Сам Милле однажды написал: «Я всегда с ужасом отвергал все, что казалось сентиментальным».
Портреты
Милле постоянно совершенствовал свое мастерство портретиста. Этот жанр всегда пользовался повышенным спросом у публики, хотя и был при этом подвержен влиянию моды. Работа в нем спасала художника в первой половине 1840-х годов от голодной смерти. Его портреты отличались силой, простотой, смелыми контрастами света и тени, гладким штрихом. Все эти качества прекрасно иллюстрируют «Портрет мадам Лефран», 1841-1842
и «Портрет военного моряка», 1845. После 1845 года Милле довольно редко обращался к этому жанру, но продолжал делать портретные рисунки.
Гравюры
Милле начал гравировать в 1850-х годах. Ему потребовалось некоторое время, чтобы освоить эту новую область. Не будучи уверенным в себе, он даже выставил некоторые из своих ранних гравюр под псевдонимом на Салоне 1855 года. Однако к концу 1850-х годов Милле овладел искусством гравюры и активно использовал эту технику в своих работах. Отчасти это было связано с тем, что друг и торговый агент художника, Альфред Сенсье, считал, что гравюра может помочь улучшить финансовое положение Милле. Во многих случаях художник копировал в гравюрах эпизоды из своих картин, но иногда бывало и наоборот: он вырезал гравюры, а затем копировал их на холст. Ниже приведена гравюра «Сбивание масла»,
и «Белошвейки», 1855.
«Цветистый стиль»
В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь, создавая легкие, одухотворенные картины в стилизованной версии популярного в то время стиля рококо. Среди них были мифологические и аллегорические картины, а также картины с легким эротическим содержанием, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная»).
Среди картин Милле того времени были изображающие нимф и купальщиц, а также работы с идиллическими пейзажами, в которых сельская местность представлялась раем на земле, а не местом, где человек устал бегать за куском хлеба. Сам художник называл эти работы «цветочным стилем». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название - «Крестьянка и дитя»).
Пастели
Первые сохранившиеся работы пастелью датируются серединой 1840-х годов, но только спустя два десятилетия художник начал регулярно использовать эту технику. Его пастельные работы известны своей деликатностью и мастерством. Примером может служить картина «Букет маргариток».
Пастели Милле написаны разными штрихами, создавая мозаику цветов, напоминающую работы Дега, которых в то время еще не существовало. Многие из пастельных работ Милле, например «Полдень» (около 1865), были частью серии, выполненной по заказу парижского архитектора и коллекционера Эмиля Гаве.
Пейзажи
Только в 1860-х годах Милле начал серьезно заниматься живописью. В отличие от художников Барбизонской школы, Милле не писал с натуры. Идиллические пейзажи, необходимые для написания картин, Милле вызывал у себя в памяти. В результате на многих картинах художника изображены пейзажи Нормандии, где прошло его детство. Другие пейзажи были воспроизведены по эскизам, сделанным в 1860-х годах в окрестностях Виши, где по совету врача поправляла здоровье жена Милле. Есть и еще один тип пейзажа Милле. К нему относится картина «Буря», 1871-1872,
На картине изображены деревья, вырванные из земли яростным ветром. Многие восприняли этот пейзаж как аллегорию поражения Франции во франко-прусской войне. Фантастическая картина «Звездная ночь», 1855-1867, вдохновила Винсента Ван Гога на создание одноименной картины - он очень любил творчество Милле.
Рисунки
Милле был выдающимся рисовальщиком. Часто говорят, что его талант лучше всего проявился в его графических работах. Камиль Писсарро писал в письме к своему сыну Люсьену в 1887 году: «Самое ценное в Милле - это рисунок». Рисунки Милле - это и импровизированные наброски, и тщательно проработанные эскизы для будущих картин. Милле обычно рисовал углем, пастелью или черным карандашом - все они хорошо передают изменения света и тени. Рисунки, представленные здесь, были нарисованы углем. Это «Возвращение с полей», 1873
и «Сельский вид».
Поздние работы
Большинство работ Милле отличаются сильными композициями, твердыми формами и чистыми линиями. Однако начиная с 1860-х годов стиль живописи Милле становится более свободным: как, например, в картине «Пряха», 1867.
Возможно, это изменение было связано с растущим интересом к пейзажам, которые требовали более свободной работы кистью для передачи атмосферы. Возможно, это было связано с растущим предпочтением Милле к пастели. Еще одной причиной может быть переход Милле от рационального к мистическому. Из его последних работ самой необычной является «Разрушители гнезд» 1874 года, на которой изображена кошмарная сцена убийства птиц крестьянами.
Картина настолько экспрессивна, что кажется, будто краска стекает с холста. Сюжет картины основан на детских воспоминаниях художника. Сюжет отличается необычным напряжением и трагизмом, в нем чувствуется приближение смерти. Это предчувствие не обмануло художника, и смерть настигла его на следующий год, в начале 1875 года.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: