Найти в Дзене

Певец сельской жизни: ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ. Часть третья: Стиль и техника. Прославление труда

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Картины Милле отличает глубокое понимание жизни. Их вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а страсть к реалистическому методу творчества. Публика приняла эти работы с симпатией. Милле был не первым художником, создавшим яркие образы крестьян. Примером могут служить работы братьев Ленен (XVII век) или средневековые рукописи.

Луи Ленен, Семья молочника, 1641
Луи Ленен, Семья молочника, 1641
Девушка, охраняющая стадо, 1860-1862
Девушка, охраняющая стадо, 1860-1862

Питер Брейгель, великий художник, живший в XVI веке, вероятно, наиболее известен своими сценами крестьянской жизни. Эти работы полны тепла и бодрости, и эта тенденция сохранилась и в XIX веке, но характер картин изменился. Художники стали изображать и прославлять крестьян в чувственном ключе. Не было никаких признаков того, что они были вынуждены тяжело работать изо дня в день.

Питер Брейгель Старший, Возвращение стада, 1565
Питер Брейгель Старший, Возвращение стада, 1565

Милле изображает жизнь крестьянина с другой точки зрения. Найдя свой путь, этот художник смог создать ряд очень серьезных работ, которые пользовались большой популярностью у художников и коллекционеров. Милле считался самым популярным художником своего времени. В то же время его работы интерпретировались совершенно по-разному. Работы словно обращены и в прошлое, и в будущее. Одни видели в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации, другие - гневный протест против угнетения и репрессий против крестьянства.

Пастырь, пасущий свое стадо, 1860
Пастырь, пасущий свое стадо, 1860

Прошлое и будущее отражены не только в сюжетах картин Милле, но и в его стиле. Его любовь к древним мастерам искусства не помешала ему отождествить себя с художниками-реалистами. Художники-реалисты отказались от исторических, мифологических и религиозных тем, которые долгое время доминировали в «серьезном» искусстве, в пользу окружающей жизни.

Принесение домой теленка, рожденного в поле, 1860
Принесение домой теленка, рожденного в поле, 1860

Обыденное и возвышенное

Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Вместе с тем все его творчество пронизано сочувствием к людям труда. Многое тут продиктовано памятью о пережитых невзгодах, о нищете, долго преследовавшей самого Милле. Мир Милле не назовешь радостным - люди, его населяющие, обречены на ежедневную монотонную работу, и в этом можно услышать отголоски библейской истории о грехопадении. Впрочем, это не зачеркивает возможности гармонии - ею полны некоторые пейзажи Милле.

Побережье Гревиля
Побережье Гревиля
Овчарня
Овчарня

Размышления художника можно найти в его письмах. «Рискуя прослыть социалистом, я должен признаться, что больше всего в искусстве меня волнует отражение человеческого состояния. ....Я никогда не знал, что в жизни есть светлая сторона, не знал, где ее искать, и никогда ее не видел. Самое большое счастье, которое я испытал в жизни, - это состояние покоя и умиротворения. Но такое бывает только в лесу или в открытом поле». Слова «покой» и «умиротворение» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На его картинах изображены фермеры. Они либо заняты своей работой, либо отдыхают. Однако это не «вульгарный» жанр. Образ крестьян торжественен и глубок. Художник говорил, что он «выражает возвышенное из повседневности».

Уборка картофеля, 1855
Уборка картофеля, 1855

С ранних лет Милле учился в Лувре, неустанно изучая работы старых мастеров. Особенно его восхищали и завораживали картины Николы Пуссена. Размышляя и сочиняя о своих картинах, Милле в некотором смысле следовал заветам художников прошлого. Обычно он делал множество эскизов и набросков для каждой из своих работ. Иногда он прибегал к услугам натурщиков, иногда давал волю своему воображению. Говорят, что Милле подражал Пуссену, лепя на столе фигуры из глины и воска, чтобы найти наилучшую композицию и освещение для своих картин. Художник часто повторял старые работы с небольшими изменениями, как будто желая довести их до совершенства или улучшить. Он любил природу и говорил себе: «Я родился крестьянином, я стал крестьянином и я умру крестьянином». Однако он никогда не рисовал на природе. Его картины всегда были хорошо продуманы и взвешены, а все сцены «реальной жизни» возникали в его воображении и не имели ничего общего с непосредственно наблюдаемым опытом.

Призывая домой коров, 1866
Призывая домой коров, 1866

С точки зрения цвета Милле, несомненно, был художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал контрасты светлого и темного. Во многих случаях Милле покрывал краску другим слоем и использовал технику сухой кисти, чтобы создать твердую фактурную поверхность. Однако обычно Милле писал фоны очень мягкими и гладкими. Холсты, состоящие из «разнофактурных» участков, были характерны для его стиля. Первая сенсационная работа Милле, «Веяльщик», характеризуется именно этой особенностью. Она была выставлена в Салоне 1848 года, где Теофиль Готье восторженно писал о ней: «Он швыряет на свой холст целые пласты краски - такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».

Крестьянки с хворостом, 1858
Крестьянки с хворостом, 1858

Круги по воде

Милле стал кумиром Ван Гога, и Ван Гог использовал работы Милле в качестве образца, копируя их повсюду. Среди других художников, восхищавшихся талантом Милле, были Камиль Писсарро и Жорж Сёра. Впоследствии картины Милле стали образцом для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма». Сальвадор Дали, например, очень любил картину «Анжелюс» и создал ее сюрреалистическую версию. «Анжелюс» вообще сыграл важную роль в росте славы Милле. Картина затмила другие его работы. Кроме того, популярность картины связала имя Милле с образом «сентиментального художника». Это утверждение совершенно неверно. Сам Милле однажды написал: «Я всегда с ужасом отвергал все, что казалось сентиментальным».

Сальвадор Дали, Археологический отголосок «Анжелюса» Милле, 1935
Сальвадор Дали, Археологический отголосок «Анжелюса» Милле, 1935

Портреты

Милле постоянно совершенствовал свое мастерство портретиста. Этот жанр всегда пользовался повышенным спросом у публики, хотя и был при этом подвержен влиянию моды. Работа в нем спасала художника в первой половине 1840-х годов от голодной смерти. Его портреты отличались силой, простотой, смелыми контрастами света и тени, гладким штрихом. Все эти качества прекрасно иллюстрируют «Портрет мадам Лефран», 1841-1842

Портрет мадам Лефран, 1841-1842
Портрет мадам Лефран, 1841-1842

и «Портрет военного моряка», 1845. После 1845 года Милле довольно редко обращался к этому жанру, но продолжал делать портретные рисунки.

Портрет военного моряка, 1845
Портрет военного моряка, 1845

Гравюры

Милле начал гравировать в 1850-х годах. Ему потребовалось некоторое время, чтобы освоить эту новую область. Не будучи уверенным в себе, он даже выставил некоторые из своих ранних гравюр под псевдонимом на Салоне 1855 года. Однако к концу 1850-х годов Милле овладел искусством гравюры и активно использовал эту технику в своих работах. Отчасти это было связано с тем, что друг и торговый агент художника, Альфред Сенсье, считал, что гравюра может помочь улучшить финансовое положение Милле. Во многих случаях художник копировал в гравюрах эпизоды из своих картин, но иногда бывало и наоборот: он вырезал гравюры, а затем копировал их на холст. Ниже приведена гравюра «Сбивание масла»,

Сбивание масла
Сбивание масла

и «Белошвейки», 1855.

Белошвейки, 1855
Белошвейки, 1855

«Цветистый стиль»

В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь, создавая легкие, одухотворенные картины в стилизованной версии популярного в то время стиля рококо. Среди них были мифологические и аллегорические картины, а также картины с легким эротическим содержанием, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная»).

Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная

Среди картин Милле того времени были изображающие нимф и купальщиц, а также работы с идиллическими пейзажами, в которых сельская местность представлялась раем на земле, а не местом, где человек устал бегать за куском хлеба. Сам художник называл эти работы «цветочным стилем». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название - «Крестьянка и дитя»).

Шепот, 1846
Шепот, 1846

Пастели

Первые сохранившиеся работы пастелью датируются серединой 1840-х годов, но только спустя два десятилетия художник начал регулярно использовать эту технику. Его пастельные работы известны своей деликатностью и мастерством. Примером может служить картина «Букет маргариток».

Букет маргариток
Букет маргариток

Пастели Милле написаны разными штрихами, создавая мозаику цветов, напоминающую работы Дега, которых в то время еще не существовало. Многие из пастельных работ Милле, например «Полдень» (около 1865), были частью серии, выполненной по заказу парижского архитектора и коллекционера Эмиля Гаве.

Полдень, 1865
Полдень, 1865

Пейзажи

Только в 1860-х годах Милле начал серьезно заниматься живописью. В отличие от художников Барбизонской школы, Милле не писал с натуры. Идиллические пейзажи, необходимые для написания картин, Милле вызывал у себя в памяти. В результате на многих картинах художника изображены пейзажи Нормандии, где прошло его детство. Другие пейзажи были воспроизведены по эскизам, сделанным в 1860-х годах в окрестностях Виши, где по совету врача поправляла здоровье жена Милле. Есть и еще один тип пейзажа Милле. К нему относится картина «Буря», 1871-1872,

Буря, 1871-1872
Буря, 1871-1872

На картине изображены деревья, вырванные из земли яростным ветром. Многие восприняли этот пейзаж как аллегорию поражения Франции во франко-прусской войне. Фантастическая картина «Звездная ночь», 1855-1867, вдохновила Винсента Ван Гога на создание одноименной картины - он очень любил творчество Милле.

Звездная ночь, 1855-1867
Звездная ночь, 1855-1867

Рисунки

Милле был выдающимся рисовальщиком. Часто говорят, что его талант лучше всего проявился в его графических работах. Камиль Писсарро писал в письме к своему сыну Люсьену в 1887 году: «Самое ценное в Милле - это рисунок». Рисунки Милле - это и импровизированные наброски, и тщательно проработанные эскизы для будущих картин. Милле обычно рисовал углем, пастелью или черным карандашом - все они хорошо передают изменения света и тени. Рисунки, представленные здесь, были нарисованы углем. Это «Возвращение с полей», 1873

Возвращение с полей, 1873
Возвращение с полей, 1873

и «Сельский вид».

Сельский вид
Сельский вид

Поздние работы

Большинство работ Милле отличаются сильными композициями, твердыми формами и чистыми линиями. Однако начиная с 1860-х годов стиль живописи Милле становится более свободным: как, например, в картине «Пряха», 1867.

Пряха, 1867
Пряха, 1867

Возможно, это изменение было связано с растущим интересом к пейзажам, которые требовали более свободной работы кистью для передачи атмосферы. Возможно, это было связано с растущим предпочтением Милле к пастели. Еще одной причиной может быть переход Милле от рационального к мистическому. Из его последних работ самой необычной является «Разрушители гнезд» 1874 года, на которой изображена кошмарная сцена убийства птиц крестьянами.

Разрушители гнезд, 1874
Разрушители гнезд, 1874

Картина настолько экспрессивна, что кажется, будто краска стекает с холста. Сюжет картины основан на детских воспоминаниях художника. Сюжет отличается необычным напряжением и трагизмом, в нем чувствуется приближение смерти. Это предчувствие не обмануло художника, и смерть настигла его на следующий год, в начале 1875 года.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: