Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим о, наверное, самом известном полотне Милле, работе-визитной карточке всего его творческого пути, и это - «Сборщицы колосьев».
На картине изображены три крестьянки, собирающие остатки колосков после жатвы (это было право бедняков). Когда картина была выставлена в Салоне в 1857 году, крестьяне рассматривались как потенциально опасная революционная сила; к 1914 году шедевр Милле стал считаться символом французского патриотизма. Картина даже использовалась на плакатах, призывающих людей вступать в национальную армию.
Сегодня многие критики, признавая однако непреходящую ценность картины, считают ее излишне сентиментальной. Крестьянки со склоненными головами напоминают классические фрески. Силуэты фигуры перекликаются с грудами хлеба на заднем плане, подчеркивая бессмысленность того, что осталось бедным женщинам. Ван Гог однажды написал: «Я думаю, что Милле, а не Мане, является настоящим современным художником, который открыл новые горизонты для многих из нас». Ван Гог много раз копировал работы Милле. Среди них - «Полуденный отдых» (1889-1890).
Сцены крестьянской жизни
Вслед за Милле многие художники открыли для себя крестьянскую тему, и сельский крестьянин стал самым любимым образом во французской живописи второй половины XIX века. Образы Милле вдохновили многих художников, которые последовали за ним. Подобно Писсарро, Ван Гогу и Гогену, Милле искал в крестьянской жизни идеал патриархального мира, не тронутого цивилизацией.
Однако во-первых, в крестьянских массах видели источник революционной опасности, во-вторых, многим не нравилась идея возвышения образов невежественных крестьян до уровня национальных героев и библейских персонажей. В то же время сельские сюжеты были очень распространены в живописи того времени, но в сложившейся традиции крестьяне изображались в идиллической или иронической манере. Ситуация изменилась с приходом импрессионизма и постимпрессионизма. Писсарро, в частности, всегда интересовала реальность повседневного крестьянского труда, а крестьяне Ван Гога всегда воплощали простоту и духовную возвышенность, утраченные в современном обществе.
Детали
Колоритный фон
На горизонте видны золотистые стога пшеницы, повозки, груженные сеном, и фермеры, собирающие плоды урожая. Все это служит фоном для трех женщин на переднем плане. Идиллическая сцена на заднем плане подчеркивает бедственное положение крестьянок.
Земля вместо неба
Наклонившись, чтобы сорвать очередной колосок, женщина показывает пальцем на землю. Этот жест повторяется в перевернутой форме характерного для западной живописи жеста «в небо», призванного усилить вдохновение образа.
Надзиратель
Небольшая фигура всадника вдали - это надзиратель, наблюдающий за тем, чтобы бедные крестьянки собирали только оставшиеся колоски и не смели трогать убранный урожай.
Ниже линии горизонта
Под шалью лицо этой женщины тусклое, темное, почти звериное. Форма и цвет шали перекликаются со стогами, поднимающимися на горизонте. Однако, в отличие от стогов, голова женщины склонена, а спина согнута, словно горизонт прижимает крестьянку к земле.
Солнечные блики на жнивье
Голая земля покрыта тонкими золотистыми бликами. Эти блики, по мысли Милле, должны были ярче показать всю ничтожность того, что досталось на долю несчастных сборщиц колосьев.
Скульптурная мощь
Лица этих женщин могут показаться уродливыми, но их фигуры написаны очень просто, подчеркивая их скульптурную мощь. Солнечный свет льется на центральную фигуру, создавая тени и блики, а художник подчеркивает объем головы и плеч, придавая всей фигуре монументальную выразительность.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: