Найти в Дзене

Певец сельской жизни: ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ. Часть первая: Новое решение старой темы

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодняшний наш разговор пойдет о Жане Франсуа Милле и начнется он с биографии французского живописца.

Милле был родом из сельской местности и нашел свое призвание в изображении сельской жизни. Его изображения крестьян глубоки и духовны, напоминают религиозные образы. Его стиль принес ему всемирное признание.

Жан Франсуа Милле, Фотография Надара, 1856-1858
Жан Франсуа Милле, Фотография Надара, 1856-1858

Жан-Франсуа Милле был выходцем из сельской местности и сделал своей миссией изображение сельской жизни. Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши в Нормандии. Его отец был церковным органистом, дядя - врачом, а другой дядя - священником. Эти факты свидетельствуют о культурном происхождении семьи Милле, все члены которой стали художниками. Хотя Милле с ранних лет работал фермером, он получил хорошее образование, изучал латынь и всю жизнь любил литературу.

Портрет Эмилии Милле, сестры художника
Портрет Эмилии Милле, сестры художника

Будучи талантливым художником с ранних лет, Милле отправился в Шербур в 1833 году, чтобы поступить в мастерскую портретиста дю Мушеля; два года спустя Милле сменил наставника. Его новым учителем стал художник-баталист Ланглуа, который также был хранителем местного музея. Именно здесь Милле познакомился с работами старых мастеров, особенно голландских и испанских живописцев XVII века.

Голова юной девушки
Голова юной девушки

На пути к славе

В 1837 году Миллер поступил в престижную Школу изящных искусств в Париже. Он учился у Поля Делароша - известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. После ссоры с Деларошем в 1839 году Жан-Франсуа вернулся в Шербур и пытался зарабатывать на жизнь, рисуя портреты. Ему заказали портрет бывшего мэра Шербура, но работу отвергли, потому что она не соответствовала покойному. Некоторое время он зарабатывал на жизнь, рисуя рекламные щиты.

Автопортрет, 1841
Автопортрет, 1841

В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Вирджинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены. Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет.

Портрет Полины Оно, 1843
Портрет Полины Оно, 1843

После ее смерти Милле снова отправился в Шербур. Там он встретил 18-летнюю Катрин Лемэр. Они зарегистрировали свой брак в 1853 году, но поженились только в 1875 году, в год смерти художника; у них родилось девять детей. В 1845 году, после пребывания в Гавре, Милле и Катрин поселились в Париже.

Портрет мадам Милле (Кэтрин Лемэр), второй жены художника, 1849
Портрет мадам Милле (Кэтрин Лемэр), второй жены художника, 1849

В 1847 году Милле выставил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую одобрение критиков.

Младенец Эдип, снимаемый с дерева, 1847
Младенец Эдип, снимаемый с дерева, 1847

В 1848 году положение Милле в мире искусства резко изменилось. Отчасти это было связано с политическими событиями, но также и с тем, что художник наконец-то нашел темы, на которых он мог проявить свой талант. Во время революции был свергнут король Луи-Филипп и установлено республиканское правительство. Все это повлияло на эстетические интересы французского народа. Вместо исторических, литературных или мифологических сюжетов популярность обрели изображения простых людей. В Салоне 1848 года Милле представил картину «Веяльщик», которая наиболее полно отвечала новым требованиям. Картина понравилась министру внутренних дел Александру Ледрю-Роллен, который купил ее. Миллер был благосклонен к демократическим властям и начал посвящать себя изображению сцен крестьянской бедности.

Женщина с граблями, 1857
Женщина с граблями, 1857

Неизвестно, что Милле думал о революции. В любом случае, политические перемены принесли художнику светлое будущее. Правительство заказало ему картину «Агарь и Измаил», но он сменил сюжет, так и не закончив работу. Так на свет появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Получив деньги за эту картину, Милле смог переехать в деревню Барбизон, расположенную недалеко от Парижа. Этот переезд был связан с новым обострением ситуации в столице.

Человек с мотыгой, 1860-1862
Человек с мотыгой, 1860-1862

Эпидемия холеры усугубила проблему. Однако Барбизон всегда считался родиной искусства, и художники здесь создали знаменитую «Барбизонскую школу». Вскоре после прибытия в Барбизон Милле написал, что намерен остаться здесь на некоторое время. Так он провел в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (за исключением периода франко-прусской войны, когда Милле укрылся с семьей в Шербуре).

Церковь Гревилля, 1874
Церковь Гревилля, 1874

Жизнь за пределами Парижа имела свои недостатки. Самый неприятный из них заключался в том, что здесь сложнее было заработать на жизнь. Милле нашел выход из затруднительного положения. Он заключил сделку со своим другом, коллекционером Альфредом Сенсье. Договор заключался в следующем: Сенсье регулярно платил Милле зарплату и помогал ему покупать необходимые материалы для живописи, в обмен получая работы художника. Милле также помогали друзья со времен его барбизонской жизни, в частности Теодор Руссо. Однажды Руссо, выдавая себя за богатого американца, анонимно приобрел в салоне одну из картин Миллера.

Сажающие картофель, 1861
Сажающие картофель, 1861

Критики очень неоднозначно относились к его картинам. Стало правилом, что они интерпретировали картины художника в соответствии со своими собственными социальными и политическими предрассудками. Консерваторы видели в крестьянах потенциальную угрозу политической стабильности и считали картины Милле грубыми и даже провокационными. Левые критики, напротив, видели в его картинах возвышение образа рабочих. Эти анализы поверхностны и не раскрывают истинного смысла художественного мира Милле.

Путь на работу, 1851
Путь на работу, 1851

Слава

1860-е годы были относительно успешным периодом для художника. Его работы пользовались спросом у коллекционеров, во многом благодаря бельгийским меценатам Э. Бланку и А. Стивенсу, с которыми Милле в 1860 году подписал контракт, согласно которому он должен был продавать им 25 работ в год. В конце концов, Милле счел контракт слишком жестким и расторг его в 1866 году. Однако многочисленные выставки, организованные бельгийцами, принесли свои плоды, и популярность Миллера продолжала расти.

Сцена в саду, 1854
Сцена в саду, 1854

В Салоне 1864 года очаровательная сцена деревенской жизни под названием «Пастушка, охраняющая стадо» была принята публикой с большим энтузиазмом. Годы бедности остались позади. Репутация художника росла: в 1867 году его работы были представлены на Всемирной выставке в Париже, а сам он стал кавалером ордена Почетного легиона.

Пастушка, охраняющая стадо, 1863
Пастушка, охраняющая стадо, 1863

Всегда неравнодушный к пейзажам, в последние годы жизни Милле под влиянием своего друга Теодора Руссо стал работать преимущественно над ними; в 1868-1874 годах он создал серию работ на сезонные темы для коллекционера Фредерика Хартмана. Эти полотна относятся к числу лучших работ художника. Последняя работа Милле из цикла, «Зима», так и не была закончена. В ней уже ощущается дыхание смерти.

Зима, 1868-1874
Зима, 1868-1874

В конце 1873 года Милле серьезно заболел; в мае 1874 года он получил важный заказ на написание картин из жизни святой Женевьевы (покровительницы Парижа) для Пантеона, но успел сделать лишь несколько предварительных эскизов; художник умер 20 января 1875 года в возрасте 60 лет в Барбизоне. Он был похоронен недалеко от деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

Стога: осень, 1874
Стога: осень, 1874

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: