Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодняшний наш разговор пойдет о Жане Франсуа Милле и начнется он с биографии французского живописца.
Милле был родом из сельской местности и нашел свое призвание в изображении сельской жизни. Его изображения крестьян глубоки и духовны, напоминают религиозные образы. Его стиль принес ему всемирное признание.
Жан-Франсуа Милле был выходцем из сельской местности и сделал своей миссией изображение сельской жизни. Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши в Нормандии. Его отец был церковным органистом, дядя - врачом, а другой дядя - священником. Эти факты свидетельствуют о культурном происхождении семьи Милле, все члены которой стали художниками. Хотя Милле с ранних лет работал фермером, он получил хорошее образование, изучал латынь и всю жизнь любил литературу.
Будучи талантливым художником с ранних лет, Милле отправился в Шербур в 1833 году, чтобы поступить в мастерскую портретиста дю Мушеля; два года спустя Милле сменил наставника. Его новым учителем стал художник-баталист Ланглуа, который также был хранителем местного музея. Именно здесь Милле познакомился с работами старых мастеров, особенно голландских и испанских живописцев XVII века.
На пути к славе
В 1837 году Миллер поступил в престижную Школу изящных искусств в Париже. Он учился у Поля Делароша - известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. После ссоры с Деларошем в 1839 году Жан-Франсуа вернулся в Шербур и пытался зарабатывать на жизнь, рисуя портреты. Ему заказали портрет бывшего мэра Шербура, но работу отвергли, потому что она не соответствовала покойному. Некоторое время он зарабатывал на жизнь, рисуя рекламные щиты.
В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Вирджинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены. Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет.
После ее смерти Милле снова отправился в Шербур. Там он встретил 18-летнюю Катрин Лемэр. Они зарегистрировали свой брак в 1853 году, но поженились только в 1875 году, в год смерти художника; у них родилось девять детей. В 1845 году, после пребывания в Гавре, Милле и Катрин поселились в Париже.
В 1847 году Милле выставил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую одобрение критиков.
В 1848 году положение Милле в мире искусства резко изменилось. Отчасти это было связано с политическими событиями, но также и с тем, что художник наконец-то нашел темы, на которых он мог проявить свой талант. Во время революции был свергнут король Луи-Филипп и установлено республиканское правительство. Все это повлияло на эстетические интересы французского народа. Вместо исторических, литературных или мифологических сюжетов популярность обрели изображения простых людей. В Салоне 1848 года Милле представил картину «Веяльщик», которая наиболее полно отвечала новым требованиям. Картина понравилась министру внутренних дел Александру Ледрю-Роллен, который купил ее. Миллер был благосклонен к демократическим властям и начал посвящать себя изображению сцен крестьянской бедности.
Неизвестно, что Милле думал о революции. В любом случае, политические перемены принесли художнику светлое будущее. Правительство заказало ему картину «Агарь и Измаил», но он сменил сюжет, так и не закончив работу. Так на свет появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Получив деньги за эту картину, Милле смог переехать в деревню Барбизон, расположенную недалеко от Парижа. Этот переезд был связан с новым обострением ситуации в столице.
Эпидемия холеры усугубила проблему. Однако Барбизон всегда считался родиной искусства, и художники здесь создали знаменитую «Барбизонскую школу». Вскоре после прибытия в Барбизон Милле написал, что намерен остаться здесь на некоторое время. Так он провел в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (за исключением периода франко-прусской войны, когда Милле укрылся с семьей в Шербуре).
Жизнь за пределами Парижа имела свои недостатки. Самый неприятный из них заключался в том, что здесь сложнее было заработать на жизнь. Милле нашел выход из затруднительного положения. Он заключил сделку со своим другом, коллекционером Альфредом Сенсье. Договор заключался в следующем: Сенсье регулярно платил Милле зарплату и помогал ему покупать необходимые материалы для живописи, в обмен получая работы художника. Милле также помогали друзья со времен его барбизонской жизни, в частности Теодор Руссо. Однажды Руссо, выдавая себя за богатого американца, анонимно приобрел в салоне одну из картин Миллера.
Критики очень неоднозначно относились к его картинам. Стало правилом, что они интерпретировали картины художника в соответствии со своими собственными социальными и политическими предрассудками. Консерваторы видели в крестьянах потенциальную угрозу политической стабильности и считали картины Милле грубыми и даже провокационными. Левые критики, напротив, видели в его картинах возвышение образа рабочих. Эти анализы поверхностны и не раскрывают истинного смысла художественного мира Милле.
Слава
1860-е годы были относительно успешным периодом для художника. Его работы пользовались спросом у коллекционеров, во многом благодаря бельгийским меценатам Э. Бланку и А. Стивенсу, с которыми Милле в 1860 году подписал контракт, согласно которому он должен был продавать им 25 работ в год. В конце концов, Милле счел контракт слишком жестким и расторг его в 1866 году. Однако многочисленные выставки, организованные бельгийцами, принесли свои плоды, и популярность Миллера продолжала расти.
В Салоне 1864 года очаровательная сцена деревенской жизни под названием «Пастушка, охраняющая стадо» была принята публикой с большим энтузиазмом. Годы бедности остались позади. Репутация художника росла: в 1867 году его работы были представлены на Всемирной выставке в Париже, а сам он стал кавалером ордена Почетного легиона.
Всегда неравнодушный к пейзажам, в последние годы жизни Милле под влиянием своего друга Теодора Руссо стал работать преимущественно над ними; в 1868-1874 годах он создал серию работ на сезонные темы для коллекционера Фредерика Хартмана. Эти полотна относятся к числу лучших работ художника. Последняя работа Милле из цикла, «Зима», так и не была закончена. В ней уже ощущается дыхание смерти.
В конце 1873 года Милле серьезно заболел; в мае 1874 года он получил важный заказ на написание картин из жизни святой Женевьевы (покровительницы Парижа) для Пантеона, но успел сделать лишь несколько предварительных эскизов; художник умер 20 января 1875 года в возрасте 60 лет в Барбизоне. Он был похоронен недалеко от деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: