Найти в Дзене

История искусства: Эстамп. Произведение искусства во множественном числе

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Гравюра по дереву появляется на Западе в середине XIV века, а гравюра по меди развивается в XVI веке, в частности благодаря Дюреру. Металл, выгравированный резцом или неочищенной азотной кислотой, являлся излюбленным материалом художников. Если техника эстампа идеальна для репродукции картины или портрета, то офорт привлекает своей гибкостью и богатой и спонтанной точностью изображения.

Альбрехт Дюрер, Меланхолия, 1514
Альбрехт Дюрер, Меланхолия, 1514

Вездесущий проводник

Задолго до фотографии, гравюра выполняла иллюстративную и документальную функцию. Она внедряется в частную жизнь (портреты известных людей, религиозные изображения), на улицы (афиши), в библиотеки и университеты (иллюстрации в книгах, анатомические иллюстрации, географические карты), в кабинеты (планы сражений, календари), в карманы обывателей (игральные карты, эротические гравюры).

Гаэтано Зомпини, L'arti che vanno per via nella città di Venezia, 1753
Гаэтано Зомпини, L'arti che vanno per via nella città di Venezia, 1753

С первого появления бумаги в XIV век гравюра становится недорогим инструментом для распространения взглядов. В Париже религиозные ордены заказывают в мастерских на улице Сен-Жак благочестивые изображения (сцены из жизни Христа и святых), предназначенные для того, чтобы просветить широкую публику. Эстамп становится инструментом политической пропаганды. Людовик XIV широко использовал эту технику для прославления своих военных и политических успехов.

Адам Франс ван дер Мейлен, Король Франции Людовик XIV со своей армией у стен крепости Дуэ во Фландрии 4 июля 1667 года
Адам Франс ван дер Мейлен, Король Франции Людовик XIV со своей армией у стен крепости Дуэ во Фландрии 4 июля 1667 года

Репродукция картин

Начиная с эпохи Возрождения гравюра используется для репродукции великих шедевров, таких как «Избиение младенцев», выгравированное Маркантонио Раймонди, много работавшего на Рафаэля.

Маркантонио Раймонди, Избиение младенцев, 1509
Маркантонио Раймонди, Избиение младенцев, 1509

В XVII веке эта практика будет иметь огромный успех. Выполнение гравюры длинный и довольно сложный труд, но он рентабельный, так как допускает большое число переизданий. Известно, например, 3000 тиражей гравюры по картине Пуссена. Это формирует некоторый стереотип вкуса и часто ведет к постепенному искажению оригиналов. В декоративном искусстве эстамп играет самостоятельную роль.

Жан Пэн, Восхищение апостола Павла до третьего неба (Гравюра Жана Пэна по оригиналу Николы Пуссена), 1655
Жан Пэн, Восхищение апостола Павла до третьего неба (Гравюра Жана Пэна по оригиналу Николы Пуссена), 1655

Произведение свободного искусства

На протяжении XVI века эстамп становится самодостаточным произведением искусства и приобретает художественный статус. Жак Калло, пионер граверного дела, получивший широкую известность, стал инициатором дальнейшего развития этого вида искусства.

Жак Калло, Из серии «Нищие, называемые баронами», 1630
Жак Калло, Из серии «Нищие, называемые баронами», 1630

Появляются живописцы-граверы (Рембрандт, Жак Белланж, Клод Лоррен). Некоторые тиражи достигают очень высоких цен. Тщательно выполненный тираж работы Рембрандта «Христос, исцеляющий больных» стал известным как «монета достоинством сто гульденов», цена, до которой никогда ранее не поднимался эстамп.

Рембрандт, Христос, исцеляющий больных, 1643-1649
Рембрандт, Христос, исцеляющий больных, 1643-1649

Известные произведения

АНАТОМИЯ

Андреас ван Везалий, 1543

Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543
Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543

В Средние века тело и душа рассматриваются обществом в неразрывной связи, и препарирование подвержено резкому осуждению. В XVI веке, несмотря на то что вскрытие трупов происходит подпольно, это вызывает реальный интерес, и первые анатомические иллюстрации появляются в лавках цирюльников и хирургических.

Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543
Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543

Везалий, самый знаменитый анатом эпохи Возрождения, публикует в 1543 году исследование «О строении человеческого тела». Он первым понимает, насколько ценной может стать иконография для медицинского персонала, и отдает свои иллюстрации граверу Яну Стефану ван Калкару.

Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543
Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543

Эти иллюстрации с увлечением изучались учеными и художниками и переписывались на протяжении трех столетий.

Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543
Андреас ван Везалий, Анатомия, 1543

ДВА ПАЯЦА

Жак Калло, 1616

Жак Калло, Два паяца, 1616
Жак Калло, Два паяца, 1616

Мастер офорта, азы которого он изучает во Флоренции, Жак Калло впервые использует лак скрипичных мастеров, обладающих особой твердостью и тонкостью. Новый метод позволяет ему четко и с безукоризненной точностью изобразить окружающий его мир (мир войн, мир улиц). Эти тщательно сделанные описания оживают от игрового и театрального дыхания, о чем свидетельствует контрапункт обеих фигур.

Жак Калло, Карлик с саблей, 1622
Жак Калло, Карлик с саблей, 1622

ФАУСТ

Рембрандт, 1652

Рембрандт, Фауст, 1652
Рембрандт, Фауст, 1652

Преодолев множество влияний, иногда противоречивых, гравюры Рембрандта явились результатом его невероятного духа изобретательности. К концу его карьеры в его произведениях появляются пыл и новая сила. Для этой поразительной и таинственной гравюры Рембрандт с большой тщательностью работает над глубиной теней. Оставляя половину гравюры в глубокой темноте, он создает вибрацию световых зон. Таким образом, он с точностью передает кабалистическую атмосферу места, где знаменитый доктор продал свою душу дьяволу за сто гульденов.

СТРАХ

Шарль Лебрен, 1668

Шарль Лебрен, Страх, 1668
Шарль Лебрен, Страх, 1668

В апреле 1668 года Лебрен читает в Академии лекцию на тему об экспрессии страстей. Убежденный, что существует морфологический язык человеческих страстей, он разрабатывает серию рисунков «Экспрессивные лица», иллюстрирующих главные человеческие чувства.

Шарль Лебрен, 1671
Шарль Лебрен, 1671

В этом этюде хватило нескольких простых направляющих линий, чтобы внушить страх и ужас. Спустя некоторое время он использует эту классификацию, чтобы написать «Персидских цариц» и «Битву Арбаля».

Шарль Лебрен, Королева Персии у ног Александра (Шатер Дария),
Шарль Лебрен, Королева Персии у ног Александра (Шатер Дария),

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: