Найти в Дзене

Чего можно бояться в холотропном дыхании?

Холотропное дыхание – один из способов исследовать себя, он прекрасно сочетается с другими видами терапии – вербальной, телесно-ориентированной, арт-терапией. За те годы, что метод существует, он постепенно перешел из разряда чего-то экзотического в разряд рабочих практик, которые имеют как свои возможности, так и ограничения.

И все-таки, поскольку в холотропном дыхании мы работаем в расширенных состояниях сознания, этот факт сам по себе волнует будущих участников больше, чем просто поход к терапевту. Что будет происходить? Кто соберется на семинар? Насколько это для меня безопасно?

Сегодня мы поговорим о распространенных страхах и опасениях перед тем, как впервые участвовать в сессии холотропного дыхания. Я благодарна тем, кто откликнулся и прислал свои вопросы – они при этом приобрели архетипические черты и немного оторвались от своих авторов. В статье я не отвечаю конкретному человеку – без личной беседы, в заочном одностороннем порядке это было бы странно. Скорее, это возможность «поразмышлять о», причем в довольно компактном варианте. Каждый из вопросов заслуживает не нескольких строк, а отдельной главы или даже книги. Любые страхи и сомнения – это очень ценный источник информации о вопрошающем, поэтому имеет смысл исследовать их в терапии. Сомнения о методе могут помочь обнаружить и сформулировать важные для человека внутренние процессы.

Примерно так выглядит зал для холотропного дыхания. Сгенерированное изображение.
Примерно так выглядит зал для холотропного дыхания. Сгенерированное изображение.

Парадоксально, но чаще всего можно встретить два противоположных сомнения: «у меня не получится войти в состояние» и «у меня не получится выйти из состояния». Иногда они оба мирно сосуществуют у одного и того же человека в одно и то же время.

Начнем с «не получится войти». Как правило, это связано с каким-то представлениями или ожиданиями, возможно, основанными на прочитанных книгах Грофа или рассказах других людей. В действительности в каждой сессии у нас разный опыт, сколько бы семинаров мы не прошли. Опыт нельзя «заказать» или вызвать усилием воли – он просто случается. Как с нами случается сон или сама собой заживает царапина на коже. Мы не можем усилием воли увидеть сновидение или считать личным успехом работу своего сердца – это просто происходит. Здесь мы сталкиваемся с отличием стратегии работы в дыхании со стратегией повседневной жизни – вместо целеполагания мы полагаемся на внутреннюю мудрость своей психики, вместо усилий по достижению – отпускаем и сдаемся тому, что хочет проявиться изнутри.

Часто воображение подбрасывает нам какие-то совсем уж экзотические детали опыта, которых мы одновременно и желаем, и боимся. На деле все гораздо проще – чаще всего о том, что наш процесс уже начался, мы узнаем по телесным ощущениям. Это тепло или холод, покалывание, тяжесть, вибрации. Визуального опыта может вообще не быть, все может ограничиться смутными волнами эмоций и сигналами от тела. Нет никакого предпочтения одного опыта другому или градации «успешности» пройденной сессии.

Как мы обходимся с такими страхами – во-первых, даем ясную информацию во время инструктажа. Если нужно, то беседуем с дышащим – важно связать это опасение с повседневной жизнью. Может выясниться, что это или отражение паттернов конкурентности (у меня не получится и все будут считать меня неудачником), или недооценки себя (у меня никогда ничего не получается), черты перфекционизма, когда хочется все сделать хорошо (если уж иду на дыхание, должна быть гарантия, что у меня все получится). Тогда это будет иметь терапевтическую ценность и поможет при интеграции.

Хелен Страттон, "Так Психе утратила страх и вошла в золотые врата", иллюстрация к "Книге мифов", 1915.
Хелен Страттон, "Так Психе утратила страх и вошла в золотые врата", иллюстрация к "Книге мифов", 1915.

«Не получится выйти» - технически это невозможно, если учтены все противопоказания, проведена предварительная беседа и инструктаж. Мы всегда говорим о том, что в дыхании исцеление происходит через усиление симптома, поэтому никогда не беремся за работу, если не уверены, что после семинара у участника будет необходимая поддержка. Поэтому мы, например, не работаем с духовным кризисом в рамках городского семинара выходного дня, а при необходимости всегда сотрудничаем с лечащим врачом участника и советуемся с ним. Участие в семинарах противопоказано при пограничных расстройствах, психических заболеваниях, при химической зависимости в стадии употребления.

Если все эти моменты учтены и оговорены, то работа в ходе сессии и завершение ее совершается на основе сотрудничества дышащего и фасилитатора. В случае любых сомнений или вопросов мы всегда находимся в режиме диалога с участником, даже во время сессии. Сознание во время сессии холотропного дыхания работает в двух режимах – мы одновременно переживаем нечто и понимаем, где и зачем находимся. Поэтому участник всегда может позвать фасилитатора или попросить помощи в случае сомнений.

Музыкальный сет рассчитан на три часа и, если участнику трудно самому определиться, завершен ли его процесс, мы обязательно подходим к нему, когда музыка стихает. В этот момент мы обсуждаем его текущее состояние, нужна ли помощь для завершения и как лучше ее оказать. Это может быть работа с телом, короткая беседа о чувствах и переживаниях, оставшихся после сессии, просто небольшое дополнительное время в тишине зала или арт-интеграция. Наша задача – помочь завершить переживание, чтобы можно было безопасно чувствовать себя со своими находками. Возможно, что после сессии кто-то продолжает испытывать чувства, появившиеся в ходе сессии, или сохраняются телесные ощущения. Они никак не мешают повседневной жизни и как правило, завершаются к окончанию семинара. Если участник дышит с утра, то однозначно он «возвращается» к обеденному перерыву и уж тем более – ко времени второй сессии, когда ему нужно в роли ситтера заботиться о своем партнере по семинару.

Когда мы обсуждаем страх «не вернуться» индивидуально, можем обнаружить, как он связан с повседневной жизнью. Иногда за страхом «не вернуться» в свою обычную жизнь можно найти усталость от своих повседневных обязательств, ощущение давления обстоятельств или однообразие рутины. Тогда страх оборачивается глубоко спрятанным нежеланием возвращаться – или мы обнаруживаем другой его индивидуальный смысл.

Обсуждение опыта холотропного дыхания в группе - шеринг.
Обсуждение опыта холотропного дыхания в группе - шеринг.

«А если у меня всё хорошо в жизни, может такое быть, что после холотропки станет плохо?» Такая формулировка придает холотропному дыханию немного мистического всемогущества. Дыхание само по себе ничего не делает с материалом человека, мы просто создаем условия, когда его внутренний целительный потенциал может поработать на благо своего владельца. Будет ли это наполняющий ресурсный опыт или перинатальный материал – это всегда то, что имеет смысл для человека в данный момент его времени. Было бы странно предположить, что после семинара вдруг «разонравится» любимая работа или в одночасье угаснут счастливые взаимные отношения. Но вот если внутри есть «смутные сомнения», то да, они могут стать более заметными. А еще часто мы слышим от клиентов немного другую формулировку этого вопроса: «Почему у меня в жизни все хорошо, а мне так плохо?» Это большая тема, которую имеет смысл вынести в отдельную статью.

В терапии можно прояснить, чьи критерии разделения на «хорошо» и «плохо» используются - мои или родительские? Или «как у всех»? Что я боюсь потерять? Чем на самом деле дорожу? Как себя чувствую, обладая этим «хорошо» и какую цену плачу за это?

«Страх потерять контроль над собой» - и правда, сами условия проведения дыхания, когда мы лежим с закрытыми глазами на мате в компании незнакомых людей, бросают вызов нашей заботе о безопасности. Надо понимать, что мы не можем «внезапно» потерять контроль, мы можем его только сами отпустить. Для этого важно хотя бы немного довериться происходящему, а для этого предварительно познакомиться с ведущими, хотя бы заочно, прослушать инструктаж, спросить о том, как мы работаем в сессии, слушать свой интуитивный радар. Иногда несколько первых сессий посвящены тому, чтобы убедиться, что с вами ничего не будут «делать», не будут оценивать, как вы выглядите со стороны, убедиться, что вы всегда можете вернуться к обычному дыханию и не должны делать то, к чему не готовы.

В теме контроля тоже может быть много интересных терапевтических находок. Что именно я боюсь перестать контролировать? Если дальше «проиграть» сценарий потери контроля – что бы это было? Иногда мы обнаруживаем, что за страхом потерять контроль лежит огромное давление сдерживаемых эмоций и потребность их высвободить. За страхом – условная желательность потери контроля как более глубоко спрятанная, вытесненная потребность. Еще одно направление – это контроль как способ почувствовать себя безопасно. Скорее всего, это связано с ранним детским опытом, системой воспитания, явными или вытесненными травмами. Еще один вариант обращаться с этой темой в дыхании – не бороться с ней и не считать ее препятствием. Любой симптом – это попытка исцеления, задержавшаяся дольше нужного защитная стратегия. Поэтому если в сессии мы встречаемся с контролем, имеет смысл позволить ему усиливаться, встретиться с ним по-настоящему, позволить исчерпать себя.

«Опасаюсь телесных откатов, побочных реакций в виде каких-то негативных и болезненных телесных проявлений». Да, в дыхании могут обостриться имеющиеся телесные проблемы. Они достигают пика и разряжаются, поэтому часть сессии – фокусированная работа с телом. Она совершается как в ходе самой сессии, так и по ее завершении. Телесные симптомы могут быть очень подвижными, изменчивыми и требовать какое-то время, чтобы стихнуть окончательно. Логика процесса в том, чтобы усилить происходящее в теле и помочь ему выразиться и проявиться. Чем полнее будет выражено переживание, тем больше будет чувство облегчения и освобождения и тем меньше «застрявших» напряжений. Мы всегда совместно с участником определяем тот момент, когда работа с телом может быть завершена. И всегда предупреждаем о том, что в ходе самой сессии мы можем встретиться с субъективно неприятными вещами, например, тошнотой, но это имеет смысл для проживания травматичного опыта.

Пишите, с какими страхами или опасениями вы сталкивались. Это только небольшая часть тех сомнений, о которых говорят участники, продолжение будет обязательно. Хочется, чтобы о холотропном дыхании было больше ясной, корректной и доступной информации. Метод очень полезен в современных условиях – при всей его интенсивности, работа в нем происходит тонкая и деликатная. Доступная информация позволяет более реалистично к нему отнестись и использовать в соответствии со своими потребностями.

Читайте о наших мероприятиях на сайте и в телеграм-канале.

Мой телеграм-канал

Записаться на консультацию