Найти в Дзене

Целеполагание - осознание цели и настрой на работу

Оглавление

Целеполагание это осознанный процесс определения своих потребностей и мотивов, то есть постановка личных или рабочих целей (определение из открытого источника).

Целеполагание на уроке иностранного языка

Для меня это чаще всего принятие учащимися цели и задач на урок, озвученные учителем и готовность к их реализации. Ведь именно учитель знает, какие дефициты, а соответственно и потребности есть у учащихся, именно он планирует поступательное прохождение и освоение учебного материала, так зачем учащимся каждый раз самим формулировать себе задачи? Тем более, что и времени на такую раскачку нет.

Другое дело, осознанно подойти к их пониманию, принятию и выполнению.

-2

Всё же иногда я использую приёмы целеполагания, чтобы учащиеся сами сформулировали цель.

Приёмы целеполагания

Я знаю, что существуют разные приёмы целеполагания, такие как "яркое пятно", "мозговой штурм", "тема-вопрос", "домысливание", "проблемная ситуация" и т.д. Не все из них подходят к нашему предмету.

Время от времени использую очень простой приём для целеполагания и думаю, что многие учителя его тоже используют, назвала его "белое пятно".

В начале урока предлагаю учащимся одну знакомую структуру и одну незнакомую, например, Солнце светит. / Солнце светило. Первое предложение учащиеся могут перевести, а второе нет, так как ещё не знают прошедшего времени. Чётко прослеживается дефицит и потребность его восполнения. И мы вместе формулируем цель: мы научимся переводить предложения в прошедшем времени. Потом я уточняю: к концу урока вы сможете перевести 10 предложений в прошедшем времени. Чем конкретнее, тем лучше.

-3

Также мне нравится приём "до и после", когда в начале урока я прошу учащихся рассказать о чём-нибудь, и они не могут этого сделать хорошо, так как не помнят или не знают нужную лексику и просто не знают, о чём говорить по данной теме. Цель напрашивается сама собой: научиться полно и развёрнуто высказываться по теме.

Проработав эту тему на уроке, в конце урока мы проделываем то же самое задание и видим очевидную разницу. Это значит, что цель достигнута.

Целеполагание как мотивация

Чтобы учащиеся присвоили себе цель урока, необязательно её загадывать как загадку, пытаясь их увлечь и заинтересовать, чтобы как-то замотивировать. Достаточно доходчиво объяснить им логику урока, и что они могут/должны получить в результате, какой конкретный продукт/результат. Именно этот результат, который и выражается целью, может служить хорошей мотивацией на работу. Тем более, если им придётся сдать его в конце урока.

-4

Например, мотивирующая цель в начальной школе может быть следующая: к концу урока вы сможете написать текст из 4-5 предложений или рассказать о своём питомце (настоящем или воображаемом).

В основной школе: вы сможете сформулировать минимум три полезных умения, которые формируются видео играми.

В старшей школе: вы сможете обосновать выбор своей будущей профессии, используя новую лексику и материалы урока.

Если ученик каждый урок видит конкретный результат своей учебной деятельности, это будет для него лучшей мотивацией.

-5

Целеполагание формирует осознанность

Целеполагание - очень важный этап, его нельзя пропускать, так как он формирует осознанность, чего так не хватает нашим детям, и помогает им настроиться на работу.

Чем старше дети, тем быстрее они схватывают этот момент, так как они более осознанные. Им не нужно разжёвывать и долго объяснять.

Я кратко рассказываю, чем они будут заниматься поэтапно. Какова тема и цель урока, что они будут делать для достижения этой цели. Немного объясняю логику урока и мои ожидания. Например, - «Сегодня мы продолжим говорить о проблемах, связанных с компьютерами. Поработаем с лексикой, выполняя разные упражнения. Во время последних 10 минут урока вы будете писать небольшой обобщающий текст по этой теме, поэтому фиксируйте нужные вам новые слова и выражения, те, которые вы хотели бы употребить в своём ответе». 

-6

Учащиеся должны знать, чем конкретно они будут заниматься весь урок, настроиться на эту работу, быть готовыми выполнить итоговое задание в конце урока.

Если выполнить итоговое задание у кого-то не получается, то они смогут сами определить причину: не слушал, отвлекался, не успел, так как слишком маленький словарный запас и т.д.. Исходя из озвученной проблемы учитель может дать рекомендации: например, ещё раз проработать этот же материал дома, дописать текст дома.

-7

А вот для младших школьников возможно нужно записать цель на доске и время от времени напоминать, к чему мы стремимся, для чего делаем упражнения, чему в этом упражнении они должны научиться. Если обозначить цель только в начале урока, они её быстро забудут. А если вспоминать о ней после каждого этапа, то их осознанность будет расти.

Она будет формироваться, если ребята будут понимать логику урока, зачем они делают каждое упражнение, какой результат они должны получить, чему они должны научиться на уроке.

-8

В конце урока нужно обязательно вернуться к записанной цели и обсудить результат, получилось у них её достичь или нет, и почему?

Коллеги, а как вы относитесь к целеполаганию на уроке?