Вопрос о том, находились ли в лагпунктах на Строительстве 501/503 заключенные с другим, не советским гражданством, на самом деле не так прост, как может показаться на первый взгляд. Проблема пребывания в колоннах Трансарктической железной дороги военнопленных и интернированных лиц – это предмет научной дискуссии, который еще предстоит решить будущим исследователям.
Лагерь и немцы
В 1965 году в Федеративной республике Германия, в Мюнхене вышла в свет книга Курта Бэренса «Немцы в штрафных лагерях и тюрьмах Советского Союза». Разумеется, издана она была на немецком языке и в оригинале пишется как Kurt Bahrens, «Deutsche in Straflagern und Gefangnissen der Sowjetunion». Книга составлена на основе воспоминаний репатриантов, то есть вернувшихся к себе на родину, в Германию.
Одна из глав книги Курта Бэрнеса посвящена истории и условиям создания заключенными железнодорожной магистрали между Обью и Енисеем. Приводим свидетельства анонимного источника, бывшей заключенной Северного управления лагерей железнодорожного строительства: «Я появилась в марте 1949 года в Лабытнангах на Оби, на конечной станции железнодорожной линии через Урал. Мы были погружены на корабль и ехали полтора дня вверх против течения Оби, а затем были высажены на восточном берегу. После полуторадневного пешего марша через густой лес мы достигли пункта назначения. Здесь начинался железнодорожный путь в направлении реки Енисей.
Строительный проект носил обозначение «Стройка 501». Разные колонны, с которыми мне пришлось познакомиться, следующие: колонна 501/8 - только женщины (слабые и больные); колонна 501/14 - только женщины; колонна 501/17 - только женщины (усиленный режим); колонна 501/18 - только мужчины; колонна 501/19 - только женщины (образцовое отделение - хорошее содержание); колонна 501/20 - только женщины; колонна 501/21 - только женщины; колонна 501/22 - не известно, наверное, только граждане СССР; колонна 501/23 - не известно, наверное, только граждане СССР.
Точное или приблизительное географическое положение различных лагпунктов я указать не могу. Определенно только то, что линия велась параллельно берегу Оби (Обской губы. — В. Г.), южнее его.
О 22-й и 23-й колонне рассказывали, что они были передовыми подразделениями, где существовали тяжелейшие условия работы. Каждый отдельный рабочий день засчитывался там заключенным за три дня. Продукты питания и оборудование в места с особо опасными условиями (например, в болотистую местность) доставляли самолетами.
Во время работы бывали многочисленные смертельные исходы и другие несчастья. Заключенным было сообщено, что тот из них, кто останется живым, достигнув конечной цели при строительстве дороги, будет освобожден, независимо от срока, к которому был приговорен.
Из-за акта саботажа среди рабочего состава 8-й колонны однажды сошел с рельс поезд. Несчастье повлекло девять смертельных случаев. Оба ответственных проходчика путей были приговорены к двадцати пяти годам лишения свободы.
Протяженность отдельных строительных участков от колонны к колонне составляла двенадцать километров. Численность заключенных в колоннах колебалась между цифрами 300 и 1000. После достижения готовности участка колонна сильно уменьшалась или переводилась в другое место. Сроки наказания колебались между пятью и двадцатью пятью годами. Политические заключенные и уголовники были перемешаны.
При серьезных заболеваниях заключенные вывозились обратно в Салехард. Жизнь заключенных не всегда бывала терпимой. Соответственно климатическим условиям выдавалась теплая одежда, а также каждое утро нам давали дозу спирта».
Репатриантка, чьи воспоминания вошли в изданную Куртом Бэренсом книгу кроме того, вспоминала, что «после готовности строительного участка все немецкие военнопленные были переведены в пределы Управления штрафных лагерей Усть-Вымь». О станции Лабытнанги в Ямало-Ненецком национальном округе (ныне Ямало-Ненецкий автономный округ) она сказала, что «здесь был конечный пункт магистрали Печора - Урал - Обь. Непосредственно на станции располагался лагерь, в который помещались привозимые заключённые. Ежедневно отсюда отправлялись в разных направлениях транспорты численностью от трехсот до шестисот заключенных». Свидетельница событий сообщала интервьюеру, что после четырехдневной стоянки в Лабытнанги они были на моторном судне перевезены в другой лагерь. Их было около трехсот женщин и пятнадцать мужчин.
Не только немцы
Эта же бывшая заключенная в книге Бэренса сообщала некоторые подробности о работе на трассе Салехард – Игарка. В её рассказе присутствуют некоторые интересные детали. Так, она упоминала о транспортировке заключённых на транспортных судах по реке Обь и производственном процессе обычной строительной колонны: «Сопровождающие техники и топографы определили окончание пути. Место высадки было восточнее и западнее Оби обрамлено густым лесом.
Прибыв в пункт назначения, мужчины с транспорта для заключенных должны были прежде всего построить жилища для женщин. Через четыре дня появились первые шесть грузовиков, и только тогда началась основная стройка.
Задание состояло в том, чтобы построить дорогу на шесть километров в каждом из обоих направлений от лагпункта. Как только была определена расстановка заключенных по видам и направлениям работ, на трассу ушли первые группы строителей, это были преимущественно физические сильные, здоровые мужчины, которые начали продвижение вперед – формируя железнодорожную насыпь».
Репатриантка далее сообщила, что на линии к Енисею работало в общей сложности 23 колонны, среди которых двадцать третья колонна непосредственно достигла этой реки. В марте 1953 года единственная немка из 19-й колонны была возвращена дорогой на Салехард. Путь затянулся почти на двенадцать дней. После этого она была помещена в течение четырех дней на салехардскую пересылку. С группой численностью от тридцати до сорока женщин и мужчин, она была с этого места переправлена на станцию Лабытнанги, которая находилась на западной стороне рекою Обь (Салехард находится на восточном берегу великой сибирской реки).
В книге Курта Бэренса указывается на то, что в одном из лагпунктов стройки (Новый Порт на полуострове Ямал) находились не только советские граждане, но и в небольшом количестве немецкие военнопленные. Кроме того, были также японцы (триста человек), трое американцев и шесть испанцев - бывших борцов за республиканскую Испанию, якобы «освобожденных» из гитлеровских концлагерей и перемещенных после войны в лагерь сталинский. Однако это вполне могли оказаться и пленные из добровольческой «Голубой дивизии», которая была сформирована в Испании из местных жителей, воевала на Ленинградском фронте и была сильно потрепана во время операций «Искра» и «Полярная звезда» в 1943 году, при прорыве блокады Лениграда.
По многочисленным свидетельствам заключённых в «зонах» лагерных пунктов встречались также чехи, поляки, финны, монголы, представители других национальностей. Однако определить по прошествии лет, были ли это иностранцы или советские граждане, плохо знавшие русский язык, сейчас уже не представляется возможным. Для выяснения этого вопроса необходим доступ к поименным спискам личного состава заключённых и их анкетам, где указана национальность и и гражданство.
Немцы же, по свидетельству Бэренса, присутствовали во многих местах «Строительства 501/503». Из того, что рассказали немецкие пленные (в основном это — интернированные и вывезенные из Восточной Пруссии немки), пожалуй, самыми интересными свидетельствами являются рассказы о строительстве железной дороги от Среднего Урала до Салехарда и о новопортовском лагере с его широко интернациональным составом заключенных. Если присутствие в послевоенный период в России пленных немцев нас удивлять не может, то японцы, испанцы и американцы в советском лагерном Заполярье - безусловно, нечто новое для нашего представления о «Строительстве 501/503».
Впрочем, вернемся к первоначальному утверждению о том, что тема иностранцев в Северном управлении лагерей железнодорожного строительства, которое обеспечивало возведение Трансарктической железной дороги еще ждет своего скрупулезного исследователя, у которого будет возможность ознакомиться не только с воспоминаниями бывших заключённых, но и с архивами, до сих пор хранящими немало тайн.