Фотограф поездов Алексей Уланов недавно запечатлел на камеру редкий момент: среди заснеженных лесов, по идеально прямой линии железной дороги между Петербургом и Москвой, мчится электровоз из прошлого – ВЛ82М.
«На Октябрьской железной дороге идёт обкатка восстановленного электровоза ВЛ82М и подготовка локомотивных бригад для работы на нём. Он получил ливрею поезда Деда Мороза. Электровоз ВЛ82М-069 на перегоне Большая Вишера - Малая Вишера, Новгородская область», – написал Уланов.
Фотография вызывает восхищение.
На фоне белоснежного пейзажа, среди уходящих вдаль рельсовых путей, внезапно возникает мощная машина, словно перенесённая сюда из прошлого. Облик локомотива подчёркивает его историческую значимость, а особая раскраска добавляет ему сказочности.
Такая редкая встреча с техникой былых времён в действии — настоящий подарок для любителей железнодорожной истории.
Больше красивых фото и новостей есть в нашем телеграм-канале, а это – телеграм-канал фотографа Алексея Уланова.
Что же это за локомотив и почему его появление на магистрали вызвало такой интерес?
ВЛ82 («Владимир Ленин», тип 82) — это уникальный советский электровоз. Его особенность в том, что он способен работать как на переменном токе 25 кВ 50 Гц, так и на постоянном токе 3 кВ. Это был первый в СССР электровоз двойного питания, разработанный специально для бесперебойного ведения поездов на участках с разной системой электроснабжения.
Созданный в 1966 году на базе уже существующих грузовых локомотивов ВЛ10 и ВЛ80, ВЛ82 стал настоящим техническим экспериментом. Фактически, первые два экземпляра, ВЛ82-001 и ВЛ82-002, представляли собой электровозы постоянного тока, но с возможностью работы под переменным током благодаря встроенным трансформаторно-выпрямительным устройствам. Эти локомотивы прошли испытания на Северо-Кавказской железной дороге, и вскоре Новочеркасский электровозостроительный завод построил ещё 22 машины.
Сначала ВЛ82 работали на Северной железной дороге, затем их передали на Южную, а позднее – в Минеральные Воды. Однако со временем они уступили место более современным моделям и в начале 2010-х годов были окончательно списаны. Один из электровозов, ВЛ82-016, был сохранён как музейный экспонат и сегодня стоит на станции Гниловская в Ростове-на-Дону.
Интересный факт: фотография именно этого локомотива попала на обложку альбома «Runaway Train» американской группы Soul Asylum. Хотя связь группы с советскими электровозами кажется неожиданной, это ещё раз подтверждает, что мощные и брутальные машины, будто вышедшие из другой эпохи, продолжают притягивать внимание.
Но ВЛ82 был лишь первой ступенью на пути развития. В 1972 году завод представил усовершенствованную версию – ВЛ82М.
Новый электровоз получил более мощные тяговые электродвигатели, переработанную конструкцию кузова, модернизированную электрическую схему и новые элементы управления. Отличить его от предшественника можно по изменённой лобовой части: вместо одиночных круглых фар появились двойные фонари с козырьками, похожие на те, что устанавливались на ВЛ80Т. Важно и то, что передаточное число было уменьшено, что повлияло на тяговые характеристики.
Всего с 1972 по 1979 год было выпущено 67 таких локомотивов. Они работали в разных уголках страны: в депо Купянск, Красноуфимск, Минеральные Воды, а также на Октябрьской железной дороге. ВЛ82М активно применяли на участке от Выборга до границы с Финляндией.
Со временем, по мере появления новых моделей, старые ВЛ82М постепенно уходили с главных магистралей. Однако их использование продолжалось, особенно там, где требовалась работа на участках с разными типами электрификации.
Один из таких электровозов, ВЛ82М-069, долгие годы работал на Октябрьской железной дороге.
Именно он недавно снова появился на магистрали, вызвав интерес как у железнодорожников, так и у любителей железнодорожной истории. Восстановленный локомотив теперь снова на ходу, он получил особую ливрею поезда Деда Мороза, и, возможно, нас ещё ждут новые интересные кадры с его участием.