Найти в Дзене

Готовимся к премьере «Твоего цвета»: Наоко Ямада — о Римской империи, цветах и сладостях

Оглавление

В качестве разогрева перед американской премьерой «Твоего цвета» наша любимая Наоко Ямада зашла на Reddit, чтобы ответить на вопросы пользователей в рамках формата AMA — Ask me anything («Спроси, что угодно»). Конечно, постановщице удалось охватить не все хлынувшие вопросы, но было и немало интересного: от любимых объектива и лакомств до цветочной культуры и мечты сделать stop motion. Подводку к интервью Ямада тоже подготовила — вероятно, тут замешан пиар GKIDS, — так что «Покеболу с предсказанием» оставалось только перевести Q&A. В России «Твой цвет» выйдет с 13 февраля.

Наоко Ямада
Наоко Ямада
Привет, Реддит! Меня зовут Наоко Ямада, я аниматор и режиссер.
Я работаю в анимации 20 лет, и режиссировала такие сериалы, как «Кэйон!» и «Магазинчик Тамако». Я также поставила много фильмов, включая «Форму голоса» и «Лиз и синяя птица».
В 2021 году я срежиссировала сериал «Повесть о доме Тайра» вместе со Science SARU. Мой предстоящий фильм «Твой цвет» также создан в сотрудничестве со Science SARU («Человек-дьявол: Плакса», «Скотт Пилигрим жмет на газ») по сценарию Рэйко Ёсиды («Вайолет Эвергарден», «На твоей волне»), с музыкой Кэнсукэ Усио («Дандадан», «Форма голоса»), а продюсером выступил Гэнки Кавамура («Твое имя», «Судзумэ»).
«Твой цвет» — оригинальная история, чья главная героиня — старшеклассница Тоцуко, обладающая способностью видеть «цвета» других людей. Среди её одноклассников самый прекрасный цвет излучает Кими. Хотя Тоцуко не умеет ни на чем играть, она создает группу вместе с Кими и Руи — тихим любителем музыки, с которым они знакомятся в магазине подержанных книг на окраине города. Во время репетиции в старой церкви на удаленном острове музыка объединяет ребят: между ними завязывается дружба и эмоциональная привязанность.
«Твой цвет»
«Твой цвет»

***

Вопрос №1:

Здравствуйте, Наоко Ямада,

Я фотограф и хотел бы узнать, какие камеру и объектив вы используете при поиске локаций? В вашем недавнем документальном фильме из Чехии я заметил, что у вас была камера Canon и объектив 45-мм. Что вас привлекло именно в этом фокусном расстоянии? Мне очень нравится малая глубина резкости в ваших работах!

Также хотел бы спросить, как вам Лос-Анджелес? Насколько я понимаю, это ваш первый визит в США или, по крайней мере, первый за долгое время? Как ЛА ощущается в сравнении с другими местами, которые вы посещали недавно? Есть ли какое-то место в США, куда бы вам хотелось съездить?

Наконец, что является вашей Римской империей?

Спасибо, что вы сегодня с нами! Я очень рад возможности задать вопросы любимой постановщице. Я посмотрел «Твой цвет» [на фестивалях] Анси и AIFF, а «Лиз и синюю птицу» на премьере на Anime Expo. Всегда с нетерпением жду ваших новых работ! :)

Ответ:

При поиске локаций я всегда задумываюсь, какой объектив использовать. На самом деле строгих правил нет. Я снимаю на Nikon D60 или D5600, а также Sony RX1. В документальном фильме, думаю, вы видели объектив 80-мм. Обычно же я беру телеобъектив или среднефокусный телеобъектив.

Мне очень нравится Лос-Анджелес. Здесь огромное голубое и красивое небо. Я бывала в ЛА дважды, но это мой первый визит по работе. У меня только что был созвон со студией LAIKA, поэтому теперь мне хочется посетить Портленд, штат Орегон. К тому же, мне очень нравится фильм «Балбесы» (1985), а его, кажется, тоже там снимали.

Я ненавижу высоту, так что полеты для меня — настоящее испытание. Однако из-за этого я начала интересоваться самолетами и, кажется, стала немного отаку в этой теме. Теперь мне любопытно, какая у самолета марка, модель и планировка.

Наоко Ямада
Наоко Ямада

Вопрос №2:

Добрый день, госпожа Ямада. Премьера «Твоего цвета» уже состоялась в Японии, Европе, а совсем недавно — и в США. Мне любопытно, замечали ли вы какие-то неожиданные/забавные различия в восприятии фильма, реакции зрителей в этих трех регионах? Еще — как давний преданный поклонник — хочу сказать, насколько прекрасным и трогательным мне показался этот фильм, и поблагодарить вас за то, что продолжаете создавать анимацию. Я всегда буду вас поддерживать!

Ответ:

В Японии кинотеатральная аудитория обычно довольно тихая. Люди стараются быстро съесть попкорн, чтобы не издавать звуков во время сеанса.

За рубежом зрители, кажется, более живые, они действительно наслаждаются фильмом. Если им что-то кажется смешным, они громко смеются, а если что-то нравится — аплодируют. Мне очень нравится смотреть фильмы с иностранной аудиторией.

«Твой цвет»
«Твой цвет»

Вопрос №3:

Ямада-сэнсэй, последние проекты, такие, как «Повесть о доме Тайра» и «Твой цвет», вы решили делать со студией Science Saru. Учитывая, как вы востребованы, что именно привлекает вас в этой студии? Вам нравится работать с госпожой Чхве Ынъён? Какова ваша рабочая динамика?

Как большая поклонница режиссеров кукольной анимации, вроде Яна Шванкмайера и Уэса Андерсона, не задумывались ли вы о том, чтобы попробовать stop motion в будущем?

Ответ:

Потому что Бансё-сан* здесь (мой продюсер в Science SARU, сидит рядом, лол). В студии много сотрудников из разных стран, а проекты действительно ориентированы на международную аудиторию. Мне нравится, как тут выбирают проекты, и что в коллективе царит атмосфера подлинного любопытства. Это студия, которая стремится к новым вызовам.

Ынъён-сан — тоже создательница, поэтому она действительно понимает, как работать с другими креативными людьми. Общение с ней стимулирует мое творчество. У нее замечательный вкус на талантливых художников, интересные проекты и искусство. Нам всегда интересно общаться друг с другом на эти темы. Её продюсерские таланты выражаются в том, что она умеет хорошо управлять студией с деловой точки зрения, но при этом не забывает о желании что-то создавать.

Да, я бы действительно хотела попробовать себя в кукольной анимации. В старшей школе у меня была камера, и я создала короткометражный фильм благодаря приемам стоп-моушн. С этой техникой во многом связано мое увлечение анимацией.

*Bansho-san — не удалось понять, о ком идет речь.

«Повесть о доме Тайра»
«Повесть о доме Тайра»

Вопрос №4:

Здравствуйте, Ямада-сан, вы мой любимый режиссер аниме, спасибо, что делитесь с нами своими историями!

Во многих сценах из ваших работ фигурируют цветы. Они всегда выглядят красиво и выполняют некую сюжетную роль. Они так органично вписываются в ваш стиль, что, увидев эпизод «Вайолет Эвергарден», где обмен цветами позволяет выразить невысказанные чувства, я сразу понял, что его срежиссировали вы!

Работать над каким эпизодом с цветами вам понравилось больше всего? И какой ваш любимый цветок? Вы выращиваете цветы или составляете цветочные композиции?

Ответ:

В своих работах я использую японский язык цветов (ханакотоба). Они наделены различными значениями, но это нормально, если вы этого не знаете, смотря аниме. Когда я начинаю говорить о цветах, это может занять целую вечность… короче говоря, «много букав»* (мой переводчик научил меня этому вчера :) ), это про естественную, не рукотворную красоту. Думаю, они прекрасны как форма жизни.

Мне очень нравятся пионы, они часто встречаются в старом европейском искусстве. Я часто хочу использовать их в работе, но их довольно трудно рисовать.

Обычно я покупаю цветы в специальном магазине. Хотя у меня есть бонсай из баньяна — за ним очень легко ухаживать: сколько бы я его ни игнорировала, он не погибает.

*В оригинале используется аббревиатура TLDR — too long; didn't read («слишком длинно; не стал/а читать»).

«Вайолет Эвергарден»
«Вайолет Эвергарден»

Вопрос №5:

Здравствуйте, Ямада-сан!

15 лет назад, на сериале «Кэйон!» вы первый раз выступили (главной) постановщицей. Теперь, в «Твоем цвете», вы снова обращаетесь к истории случайной возникшей музыкальной группы, но уже глазами более опытной и уверенной Ямады.

Глядя на этот путь, мне бы хотелось спросить: как изменились ваши творческие цели и видение с тех пор? Какой совет вы бы дали молодой Ямаде?

Ответ:

Не думаю, что мое видение сильно изменилось. Я пытаюсь вспомнить себя 15 лет назад. Я была более бесстрашной. У меня был дух человека, который не боится провала. Сейчас неудача немного пугает. Но мои намерения не изменилась. Я всегда стремлюсь относиться к фильмам с любовью, беречь их и уважать.

Мой совет себе 15 лет назад — просто иди, куда хочешь!

«Кэйон!»
«Кэйон!»

Вопрос №6:

Здравствуйте, госпожа Ямада! Хочу присоединиться ко всем словам благодарности, которые уже были сказаны, и сообщить, что я ОГРОМНЫЙ поклонник вашего творчества и визуального подхода к повествованию. «Лиз и синяя птица» — один из моих самых любимых фильмов, и будет не преувеличением сказать, что просмотр ваших работ изменил мой подход к восприятию/критическому осмыслению визуальных медиа.

Мой вопрос: как изменяется ваш творческий подход к режиссуре, когда вы работаете над фильмом, если сравнивать с постановкой эпизодов? Вы замечали, что предпочитаете один тип режиссуры или проектов другому?

Спасибо еще раз, что отвечаете на вопросы! Я с нетерпением жду «Твой цвет» и все ваши будущие работы!

Ответ:

Мой подход целиком отличается.

Когда я работаю над фильмом, то думаю: «Ок, это фильм». В случае сериала я думаю о том, что люди смотрят его дома, обычно — по частям. В отличие от кинотеатра, где ты смотришь всё и сразу.

В сериалах больше веселья, и мы стараемся сделать так, чтобы он оставался увлекательным на протяжении всех эпизодов, так как хотим удержать внимание зрителей в более коротком формате.

В случае с фильмом, оказавшись в кинотеатре, ты смотришь его до конца, и работа со временем здесь совсем иная.

«Форма голоса»
«Форма голоса»

Вопрос №7:

Здравствуйте, Ямада-сан!

Прежде всего хочу сказать, что я очень люблю ваше творчество, а «Кэйон!» — мое любимое аниме! Не могу дождаться, когда увижу ваш новый фильм!!

У меня есть вопрос, как увеличить скорость рисования. Работая с анимацией или раскадровками, вы делаете много рисунков за короткое время. Сейчас это моя основная трудность, поэтому мне интересно, есть ли у вас советы, как научиться рисовать быстрее?

Кроме того, когда вы работаете над раскадровкой, откуда вы черпаете идеи для кадров (угол камеры, зум…)? Вы полагаетесь только на воображение и эксперименты, или черпаете вдохновение в других аниме или фильмах?

Ответ:

Я действительно хочу, чтобы всё было «моим». Когда я решаю, как подойти к сцене, то опираюсь на фотографии, которые сделала сама.

Когда я занимаюсь раскадровкой, то представляю себя с камерой, будто снимаю игровое кино, а персонажи — настоящие актеры.

То, что мне нравится, отличается от того, что я создаю, поэтому я редко черпаю вдохновение в других аниме.

«Сад воспоминаний»
«Сад воспоминаний»

Вопрос №8:

Здравствуйте, Наоко Ямада!

Просто хочу сказать, что «Форма голоса» и «Лиз и синяя птица» — одни из моих самых любимых фильмов! То, как вы передаете эмоции и отношения в своих работах, по-настоящему вдохновляет.

Интересно узнать, как человеку, который вкладывает столько тепла в проекты, какие романтические аниме вам нравятся?

Ответ:

У меня не так много времени, поэтому я не успеваю много смотреть. Из того, что я смотрела раньше, так трудно выбрать! Мне действительно очень нравится «Девочка, покорившая время» — у режиссера Хосоды замечательный подход.

«Форма голоса»
«Форма голоса»

Вопрос №9:

Здравствуйте, Наоко Ямада,

Хочу начать с того, что я очень люблю ваше творчество, особенно «Форму голоса», изменившая мое восприятие фильмов: какими они могут быть — и что изображать. Мне было 14 лет, когда я впервые его посмотрел, и он по-прежнему резонирует со мной сегодня.

У меня есть несколько вопросов:

«Что вы смотрели, когда росли, что вдохновило вас стать режиссером?»

«Многие ваши работы связаны с темой музыки. Что в музыке и звуке в целом привлекает вас, побуждая их исследовать?»

И наконец:

«Вы пробовали все десерты, которые появляются в «Кэйон!»? Они такие же вкусные, как выглядят?»

Ответ:

Конечно, они такие же вкусные! Это аниме больше о поедании десертов, чем о музыкальной группе.:)

[Смотрит на коллекцию десертов из «Кэйона!»] Это навевает столько воспоминаний! Многие из этих десертов я действительно хотела попробовать.

Когда я хожу в кафе/пекарню, то люблю заказывать шокупан (японский молочный хлеб). Я ем его просто так, без всего, но, если жарю из него тосты, то добавляю масло.

«Кэйон!»
«Кэйон!»

Вопрос №10:

Привеееет! Очень необычно видеть такого важного человека на Reddit, вот мои вопросы:

  1. Назовите пять ваших любимых проектов?
  2. Какая музыка вам нравится?

Ответ:

«Дораэмон», это более старое аниме, но также «Волшебный ангел Крими Мами», «Акира», «Однажды в Токио» и фильмы Хаяо Миядзаки.

Что касается музыки: мне нравится электроника, например, Blonde Redhead и исполнители с лейбла 4AD.

Наоко Ямада
Наоко Ямада

Вопрос №11:

Здравствуйте! Какая сцена из любого мультфильма, над которым вы работали, больше всего с вами срезонировала? Какие мысли были у вас при её создании? Спасибо! С нетерпением жду ваш новый фильм и будущие работы!

Ответ:

В моей памяти осталось много моментов из «Лиз и синей птице», где показаны эмоции, которые героини испытывают друг к другу. Они завидуют тому, что каждая видит в другой, но не в себе. Эти эмоции так легко понять.

«Лиз и синя птица»
«Лиз и синя птица»

Вопрос № 12:

Здравствуйте, прежде всего благодарю за все ваши работы, вы невероятны. Мне бы хотелось узнать, что вы думаете о женской дружбе, поскольку она так часто фигурирует в ваших работах?

Ответ:

Поскольку я сама женщина, мне кажется, что я действительно понимаю женскую дружбу. Это жизненный опыт.

«Кэйон!»
«Кэйон!»

Вопрос № 13:

Здравствуйте, Наоко Ямада, как музыкант, я заметил, что анимация инструментов довольно сложна, поскольку нужно изобразить много неуловимых движений, и мне интересно, какой инструмент труднее всего анимировать?

Ответ:

Есть ли инструменты, легкие в анимации? Может быть, блокфлейта… Даже для самых простых инструментов важен силуэт.

Как аниматору мне нравится изображать людей, играющих на инструментах… возможно, потому, что мне самой нравится выступать.

«Лиз и синя птица»
«Лиз и синя птица»

Вопрос № 14:

Здравствуйте, Режиссер!

Какие элементы вы стараетесь включать в свои работы, а зрители могут этого не заметить?

Ответ:

Обычно я стараюсь вставлять отсылки к известным/великим/знаменитым людям в каждую работу. Интересно, заметите ли вы что-то, если пересмотрите их ;)

«Форма голоса»
«Форма голоса»

Вопрос № 15:

Мне очень нравится палитра во всех ваших аниме. Цвета одновременно светлые и уютные. Мне любопытно, какой ваш любимый цвет?

Ответ:

Лимонный желтый!

«Твой цвет»
«Твой цвет»