Великая Отечественная война навечно останется одной из самых трагичных глав в истории нашего государства. Тяжелейшим испытанием стала блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней. Однако даже в эти тяжёлые времена находились люди, чья вера в Победу и стремление к ней не угасали ни на минуту. 7 февраля 1943 года начался новый этап сопротивления — в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли.
Дорога Победы
Строительство железной дороги на южном побережье Ладожского озера после прорыва блокады Ленинграда потребовало колоссальных усилий со стороны тысяч людей. Несмотря на суровые условия и частые обстрелы противника, они работали без устали, проявляя удивительное мужество и стойкость. Всего за 20 дней им удалось проложить железнодорожный путь длиной 33 километра, который вскоре получил название «Дорога Победы». По трассе поставляли необходимые продукты и материалы, столь важные для выживания ленинградцев.
Первый поезд
7 февраля 1943 года под торжественные звуки оркестра к Финляндскому вокзалу медленно приближался первый поезд с Большой земли. Паровоз Эу 708-64 из депо Волховстрой вели опытные железнодорожники: машинист Иван Пироженко, помощник машиниста Виктор Дятлев и кочегар Иван Антонов. Главным кондуктором состава был Ф. И. Кудряшов.
За свой героический труд бригада паровоза Эу708-64, а также большая группа работников депо Волховстрой были поощрены. Эти награды стали заслуженным признанием их вклада в общее дело спасения Ленинграда и всей страны.
Первый поезд доставил в Ленинград 800 тонн продовольствия — жизненно важного груза, которого так ждали жители осаждённого города. С этого момента были налажены регулярные поставки продуктов питания и других необходимых товаров в Ленинград. Каждый новый рейс приносил с собой не просто еду и медикаменты, но и надежду на то, что борьба за выживание скоро закончится. Сейчас паровоз Эу708-64 установлен как памятник на станции Волховстрой.
В тот же день, 7 февраля 1943 года, из Ленинграда был отправлен первый поезд в обратном направлении. Управляла им опытная бригада депо Ленинград-Сортировочный-Московский: П. А. Федоров, А. А. Петров и И. Д. Волков. Паровоз Эм 721-83 благополучно преодолел Дорогу Победы и доставил ценный груз точно в пункт назначения. Сейчас этот паровоз занимает почётное место на вечной стоянке на станции Петрокрепость.
Прибытие первого поезда с Большой земли стало важным шагом на пути к освобождению Ленинграда.
Окончание блокады
27 января 1944 года вошло в историю как день полного снятия блокады Ленинграда. В 20:00 небо над Ленинградом озарилось вспышками праздничного салюта — прогремело 24 залпа из 324 орудий, возвестивших о Победе.
Сегодня у нас есть возможность отдать дань уважения тем, кто сражался за жизнь и свободу нашего народа. В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге особое внимание уделено теме войны и блокады. Здесь представлены экспонаты, рассказывающие о Дороге Победы и первом поезде, прибывшем в Ленинград с Большой земли. Приходите в музей, чтобы прикоснуться к живой истории, познакомиться с легендарными локомотивами и архивными материалами.
Информация о музее, графике работы, билетах и льготах представлена на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы. Читайте в прошлой статье: «Освобождение Ленинграда: роль железных дорог в поддержке осаждённого города».
Фотографии из архива, панорамные экскурсии, новости музея, информацию об экспонатах и трёхмерные модели можно найти в приложении: