Найти в Дзене
Navygaming Channel

Корабль конвоя обязан свой транспорт домой довести... /4/ Пятый из «британского алфавита» типа "А"

Продолжаем знакомство с процессом проектирования и строительства британских эсминцев типа "А" ("Акаста"), а также с особенностями их конструкции. Статьи по данным темам - на канале. Здесь рассматриваем боевую судьбу отдельных (всех), а не только известных представителей этой серии британских эсминцев. Знакомимся со всеми кораблями серии, ранее уже были "Кодрингтон", "Ахерон", "Актив", "Антони", сейчас представляем эсминец "Антилопа".

Прежде чем перейти к боевому пути следующего корабля – эскадренного миноносца «Антилопа» (пятый корабль типа "Акаста"), отметим, что в некоторых операциях он действовал вместе со своими систершипами, соответственно мы постараемся не повторять эти моменты (о них вы можете узнать прочитав другие статьи данной серии).

Эсминец «Антилопа» на испытаниях
Эсминец «Антилопа» на испытаниях

Довоенная служба эсминца «Антилопа» (H36 "Antelope"), как и его «систершипов», не была слишком напряженной: периоды боевой службы чередовались с небольшими ремонтами и модернизациями. До 1937 года эсминец находился на Средиземном море, а затем был возвращён в воды Британии. Здесь он успел побывать учебным кораблем при минной школе, участвовал в патрулировании Дуврского пролива, контролируя возвращение в Германию броненосного корабля «Дойчланд», будучи в составе Резервного флота, принял участие в королевском смотре.

К началу войны эсминец присоединился к 18-флотилии эсминцев «Сил Канала» и выполнял обязанности по патрулированию и сопровождению конвоев и кораблей до апреля 1940 года. На этот период приходится его первая победа – 5 февраля 1940 года эсминец «Антилопа» потопил немецкую подводную лодку U-41 (тип IX) на юго-западных подходах, южнее Ирландии. Эта лодка (водоизмещение 939/1032 / 1152 т, 18,2/7,7 узл., 1х1-105-мм/45, 1х1-37-мм/83, 1х1-20-мм/65, 6-553-мм ТА, 22 торпеды) относилась ко 2-й флотилии подводных лодок Кригсмарине и уже имела опытный экипаж. К моменту гибели немецкая субмарина совершила три боевых похода, в которых потопила (5) и захватила (2) семь (24987 т) и повредила одно судно (8096 т). Однако экипаж «Антилопы» смог её обнаружить и уничтожить глубинными бомбами, весь экипаж подводной лодки погиб (49 человек).

Для справки: два захваченных U41 финских судна "Вега" и "Суоми Пойка" были доставлены призовыми командами в германский порт, в дальнейшем они были отпущены (как говорят).

Пробоина в палубе французского крейсера «Эмиль Бертен» после попадания немецкой бомбы
Пробоина в палубе французского крейсера «Эмиль Бертен» после попадания немецкой бомбы

Вскоре «Антилопа» приняла участие в Норвежской кампании, наиболее ярким моментом для её экипажа стало сопровождение французского крейсера «Эмиль Бертен», повреждённого немецкой авиацией. Эсминец шёл в составе конвоя FP-1, перевозившего войска из Бреста в Намсус (Норвегия). 19 апреля 1940 года легкий крейсер «Эмиль Бертен» из состава конвоя был атакован одиночным бомбардировщиком Ю-88 и получил прямое попадание 500-кг бомбы в кормовую надстройку. Крейсер избежал серьёзных повреждений, но под конвоем «Антилопы» был отправлен обратно.

Однако после Норвежской кампании эсминец «Антилопа» всё же и сам побывал в ремонте, но виной стало не воздействие противника, а столкновение с эсминцем «Электра» у Тронхейма.

В конце августа 1940 года эсминцу выпал случай совершить дальний поход к африканским берегам, его включили в состав сопровождения конвоя сил, выделенных для осуществления операции «MENACE» («Угроза») – захват Дакара. Однако дойти до Дакара эсминцу не удалось, 1 сентября 1940 года лёгкий крейсер «Фиджи» из состава конвоя был торпедирован, и эсминец «Антилопа» вновь выполнил роль «сопровождающего», доведя крейсер обратно в Клайд.

Эсминец «Антилопа» (1936 год) - пятый корабль типа «Акаста»
Эсминец «Антилопа» (1936 год) - пятый корабль типа «Акаста»

С осени 1940 года до весны 1941 года эсминец «Антилопа» действовал в составе патрульных сил у побережья Ирландии. И здесь он записал на свой счет ещё одну победу, потопив 2 ноября 1940 года немецкую подводную лодку U-31 (VII-A) из состава 2-й флотилии ПЛ Кригсмарине. Это была достаточно известная подводная лодка, за семь боевых походов потопившая 13 и повредившая одно судно. Причём эта субмарина считалась первой немецкой подводной лодкой, успешно атаковавшей конвой союзников (ОВ-4). Но глубинные бомбы «Антилопы» завершили карьеру этой подводной лодки, при этом её экипаж был спасен почти в полном составе (погибло 2 человека, 44 были спасены).

Наиболее известной операцией, в которой удалось принять участие эскадренному миноносцу «Антилопа», стала операция по поиску и уничтожению немецкого линкора «Бисмарк». О действиях группы эсминцев из состава эскадры вице-адмирала Холланда мы уже рассказывали ранее (см. статью по эсминцу "Антони"). Так что сейчас отметим только то, что вернулся в базу «Антилопа», сопровождая авианосец «Викториес». После возвращения эсминец успел поучаствовать вместе со своими систершипами и в рейде на Шпицберген, и совершить переход в Россию.

В эскорт авианосца «Викториес» после уничтожения «Бисмарка» был включен эсминец «Антилопа»
В эскорт авианосца «Викториес» после уничтожения «Бисмарка» был включен эсминец «Антилопа»

В декабре 1941 года эсминец «Антилопа» прошёл очередное переоборудование и в январе 1942 года присоединился к 23-й группе сопровождения, в составе которой действовал до апреля. Отметим, что в ходе небольших модернизаций, которые на эсминце были проведены в течение 1941 года, его оборудовали так называемым - «10-бомбовым залпом», доведя количество бомбометов до четырёх, а бомбосбрасывателей до двух (запас бомб – 50-70); установили 20-мм эрликоны на крыльях мостика, установили РЛС обнаружения воздушных целей «291» на фок-мачте.

Эсминец «Антилопа» с радаром и РБУ в 1942 году
Эсминец «Антилопа» с радаром и РБУ в 1942 году

В таком "усиленном" варианте эсминец в апреле 1942 года был переведён в Гибралтар (в составе конвоя WS17) где вошёл в состав 18-й флотилии эсминцев. Прибытие эсминца на Средиземное море совпало с активными боевыми действиями британского флота с итальянским флотом и немецкими Люфтваффе. Особым объектом для атак противника в этот период стала база британцев на Мальте.

Для усиления ПВО острова было решено перебросить на него новые истребители, а так как их радиуса действия не хватало, то было принято решение использовать авианосцы, причём не только британские, но и союзников. Для этой цели у США «арендовали» на время авианосец СV-7 «Уосп», который доставил из Глазго 47 истребителей типа «Спитфайр» и под охраной линейного крейсера «Ринаун» и шести эсминцев направился в Средиземное море.

Американский авианосец «Уосп» в Скапа-Флоу готовится к броску на Мальту
Американский авианосец «Уосп» в Скапа-Флоу готовится к броску на Мальту

Корабли шли с таким расчётом, чтобы ночью 18 апреля 1942 года пройти мыс Эспартель, а в 2 часа 19 апреля пройти траверз мыса Европа и тем самым избежать внимания самолётов-разведчиков противника. Взлет самолётов предполагалось произвести примерно в 50 милях к северу от Алжира. В 4 часа утра 20 апреля с «Уоспа» начали взлетать самолёты, и к 05:01 все самолёты уже были в воздухе. Как только все самолёты взлетели, соединение легло на обратный курс, а в 11:47. получили донесение о благополучной посадке всех «спитфайров» на аэродром Мальты. Подобную операцию повторили в мае и в июле 1942 года, на этот раз вместе с «Уоспом» действовал британский авианосец «Игл».

В эскорте этих соединений и действовал эсминец «Антилопа», к счастью, операция была проведена достаточно оперативно и скрытно, чего не скажешь о следующей операции - «Гарпун».

Для поддержки Мальты требовались не только самолёты, поэтому в июне 1942 года на Мальту из Гибралтара был направлен крупный конвой (операция «Гарпун»). Дальнее прикрытие конвоя обеспечивало Соединение «W»: линкор «Малайя», два авианосца («Аргус», «Игл»), три крейсера и восемь эсминцев. Как раз среди этих восьми эсминцев и находился «Антилопа». Но провести конвой на Мальту без потерь не удалось, из шести транспортов до Мальты дошло только два. Эсминец «Антилопа» также не дошёл до острова, и опять не по своей воле. 15 июня 1942 года лёгкий крейсер «Ливерпуль» из соединения прикрытия был торпедирован, и эсминец «Антилопа» был вынужден буксировать его на запад к Гибралтару под прикрытием эсминца «Вестгот». В ходе отхода немецкая и итальянская авиация предприняли несколько атак на повреждённый крейсер и его эскорт, которые были отбиты огнём всех трёх кораблей. В полдень 15 июня подошёл буксир из Гибралтара, который взял буксировку на себя, высвободив «Антилопу» для боевых задач по прикрытию конвоя. В итоге 17 июня это соединение благополучно дошло до Гибралтара.

Легкий крейсер «Ливерпуль»  "помешал" «Антилопе» с «Гарпуном» "дойти" до Мальты
Легкий крейсер «Ливерпуль» "помешал" «Антилопе» с «Гарпуном» "дойти" до Мальты

Операция «Пьедестал» стала ещё одной попыткой доставить снаряжение и топливо на Мальту, и в ней также принял участие эсминец «Антилопа». Как и в операции «Гарпун», «Антилопа» была в составе 12 эсминцев, вошедших в Соединение «W», в состав которого, не считая эсминцев, на этот раз входило два линкора («Родней», «Нельсон»), три авианосца («Игл», «Индомитебл», «Викториес») и три крейсера. Подробностей действий эсминца «Антилопа» в ходе этой операции нам не удалось найти, но надо сказать, что работу эсминцев соединения «W» вряд ли можно признать эффективной: авианосец «Игл» 11 августа 1942 года был потоплен подводной лодкой, а авианосец «Индомитебл» 12 августа получил такие повреждения от вражеской авиации, что не мог обеспечивать прикрытие конвоя. Все-таки часть кораблей и судов конвоя дошли до Мальты, а соединение «W», и «Антилопа» в том числе, вернулось в Гибралтар без новых потерь.

Британские авианосцы в ходе операции «Пьедестал»
Британские авианосцы в ходе операции «Пьедестал»

В последующем эскадренный миноносец «Антилопа» продолжил выполнение функций по патрулированию Атлантики и сопровождению конвоев в районе Фритауна.

Операция союзников по высадке в Северной Африке (операция «Торч») потребовала концентрации всех сил, и эсминец был привлечён для выполнения задач по сопровождению конвоев и обеспечению высадки (участвовал в одной из колонн – KMF1A), после чего вернулся в Гибралтар.

Базируясь на Гибралтар, эсминец «Антилопа» практически весь 1943 год провёл в патрулировании и сопровождении конвоев. В этот период он записал на свой счет ещё одну уничтоженную подводную лодку, на этот раз итальянскую. 19 января 1943 года при патрулировании у побережья Алжира «Антилопа» обнаружила подводную лодку «Тритон» (тип «Флутто», 1 серия). В ходе преследования при взаимодействии с канадским корветом «Порт-Артур» огнём артиллерии и глубинными бомбами субмарина была уничтожена (водоизмещение 734/891/1 051 т, 16/8 узл., 1х1-100-мм/47, 2х1-20-мм/70, 6-553-мм ТА, 12 торпед).

Подводная лодка типа «Флутто» - именно такой была уничтоженная «Антилопой» итальянская ПЛ
«Тритон
Подводная лодка типа «Флутто» - именно такой была уничтоженная «Антилопой» итальянская ПЛ «Тритон

В феврале эсминец использовался для противолодочного патрулирования в западном Средиземноморье, в апреле участвовал в операции по перехвату в районе мыса Бон судов противника, эвакуирующих вражеские войска из Африки (операция «Ретрибьюшн»). Лето «Антилопа» провела в Атлантике, сопровождая конвой во Фритаун, но к июлю 1943 года вновь была вызвана в Средиземное море для участия в новой десантной операции союзников – операции по высадке в Сицилии (операция «Хаски»).

Но в этот период, когда казалось, что обеспечено полное господство союзников на средиземноморском ТВД, не обошлось без потерь. 6 сентября в 40 милях от Гибралтара немецкая подводная лодка U-617 потопила эсминец «Пакеридж» (эскортный миноносец типа «Хант»). 129 человек экипажа (из 146 штатных) были спасены испанскими рыбаками. Эсминец «Антилопа» участвовал в поиске немецкой субмарины, но безрезультатно, она была обнаружена и уничтожена буквально через 6 суток другими британскими кораблями. Данный случай говорил о том, что подводная опасность не миновала.

Гибель немецкой ПЛ U-617, которую упустил эсминец «Антилопа»
Гибель немецкой ПЛ U-617, которую упустил эсминец «Антилопа»

Корабль продолжил свою службу в районе Гибралтара до июня 1944 года, когда был отправлен в Великобританию на ремонт. Однако недостаток ресурсов и ремонтных возможностей доков не позволил начать ремонт, и корабль вывели в резерв. В этот период основные силы были направлены на обеспечение действий и ремонт более новых кораблей, и про старый эсминец на время «забыли». Так в резерве корабль и встретил окончание войны, чтобы в 1946 году быть отданным на слом.

Весь 1943 год эсминец «Антилопа» провел в патрулировании и сопровождении конвоев
Весь 1943 год эсминец «Антилопа» провел в патрулировании и сопровождении конвоев

Тихая и почетная отставка для уставшего ветерана и -конец службы.

Продолжение следует, ссылка будет здесь.

Источники: Friedman, N.British Destroyers. From Earliest Days to the Second World War/ Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 3. Действия в Атлантическом океане, Северном и Норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.6 (17) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с. ; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 2. Действия в Атлантическом океане, Северном и норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.2(13)/Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Кофман, В. Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха/В.Л.Кофман.- М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013 – 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Поуп, Д.Новогодний бой/Д.Поуп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 353 с.; Скофилд, Б. Полярные конвои /Б.Скофилд, Д.Поуп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 608 с.