Краткая информация
Советский танк Т-26 был создан на основе британского легкого танка Vickers Mk.E, известного как "Виккерс шеститонный". В СССР в начале 1930-х годов срочно требовались надежные танки, и зарубежные модели оказались подходящим решением.
Т-26 приняли на вооружение Красной армии 13 февраля 1931 года. Сначала на танк устанавливали 37-мм пушку и 7,62-мм пулемет, позже перешли к машинам с одной двухместной башней, что улучшило управление и эффективность. Основным вооружением стала 45-мм пушка 20К, которая превосходила аналоги по мощности.
Танк выпускали с 1931 по 1941 год, и он активно участвовал в боях с 1936 по 1945 год. Т-26 экспортировался в Испанию, Турцию и Китай. На его базе создавались различные модификации, включая самоходные орудия и огнеметные танки. В Финляндии Т-26 оставался на вооружении до 1961 года.
Основные и опытные модификации, а также машины на базе Т-26
Т-26 образца 1931 года
Первая серийная модификация танка. Т-26 образца 1931 года с пулеметным вооружением был легким двухбашенным танком. Он был принят на вооружение Красной Армии 13 февраля 1931 года. Танк оснащался двумя 7,62-мм пулеметами ДТ в отдельных башнях, что обеспечивало круговой обстрел. Его броня была противопульной, а максимальная скорость достигала 31 км/ч. Несмотря на ограниченную огневую мощь, Т-26 отличался простотой и надежностью, активно участвовал в боях до начала 1940-х годов и в советско-финской войне.
Т-26 образца 1932 года
Следующая модификация - Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулеметным вооружением, разработанной для усиления огневой мощи. Он оснащался двумя башнями: в правой башне размещалась 37-мм пушка "Гочкис" (Б-3), а в левой — 7,62-мм пулемет ДТ.
Т-26 образца 1933 года
Первая однобашенная машина семейства. Этот танк был создан с целью улучшения его боевых характеристик и устранения недостатков предыдущих моделей: усиленное бронирование, однобашенная конфигурация - одна башня с 45-мм пушкой 20К и 7,62-мм пулеметом ДТ, что улучшило управление огнем и упростило конструкцию, улучшенная трансмиссия и подвеска, а также упрощение технологического процесса для массового выпуска.
Производство Т-26 образца 1933 года началось в этом же году и продолжалось до конца десятилетия. Эта версия стала самой массовой и участвовала в различных боевых действиях.
Т-26 образца 1936 года (опытный образец)
Экспериментальная модификация танка Т-26. А эксперимент заключался в установке зенитной автоматической 37-мм пушкой конструкции Бориса Шпитального, установленной в башне. Эта версия была разработана для повышения противовоздушной обороны танковых частей.
37-мм автоматическая пушка, обеспечивающая возможность эффективного поражения воздушных целей. Пушка размещалась в башне, что позволяло вести круговой обстрел.
Хотя данная модификация не была принята на массовое производство из-за технических сложностей и необходимости дальнейших доработок, она сыграла важную роль в развитии танковой и зенитной артиллерии в Советском Союзе.
Т-26 образца 1938 года
Очередная попытка улучшить данную машину с учетом опыта предыдущих боевых действий. Была изменена башня с цилиндрической на коническую. Несмотря на остающуюся слабость защиты, были предприняты попытки улучшить бронирование для повышения выживаемости на поле боя. Также были улучшены характеристики двигателя и подвески для повышения подвижности и надежности.
Одна из проблем - отсутствия радиосвязи в некоторых танках, что ухудшало координацию действий танковых частей. К 1938 году стало очевидно, что Т-26 начинает устаревать по сравнению с зарубежными аналогами. Его недостаточная подвижность и слабое бронирование делали его легкой добычей для вражеских танков.
Т-26 образца 1939 года
Финальная основная серийная модификация танка. Усилили бронирование: повышение уровня защиты за счет требований по усилению бортовой брони до 30 мм цементированной брони или до 40 мм гомогенной брони в ответ на уроки Советско-финской войны. Также установлена улучшенная коническая башня и подбашенная коробка с наклонными стенками. Планировалась установка двигателя мощностью до 130 л.с., что улучшило бы подвижность и производительность танка. Увеличили запаса хода за счет размещения дополнительного топливного бака в моторном отделении.
Т-26РТ
Т-26РТ был модификацией легкого танка Т-26, разработанной в 1933 году. Основным отличием танка была установка радиостанции 71-ТК-1, что значительно улучшало коммуникацию на поле боя, особенно для командиров подразделений. Радиостанциями в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Как и другие модели того времени, Т-26РТ имел одну башню, в которой размещалось основное вооружение – 45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет ДТ.
ТУ-26
Танк управления ТУ-26 был частью группы телеуправляемых танков, разработанных в СССР. Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой образца 1932 года и пулеметом ДТ.
ТУ-26 использовался для управления группой телетанков, главным образом моделями ТТ-26, которые выполняли более сложные манёвры под дистанционным управлением. ТУ-26 мог управлять телетанками на расстоянии, выполняя такие команды, как пуск и остановка двигателя, изменение направления движения, огнеметание и постановка дымовых завес. Аппаратура телетанка обеспечивала надежную передачу команд на расстояние до 1000 метров, что позволяло эффективно координировать действия на поле боя.
ТТ-26 (телетанк)
Телетанк ТТ-26 был уникальной разработкой Советского Союза, представляя собой дистанционно управляемый легкий танк на базе Т-26. Телетанк был вооружен огнеметом и пулеметом ДТ, что позволяло ему выполнять задачи по огневой поддержке и уничтожению живой силы и техники противника. ТТ-26 управлялся дистанционно с помощью радиотелемеханической аппаратуры, что позволяло оператору направлять танк на расстоянии до 1000 метров. Это обеспечивало безопасность оператора и расширяло возможности применения танка в различных боевых условиях.
Телетанки использовались для выполнения опасных или сложных задач, таких как подрыв укреплений, установка мин и создание дымовых завес.
Т-26А с башней А-43
Т-26А с башней А-43 был опытным артиллерийским танком, разработка которого началась в 1932 году. Целью было установить орудие во вращающейся башне, аналогичной конструкции танков БТ-7А.
На танк была установлена башня А-43, в которой планировалось разместить 76-мм орудие системы Гарфорда образца 1910 года. Однако из-за большого отката орудия первоначальная идея оказалась неудачной. В результате было принято решение заменить орудие на более подходящее, выбрав 76-мм пушку КТ-28.
Таким образом, Т-26А с башней А-43 стал неудачным экспериментом из-за проблем с размещением орудия и последующих технических неполадок, что привело к прекращению его дальнейшего производства и развития.
Т-26А с башней КТ-26 или Т-26-4
Т-26А с башней КТ-26, также известный как Т-26-4, был опытным артиллерийским танком, разработанным на базе легкого танка Т-26. После неудачи с башней А-43, которая оказалась непригодной для установки мощного орудия из-за проблем с откатом, было решено создать новую модель с башней по типу КТ-26. Башня КТ-26 была более подходящей для установки мощного 76-мм орудия КТ и ПС-3. В башне также размещался 7,62-мм пулемет ДТ, что делало её тесной для эффективного использования.
Испытания артиллерийского танка не увенчались успехом: одна из машин была сильно повреждена. Во время испытаний одного из танков произошла авария: снаряд разорвался из-за бракованной гильзы. Это происшествие негативно повлияло на отношение к данной модели, и планировавшийся заказ на 50 машин был отменен.
Таким образом, Т-26А с башней КТ-26 (Т-26-4) не получил дальнейшего развития из-за технических проблем и аварии во время испытаний, что привело к прекращению его производства и забвению.
ХТ-26 (химический танк)
"Химическая" модификация танка Т-26. ХТ-26 был создан на базе двухбашенного Т-26 образца 1931 года. Левая башня была изъята, а на её месте располагался большой люк с откидной крышкой для доступа к огнемётной аппаратуре. Аппаратура состояла из резервуара для огнесмеси, отравляющего вещества или дымообразующей смеси.
В башне танка устанавливались огнемёт и пулемёт ДТ. Дальность огнеметания смеси мазута и керосина составляла 35 метров.
За период с 1932 по 1935 год было изготовлено 605 химических танков ХТ-26. К концу 1941 года большая часть ХТ-26 была потеряна, однако небольшое их количество ещё использовалось в боях на Юго-Западном, Южном и Крымском фронтах весной 1942 года.
ХТ-130 (огнеметный танк)
ХТ-130 — это советский огнемётный танк, разработанный на базе лёгкого танка Т-26 образца 1933 года. Танк был разработан в конструкторском бюро "Компрессор" и производился с 1936 по 1939 год на заводе №174 в Ленинграде. Всего было выпущено 401 единица.
Башня танка была смещена вправо, а слева установлены два резервуара общей ёмкостью 400 литров для огнесмеси. За один выстрел выбрасывалось 9 литров смеси керосина с мазутом на расстояние до 50 метров.
ХТ-130 активно использовались во время боёв на реке Халхин-Гол, где произвели фурор и заставили японцев бежать в ужасе. В Советско-финской войне участвовало 446 огнеметных танков моделей ХТ-26, ХТ-130 и ХТ-133, из которых противник подбил 118. К началу Великой Отечественной войны в строю насчитывалось 994 огнеметных танка всех типов, включая ХТ-130.
К концу 1941 года ХТ-130 практически не осталось. В феврале 1942 года на Южный и Крымский фронты перебросили 54 танка ХТ-130 и ХТ-133 из Ирана, но они были быстро уничтожены противником.
До наших дней сохранился лишь один оригинальный ХТ-130, который находится в Военно-историческом музее в Чите.
ХТ-133 (огнеметный танк)
Очередная "огнеметная" модификация танка Т-26, но на этот раз образца 1939 года. Серийное производство ХТ-133 осуществлялось на заводе №174 в Ленинграде: в 1939 году было выпущено 4 единицы, а в 1940 году — 265 единиц.
ХТ-133 активно использовались во время боёв на фронтах Великой Отечественной войны. Они применялись для выжигания противника, засевшего в укрытиях, однако часто атаковали без должной поддержки, что приводило к их потерям. Несколько единиц ХТ-133 пережили войну и участвовали в боях против японцев в августе 1945 года на Дальнем Востоке. До наших дней не сохранилось оригинальных экземпляров ХТ-133.
ХТ-134 (огнеметный танк)
Последняя модификация танков "огнеметного" семейства. Работы по его разработке велись в 1940 году, и в том же году было выпущено всего 2 экземпляра.
Брандспойт огнемёта был установлен в шаровой опоре слева от механика-водителя в верхнем переднем листе корпуса. Дальность огнеметания составляла до 50 метров.
Несмотря на то, что ХТ-134 не был запущен в серийное производство, он представлял собой значительный шаг вперёд по сравнению с предыдущими моделями огнемётных танков. Автобронетанковое управление посчитало более приоритетной модернизацию уже существующих огнемётных машин, что ограничило дальнейшее развитие и производство ХТ-134.
СT-26 (мостоукладчик)
Танк СТ-26, также известный как “Саперный Т-26”, был разработан для выполнения инженерных задач, таких как преодоление рвов и водных преград.
В феврале 1932 года группа конструкторов Военно-инженерной академии под руководством инженера Гутмана приступила к проектированию саперного танка. Первый образец СТ-26 был испытан летом того же года.
Основной особенностью СТ-26 был металлический колейный мост длиной 7 метров. Мост укладывался на препятствие с помощью троса и лебедки, установленной внутри танка, которая приводилась в движение от карданного вала двигателя.
В 1933 году все три варианта участвовали в маневрах в Тоцких лагерях, после чего было решено запустить в производство танк с тросовой системой как наиболее надежный и менее сложный. До конца 1933 года промышленность должна была дать армии 100 СТ-26, но производство шло медленно: в 1934 году армия получила 44 машины, а в 1935 году — еще 20.
По состоянию на 1 июня 1941 года в танковых частях Красной Армии имелось всего 57 СТ-26, распределенных по различным военным округам.
Т-26Т (артиллерийский тягач)
Советский артиллерийский тягач, разработанный на базе лёгкого танка Т-26. Весной 1932 года в КБ Ворошиловского завода были разработаны два проекта артиллерийских тягачей — один с брезентовым верхом, другой с бронированным (Т-26Т2). Оба проекта были запущены в серию в 1933 году.
Практически все машины были потеряны в первые недели войны, однако единичные тягачи прослужили до 1945 года.
Т-26Т2 (артиллерийский тягач)
Тот же самый тягач, что и предыдущий, но уже с бронированной крышей. На месте боевого отделения была установлена бронированная рубка с люками для экипажа. Экипаж при этом составлял всего два человека - механика-водителя и командира.
Первые серийные тягачи Т-26Т, включая Т-26Т2, были изготовлены в июле 1933 года. К концу декабря 1933 года было произведено 183 тягача, однако точное количество Т-26Т2 с бронированной рубкой неизвестно. Некоторые из первых серийных тягачей были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1933 года.
КТ-26 (колесный танк)
Опытная версия легкого колёсно-гусеничного танка сопровождения. В конце 1931 года заместитель начальника УММ РККА Лебедев предложил переоборудовать танк Т-26 на колёсно-гусеничный движитель. Работы над новым танком начались в 1932 году. Но первая попытка тестирования оказалась неудачной. К маю 1933 года была готова новая версия танка.
В ходе испытаний были обнаружены многочисленные ошибки в прочностном расчёте КПП и трансмиссии колёсного хода. В итоге танк не был принят на вооружение и не пошёл в серийное производство.
Таким образом, КТ-26 представлял собой экспериментальный проект, который, несмотря на свои интересные технические решения, не смог преодолеть все технические и эксплуатационные проблемы и не был запущен в серийное производство.
Серия статей "Советская довоенная техника":
МС-1 (Т-18) - Советский первенец
Т-26 - Самый массовый довоенный танк. Часть 1
Т-26 - Самый массовый довоенный танк. Часть 2
БТ - Советские быстроходные "Бэтэшки". Часть 1