Найти в Дзене
_Begel_

История Т-34. Часть 1 "Как зарождалась легенда"

Оглавление

Начнем с той техники, которая предшествовала созданию Т-34.

1. Т-29

В первой половине 1930-х годов в СССР разрабатывались несколько боевых машин, которые тем или иным способом повлияли на появление "тридцатьчетверки". Одним из таких являлся экспериментальный танк Т-29, созданный на базе среднего танка Т-28.

Экспериментальный танк Т-29, эталонный образец, 1937 год
Экспериментальный танк Т-29, эталонный образец, 1937 год

Разработка колесно-гусеничного танка началась в 1933 году. Т-29 представлял собой дальнейшее развитие танка БТ-2 и Т-28. Машина имела бронирование 17-20 тонн (в зависимости от бронирования), имела противопульную броню и была оснащена 76-мм орудием и пулеметами 7,62 и 12,7 мм. Мощность двигателя составляла 500 л.с., а максимальная скорость до 60 км/ч на гусеничном ходу и 80 км/ч на колесах. Экипаж составлял 4 человека.

Танк Т-29-4 на колёсном ходу, лето 1935 года
Танк Т-29-4 на колёсном ходу, лето 1935 года

В 1935 году танки Т-29 прошли множество испытаний, по итогу которых танк показал себя с лучшей стороны, в сравнении с Т-28, хотя был сложнее в производстве. Планировалось развернуть серийное производство в 1937 году, однако из-за ряда недостатков все же было решение отказаться от танка.

Согласно постановлению ГКО при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года, завод должен был переработать проект танка и разработать новый образец, с утолщёнными бронелистами из цементированной брони, установленными наклонно. Эта машина получила обозначение Т-29-Ц, которая была разработана в рекордные сроки.

Проект Т-29-Ц сильно отличался от базового Т-29. Была удлинена ходовая часть, также и увеличилась масса до 30 тонн. Бронирование составляло 30 мм и вооружалась машина 76-мм пушкой Л-10, пятью пулеметами ДТ и двумя пулеметами ДК. Экипаж составлял 6 человек.

Т-29-Ц получил одобрение военных, и к 1 июля 1938 года планировалось изготовить опытный образец, но осенью 1937 года все работы в этом направлении были неожиданно свёрнуты, а Кировский завод продолжил выпускать танки Т-28 в прежнем объёме. Причины этого не совсем понятны, но, по ряду данных, такое решение было связано с арестом Н. В. Цейца как «вредителя» в сентябре 1937 года.

Эскизный проект Т-29-Ц (предположительно так он должен был выглядеть, другого изображения не нашел)
Эскизный проект Т-29-Ц (предположительно так он должен был выглядеть, другого изображения не нашел)

2. БТ-СВ

В 1937 году на заводе № 48 под руководством изобретателя Цыганова Н.Ф. началась разработка танка с улучшенной броневой защитой на базе БТ-7. Изготовленная машина получила обозначение БТ-СВ-2 "Черепаха".

Колесно-гусеничный танк БТ-СВ, 1937 год
Колесно-гусеничный танк БТ-СВ, 1937 год

Основное отличие от БТ-7 - это конструкция бронекорпуса, листы которого располагались под большими углами наклона. Все верхние, нижние и угловые листы корпуса выполнялись съёмными и крепились с помощью болтов. Корпус БТ-СВ-2 изготавливался из обычных стальных листов толщиной 10-12 мм. Всего существовало два проекта бронирования: первый составлял 40-55 мм, защищавший от 45-мм снарядов на любой дистанции; второй же должен был защищать только от крупнокалиберных пулеметов и составлял всего 20-25 мм.

Колесно-гусеничный танк БТ-СВ, 1937 год
Колесно-гусеничный танк БТ-СВ, 1937 год

БТ-СВ-2 проходил испытания в конце 1937 и в начале 1938 года. В результате принцип бронирования, применённый на этой машине, был признан вполне приемлемым. Вместе с тем отмечалось, что ходовая часть танка БТ-7 при условии реального бронирования БТ-СВ-2 и возрастания массы последнего до 25 тонн слишком слаба. В итоге в начале 1938 года все работы по этой машине были прекращены.

3. БТ-20 (А-20) и А-20Г (А-32)

Учитывая боевой опыт в Испании, на харьковском заводе №183 в 1937 году начались работы над проектом БТ-20. Первоначально заводу ставилась задача создать современную замену БТ-7, отличающемуся новым сварным корпусом и двигателем, но оснащенным тем же вооружением. Под эти цели на предприятии было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил Адольф Дик. Технический проект БТ-20 был завершен с опозданием в полтора месяца, за что в 1937 году Дик получил десять лет лагерей.

Прототип БТ-20, 1938 год
Прототип БТ-20, 1938 год

Руководство проектом перешло Михаилу Кошкину, до этого участвовавшему в разработке Т-29 в Ленинграде, а затем - в модернизации БТ-7 в Харькове. В итоге завод №183 в 1938 году представил две модели колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-20Г (А-32).

БТ-20 (А-20) имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса составляла 10-20 мм, причём верхний лобовой лист располагался под углом 53°.

В сварной башне устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1932/38 годов (20-К), а так же спаренный пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Второй пулемет располагался в корпусе танка справа от люка механика-водителя.

А-20Г (А-32), 1939 год
А-20Г (А-32), 1939 год

После производства А-20, в 1939-м году завод начал проектирование его модификации под индексом А-20Г. В данном случае танк имел чисто гусеничный ход. Впоследствии танку присвоили индекс А-32.

В феврале 1939-го года на заседании комитета обороны решили изготовить опытные образцы А-32, хотя само военные в войсках желали видеть более легкий А-20. В итоге решили изготовить оба танка, по настоянию известного конструктора Кошкина.

В итоге своего существования танки А-20 и А-32 по большей степени были переходными, но они внесли весомый вклад в отечественное танкостроение.

Таким образом, я рассказал про технику, идеи и решения в которых поспособствовали появлению Т-34. Возможно, я что-то упустил или где-то ошибся. Предлагаю Вам написать об этом в комментариях. Это мой первый опыт в создании подобного контента. Большая часть материала взята с небезызвестного сайта Википедия.

Если появится желание поддержать меня, то ниже прикрепляю ссылку на DonationAlerts

donationalerts.com

Серия статей "Советская довоенная техника":

МС-1 (Т-18) - Советский первенец

Т-26 - Самый массовый довоенный танк. Часть 1

Т-26 - Самый массовый довоенный танк. Часть 2

БТ - Советские быстроходные "Бэтэшки". Часть 1

БТ - Советские быстроходные "Бэтэшки". Часть 2

Т-34 - Как зарождалась легенда. Часть 1