Начнем с той техники, которая предшествовала созданию Т-34.
1. Т-29
В первой половине 1930-х годов в СССР разрабатывались несколько боевых машин, которые тем или иным способом повлияли на появление "тридцатьчетверки". Одним из таких являлся экспериментальный танк Т-29, созданный на базе среднего танка Т-28.
Разработка колесно-гусеничного танка началась в 1933 году. Т-29 представлял собой дальнейшее развитие танка БТ-2 и Т-28. Машина имела бронирование 17-20 тонн (в зависимости от бронирования), имела противопульную броню и была оснащена 76-мм орудием и пулеметами 7,62 и 12,7 мм. Мощность двигателя составляла 500 л.с., а максимальная скорость до 60 км/ч на гусеничном ходу и 80 км/ч на колесах. Экипаж составлял 4 человека.
В 1935 году танки Т-29 прошли множество испытаний, по итогу которых танк показал себя с лучшей стороны, в сравнении с Т-28, хотя был сложнее в производстве. Планировалось развернуть серийное производство в 1937 году, однако из-за ряда недостатков все же было решение отказаться от танка.
Согласно постановлению ГКО при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года, завод должен был переработать проект танка и разработать новый образец, с утолщёнными бронелистами из цементированной брони, установленными наклонно. Эта машина получила обозначение Т-29-Ц, которая была разработана в рекордные сроки.
Проект Т-29-Ц сильно отличался от базового Т-29. Была удлинена ходовая часть, также и увеличилась масса до 30 тонн. Бронирование составляло 30 мм и вооружалась машина 76-мм пушкой Л-10, пятью пулеметами ДТ и двумя пулеметами ДК. Экипаж составлял 6 человек.
Т-29-Ц получил одобрение военных, и к 1 июля 1938 года планировалось изготовить опытный образец, но осенью 1937 года все работы в этом направлении были неожиданно свёрнуты, а Кировский завод продолжил выпускать танки Т-28 в прежнем объёме. Причины этого не совсем понятны, но, по ряду данных, такое решение было связано с арестом Н. В. Цейца как «вредителя» в сентябре 1937 года.
2. БТ-СВ
В 1937 году на заводе № 48 под руководством изобретателя Цыганова Н.Ф. началась разработка танка с улучшенной броневой защитой на базе БТ-7. Изготовленная машина получила обозначение БТ-СВ-2 "Черепаха".
Основное отличие от БТ-7 - это конструкция бронекорпуса, листы которого располагались под большими углами наклона. Все верхние, нижние и угловые листы корпуса выполнялись съёмными и крепились с помощью болтов. Корпус БТ-СВ-2 изготавливался из обычных стальных листов толщиной 10-12 мм. Всего существовало два проекта бронирования: первый составлял 40-55 мм, защищавший от 45-мм снарядов на любой дистанции; второй же должен был защищать только от крупнокалиберных пулеметов и составлял всего 20-25 мм.
БТ-СВ-2 проходил испытания в конце 1937 и в начале 1938 года. В результате принцип бронирования, применённый на этой машине, был признан вполне приемлемым. Вместе с тем отмечалось, что ходовая часть танка БТ-7 при условии реального бронирования БТ-СВ-2 и возрастания массы последнего до 25 тонн слишком слаба. В итоге в начале 1938 года все работы по этой машине были прекращены.
3. БТ-20 (А-20) и А-20Г (А-32)
Учитывая боевой опыт в Испании, на харьковском заводе №183 в 1937 году начались работы над проектом БТ-20. Первоначально заводу ставилась задача создать современную замену БТ-7, отличающемуся новым сварным корпусом и двигателем, но оснащенным тем же вооружением. Под эти цели на предприятии было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил Адольф Дик. Технический проект БТ-20 был завершен с опозданием в полтора месяца, за что в 1937 году Дик получил десять лет лагерей.
Руководство проектом перешло Михаилу Кошкину, до этого участвовавшему в разработке Т-29 в Ленинграде, а затем - в модернизации БТ-7 в Харькове. В итоге завод №183 в 1938 году представил две модели колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-20Г (А-32).
БТ-20 (А-20) имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса составляла 10-20 мм, причём верхний лобовой лист располагался под углом 53°.
В сварной башне устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1932/38 годов (20-К), а так же спаренный пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Второй пулемет располагался в корпусе танка справа от люка механика-водителя.
После производства А-20, в 1939-м году завод начал проектирование его модификации под индексом А-20Г. В данном случае танк имел чисто гусеничный ход. Впоследствии танку присвоили индекс А-32.
В феврале 1939-го года на заседании комитета обороны решили изготовить опытные образцы А-32, хотя само военные в войсках желали видеть более легкий А-20. В итоге решили изготовить оба танка, по настоянию известного конструктора Кошкина.
В итоге своего существования танки А-20 и А-32 по большей степени были переходными, но они внесли весомый вклад в отечественное танкостроение.
Таким образом, я рассказал про технику, идеи и решения в которых поспособствовали появлению Т-34. Возможно, я что-то упустил или где-то ошибся. Предлагаю Вам написать об этом в комментариях. Это мой первый опыт в создании подобного контента. Большая часть материала взята с небезызвестного сайта Википедия.
Если появится желание поддержать меня, то ниже прикрепляю ссылку на DonationAlerts
Серия статей "Советская довоенная техника":
МС-1 (Т-18) - Советский первенец
Т-26 - Самый массовый довоенный танк. Часть 1
Т-26 - Самый массовый довоенный танк. Часть 2
БТ - Советские быстроходные "Бэтэшки". Часть 1