Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Необычный керосиновый велосипедный фонарь в виде цилиндра, изготовленный в 1899-1900 годах.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию интересный и редкий керосиновый фонарь, изготовленный американской компанией Brass & Clock Co из Бристола – города в штате Род-Айленд. Фонарик изготовлен в 1899-1900 годах. От обычных велосипедных «керосинок» его отличает своеобразная цилиндрическая форма и компоновка. Если присмотреться, то становится понятным направление мысли конструктора – была взята классическая бытовая керосиновая лампа и заключена в кожух в виде цилиндра, на котором разместили крепление для фонарного крюка велосипеда и «грибок» вытяжки для горячего воздуха. Кожух обеспечивал защиту стеклянной колбы от ударов и служил корпусом для всей конструкции. Как у большинства американских керосиновых велосипедных ламп, крепление к велосипеду было жестким, в отличие от европейских, где использовался подпружиненный пантограф для смягчения тряски.

Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Для чистки и заправки лампы керосином она вынималась из кожуха, где фиксировалась крючком, похожим на дверной. ;-) У этого фонаря был один существенный недостаток – лампа давала рассеянный свет, освещая равномерно небольшое пространство перед велосипедистом. Большинство керосиновых фонарей того периода оснащалось рефлектором-отражателем, а многие имели еще и фокусирующую линзу, что позволяло освещать дорогу более эффективно и на большее расстояние. Несмотря на этот недостаток, фонари пользовались спросом и были довольно популярны. Стоимость фонаря на американском рынке составляла 1 доллар 25 центов.

Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Интересен факт, что компания Brass & Clock Co не была автором конструкции фонаря – она получила лицензию у фирмы Partridge & Edgar из Нью-Йорка, которая являлась держателем патента на эту конструкцию под названием «IC Bicycle Lantern». Кстати, именно это название отражено на передней части корпуса лампы. Патент на эту конструкцию был получен в 1897 году, а компания Partridge & Edgar была первоначальным изготовителем таких фонарей.

Как я уже рассказывал в предыдущих публикациях, в США в конце XIX- начале ХХ века изобретатели и компании, получавшие патенты на изобретения, имели льготы по налогообложению, так что быть держателем патента было не только престижно, но и выгодно. А если говорить о велосипедной индустрии в частности, то количество патентов в этой области, выданных в Америке, значительно превышает количество патентов, выданных в любой европейской стране.

Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Возвращаясь к «герою» публикации, т.е. фонарю «IC Bicycle Lantern», следует заметить, что он изготовлен из латуни и покрыт гальваническим никелем. Для своего более чем 120-летнего возраста фонарь сохранился очень неплохо – главное, что в целости и сохранности находится стеклянная колба! Она нестандартная и найти такую отдельно от фонаря в наше время практически невозможно.

Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Лампы «IC Bicycle Lantern» были популярны в основном в США; на европейский рынок поступали в относительно небольшом количестве, а сведений о продаже в Российской Империи мне найти не удалось вовсе. Экземпляр для коллекции Веломузея был приобретен на аукционе в США в начале 2000-х годов.

Посмотрите публикации, посвященные истории велосипедного освещения:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь  «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Керосиновый велосипедный фонарь «IC Bicycle Lantern», изготовленный американской компанией Brass & Clock Co в 1899-1900 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.