Найти в Дзене

Дипломная работа: "Социальная работа и реабилитация детей-инвалидов средствами арт-терапии".

Оглавление

Дипломная работа посвящена исследованию возможностей применения творческих методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в деятельности ГУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района». В работе рассматривается актуальность проблемы детской инвалидности в России, анализируется система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации детей с проблемами развития. Особое внимание уделяется изучению нетрадиционных воспитательных технологий, таких как декоративно-прикладное искусство, библиотерапия и арт-синтез терапия. На основе анализа опыта работы реабилитационного отделения комплексного центра оценивается эффективность применения творческих методов в процессе социальной адаптации детей-инвалидов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки и реализации специализированных реабилитационных программ.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

-2

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Детская инвалидность в России: сущность и содержание проблемы

1.2. Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития

1.3. Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ГУСО «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ПАЛЛАСОВСКОГО РАЙОНА

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ

3.1. Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

3.2. Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

3.3. Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема детской инвалидности в нашей стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.[31, 2]

Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% - дети с умственной отсталостью.[48, 29]

Несмотря на понимание актуальности проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов в России, ситуация в стране слишком медленно меняется к лучшему. Сказывается недостаток финансирования программ социально-педагогической поддержки, методов и средств реабилитации, разработанных с учетом потребностей и способностей детей с ограниченными возможностями в развитии.

В результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований. Разобщенность, ограниченный круг интересов, равнодушие определенных групп людей также не способствуют развитию в нашей стране социальной культуры, гарантирующей действительно равные права и возможности для детей-инвалидов, закрепленные федеральным законодательством.

Все это подчеркивает необходимость поиска путей разрешения проблемы не только формальных медицинского и сопроводительного, но и социального характера, причем на качественно новом уровне, с учетом передовых достижений российского и использованием зарубежного опыта.

Безусловно, в области социальной работы с населением, в частности по решению проблем самой уязвимой категории - детей, есть определенные сдвиги. Проведена большая работа по развитию института патронатной семьи, растет количество семейно-воспитательных групп. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации получают возможность расти не в приюте, пусть в неродной, но все-таки семье. В связи с этим, количество койко-мест в стационарах (детских домах, интернатах, и пр.) постоянно сокращается. Это учитывается при проведении оптимизации соцобъектов.[22, 31]

Работа по реабилитации детей-инвалидов в России проводится преимущественно в условиях детских восстановительных и реабилитационных центров, функционирующих на базе государственных центров социального обслуживания. Здесь с детьми работают врачи, психологи, педагоги, социальные работники - во взаимодействии друг с другом, с родителями. Оптимизация подходов к социальной реабилитации детей в подобных центрах, поиск необходимого сотрудничества, методической, ресурсной поддержки - важные задачи на пути к созданию оптимальных условий для полноценного развития детей-инвалидов в нашей стране, для их адаптации в жизненном и образовательном пространстве.

Все чаще интегративной основой, объединяющей усилия коррекционной педагогики и социальной работы с особыми детьми выступают методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе их воспитания и развития, поскольку экспериментально подтверждено его положительное влияние на данную категорию детей.

Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью реализует потребность педагогики и психологии в мягком и экологическом подходе к развитию личности ребенка.

Под терапией искусством мы подразумеваем лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением; предполагается также воспитание и адаптация детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть метода заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свои мысли, переживания в визуально-образной форме. При этом продукт творчества истолковывается, заключенные в нем переживания («личные смыслы») раскодируются, тем самым происходит их осмысление, осознание, обязательная вербализация и, как следствие, освобождение от травмирующего переживания. Сам же терапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

В нашей стране многие методы терапии творчеством начинают формироваться только сейчас. Ограниченное количество исследований по данной проблеме, недостаточное их освещение в научно-методической литературе, не дают возможности широкого практического применения данных методик в образовании и социальной работе, хотя потребность в этом становится все более очевидной. В этой связи особый интерес представляет работа Л.А. Казаковой «нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», представляющая собой методические рекомендации по основным технологиям творческой (и не только) терапии. Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией ее методов на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами в следующих направлениях: психологическом (Т.А. Добровольской, А.А. Дыскиным, С. Застроу, Ф.А. Колесником, Е.И. Максимчиковой, Н.Б. Шабалиной и др.); педагогическом (Н.А. Горбуновой, М.В. Коробовым, Л.Г. Лаптевым, Е.И. Охрименко и др.); социологическом (Д.Д. Войтеховым, М.М. Косичкиным, П.В. Романовым, Е.Р. Ярской-Семеновой, и др.); медицинском (Е.В. Земляновой, Ж.И. Войцеховской, Н.Ф. Дементьевой, В.А. Зетиковой, К.А. Каменковым, Т.Н. Кукушкиной, Ю, Князевым и др.); правовом (О.В. Максимовым; О.В. Михайловой, В.П. Лукиным и др.); профессионально-трудовом (Э.Л. Бычковой, Л.К. Ермиловой, А.А. Модестовым, П.В. Романовым, А.М. Лукьяненко, Э.В. Муравьевой, А.И. Осадчих и др.).

Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др. Проблема педагогического сопровождения социальной реабилитации исследовалась в работах Моисеевой Л.Г., Е.В. Тарановой, Е.Л. Казаковой, М.А. Галагузовой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и др.

Особая роль семьи в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями подчеркивается в работах В.Ф. Капитонова, С.А. Косовой, Е.Р. Ярской-Семеновой и др.

При выпускной квалификационной работы автором были использованы следующие методы: анализ литературы, статистический метод, интервьюирование, беседа.

Цель исследования выпускной квалификационной работы - изучение возможностей применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе ГУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района».

Цель исследования заключается в решении следующих задач:

- изучить сущность и содержание проблемы детской инвалидности в РФ;

- исследовать систему социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития;

- изучить нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

- провести анализ работы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» Палласовского района;

- охарактеризовать практику использования декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями;

- осветить основные вопросы библиотерапии в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

- оценить возможности арт-синтез терапии как комплекса реабилитационных воздействий.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются дети и подростки с ограниченными возможностями (инвалиды - по действующему законодательству Российской Федерации).

Предметом исследования выступает применение творческих методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе реабилитационного отделения ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района».

Эмпирическую базу исследования составил опыт работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в государственном учреждении социального обслуживания «Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района».

Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением представлений о возможностях современных методов терапии творческой деятельностью в социальной реабилитации детей-инвалидов. Собранный материал может использоваться при разработке специальных программ по социальной работе.

Глава 1. Дети и подростки с ограниченными возможностями и их реабилитация в современном обществе

1.1. Детская инвалидность в России: сущность и содержание проблемы

Состояние здоровья нации в перспективе определяется здоровьем детей. К основным показателям, характеризующим здоровье детского населения, относятся уровни заболеваемости, инвалидности и смертности. Уровень инвалидности детей в стране отражает не только состояние здоровья этой группы населения, но и положение детей в стране, уровень развития и эффективность деятельности государственных систем и негосударственных организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам, а также служб, ответственных за проведение политики по предупреждению инвалидности среди детей.

В бывшем СССР до 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».[39, 17]

Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.

Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.

В результате многие дети с ограниченными возможностями здоровья не получали статус детей-инвалидов и лишь по достижении возраста 16 лет признавались инвалидами. После прохождения врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.

С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Таблица 1

Расчетные значения контингентов детей-инвалидов в разных возрастных группах (на 10 тысяч соответствующего населения) [48, 34]

-3

В целом, в Российской Федерации наблюдается тенденция к медленному, но все же увеличению показателей общей детской инвалидности, что обусловливает важность государственных мер социальной защиты особых детей в целях оптимизации их интеграции в собщество, преодоления комплексов и ограничений, осознания себя личностями.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

1.3. Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практикоориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.

Термин «технология» появился в технических дисциплинах и обозначал совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Но уже с середины 1960-х годов наблюдается массовое внедрение технологий в педагогический процесс. Изначально технологический процесс в образовании имел место применительно к обучению, позже в середине 1980-х годов этот термин распространился и на технологии воспитания.

В настоящее время нет единого подхода к определению понятия «педагогическая технология», поэтому приведём несколько:

1) Процессуальный - способ построения педагогического процесса в определённой последовательности действий, позволяющих получить предполагаемый результат с наименьшими затратами.

2) Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения и воспитания.

3) Личностный - компонент педагогического мастерства учителя: умение спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую последовательность действий.

4) Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания. [32, 19]

5) Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачёв).[28, 25]

Таблица 3

Арт-терапия [21, 5]

-4

Таблица 4

Глинотерапия [21, 13]

-5

Существуют мнения, что индивидуальные особенности рисуночной деятельности являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств личности. В рисунке ребенок бессознательно предлагает тот вариант, который соответствует особенностям его персонального мира.

С этих позиций детский рисунок зарекомендовал себя для исследования личности ребенка. В практике используются так называемые рисуночные пробы «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек».

Таблица 7

Терапия театральным искусством [21, 30]

-6

3.3. Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий

Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, другими нарушениями. Кроме физических ограничений, у этих детей есть соответствующие, а также индивидуальные особенности психологичекого характера.

К примеру, у детей с синдромом Дауна наличие в клетках дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленнее развиваться и позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Таким малышам труднее учиться, и все же подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть и дружить со сверстниками, ходить в школу и заниматься спортом, словом делать то, что умеют делать другие дети.

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Часто утверждают, что они не способны испытывать настоящей привязанности, что они агрессивны или (по другой версии) всегда всем довольны. Между тем, во всех цивилизованных странах мира эти стереотипы были опровергнуты уже 2-3 десятка лет назад. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы. Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад и в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.

Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей?