Автомобильное наследие британского автопрома это не только дорогие Гран Туризмо вроде Aston Martin, Jaguar, Daimler SP250, Bristol и другой экзотики. Здесь отмечены лёгкие спортивные родстеры и купе, имевшие и имеющие сейчас множество поклонников во всём мире. Автомобили подобраны по ценовой категории , поэтому легендарных Lotus 7 или Triumph Spitfire здесь также не будет. Вот некоторые из них:
Austin-Healey 3000 (1959–1967)
Austin-Healey 3000, был представлен в конце 1959 года, как спортивный родстер с посадочной формулой 2+2; с 2912-кубовой рядной шестёркой мощностью 124 л.с. и максимальной скоростью около 183 км/ч. Его обтекаемый стальной кузов был разработан компанией Jensen Motors. В стандартную комплектацию автомобиля вошли дисковые тормоза Girling на передних колёсах, 4-ступенчатая коробка передач с овердрайвом, в качестве опций можно было заказать спицованные колёса, печку в салон, съемный жесткий верх и двухцветную окраску кузова. Автомобиль выпускался в трёх сериях и становился всё более мощным (148л.с.), роскошным и менее спортивным, ориентированным на рынок США. Но после введения там новых правил по безопасности в 1967 году выпуск был прекращён на отметке 17712 штук. Austin-Healey 3000 показал отличные результаты в гонках на выносливость в Себринге, Ле-Мане и Батерсте (Австралия), а так же в раллийных гонках.
Jensen-Healey Roadster, GT (1972-1976)
После того как выпуск успешного, но устаревшего Austin-Healey 3000 был прекращён, а сама фирма Austin-Healey вошла в состав корпорации British Leyland, производство нового родстера было возобновлено на мощностях компании Jensen Motors, производящей кузова для роскошных гран-туреров. Кузов Jensen-Healey Roadster спроектировал сам Хили (Healey), а другие узлы и агрегаты были взяты на стороне. Так алюминиевый 16-клапанный 2-литровый двигатель взят у Lotus, он развивал 140 л.с. и разгонял легкий родстер ло 195 км/ч. А еще несколько машин Jensen-Healey GT было выпущено в кузове Shooting Brake ( купе-универсал). Общий тираж составил около 10500 штук.
Sunbeam Alpine, Sunbeam Tiger (1959-1968)
Sunbeam Alpine, марка, принадлежащая Rootes Group. Как самостоятельная модель состоялась во втором поколении в 1959 году. Родстер выпускался с прицелом на США, поэтому дизайн несущего кузова напоминал масштабную копию Ford Thunderbird 1957 года с характерными плавниками сзади ( к 1964 году исчезли). Автомобиль выпускался до 1968 года, имел пять серий , объём двигателя увеличивался от 1,5 до 1,7 литра , а мощность с 78 до 93л.с. Гоночный Sunbeam Alpine с кузовом фастбэк-купе с кузовом из стеклопластика в 1961 году занял высокое второе место в своём классе в 24-х часах Ле-Мана, после чего фирма Thomas Harrington выпустила ограниченную серию из 384 таких купе под названием Sunbeam Harrington Le Mans. Другая модификация Sunbeam Alpine называлась Sunbeam Tiger - в честь одноимённого болида, устанавливавшего рекорды скорости в конце 20-х гг.
Имея тот же кузов, он был перепроектирован К. Шелби по примеру AC Cobra: под капот поместили 4.3-литровый Ford V8 на 165 л.с. или позже 4,7-литровый 200л.с., доработали подвеску и тормоза. Автомобиль имел успех в американском чемпионате SCCA в составе команда Shelby Team Tiger, а так же также прославился тем, что два года подряд держал рекорд скорости NHRA (дрэгрейсинг) на дистанции в четверть мили - 174 км/ч за 12.95 с. Дорожная версия хорошо продавалась в Америке, была почти в два раза дешевле Кобры и разошлась тиражом в 7083 ед.
Ginetta G4 (1961-1968, 1981-1984, с 1988 DARE)
Ginetta Cars Ltd.- британская компания-производитель гоночных и спортивных автомобилей, основана четырьмя братьями в1958 году и в настоящее время известна в автоспорте. Не будем углубляться во всю производственную линейку, а остановим внимание на одной из самых долговечных и успешных моделей — Ginetta G4. Это был очень простой автомобильчик двойного назначения, который подходил как для общественных дорог, так и для гоночных трасс. Он имел трубчатую конструкцию шасси, которую закрывал приземистый стеклопластиковый кузов с очень низким лобовым сопротивлением, интерьер почти отсутствовал. Автомобильчики были оснащены разными двигателями Ford от 1000 до 1650 куб. и разгонялись до 180 км/ч. До 1969 года было выпущено более 500 ед. с 1-й по 3-ю серию. А дальше случилось самое интересное: через 12 лет после окончания выпуска вышла четвёртая серия Джинетты 4 и выпускалась ещё 4 года. И это ещё не всё. В 1988 году компания была продана, но двое братьев- основателей Ginetta выкупили права на G4 и возобновили выпуск под названием Ginetta G4 DARE (Design And Research Engineering), максимально сохранив близость к оригиналу. Но это уже выходит за рамки статьи.
Triumph TR4, TR5(250), TR6 (1961-1976)
Triumph Motor Company ( не путать с мотоциклами) в 50-е годы освоила выпуск спортивных автомобилей, которые стали популярны на американском рынке. В 1961 году на замену устаревшему TR3 приходит TR4 с новым современным кузовом дизайна Дж. Микелотти в виде родстера с двумя видами съёмной крыши: цельнометаллическая (Hard Top) и наполовину открытая, типа тарга (Surrey Top). Кузов был основан на крестообразной отдельной раме, на которую устанавливали 2138 см3 рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 105 л.с. Вес машины составлял 990 кг, а максимальная скорость достигала 180 км/ч. В 1965 г. Triumph TR4 был оснащён независимой задней подвеской на продольных рычагах и пружинах, что послужило основанием для смены индекса на TR4A. Под влиянием гонки лошадиных сил в США в Англии вынуждены были на это реагировать и под капотом родстера появился 6-цилиндровый рядный двигатель с механическим впрыском топлива Lucas, объёмом 2498 см3 и мощностью 150 л.с. Модификация называлась TR5. Американская версия поставлялась с карбюраторами, была послабее и называлась TR250. Выпуск продолжался немногим больше года. В 1969 г. серию классических британских родстеров продолжил Triumph TR6. Он получил более современный кузов, разработанный немецким ателье Karmann. Он стал шире, имел больше пространства и больше возможных опций. По технической части изменений не было и разгонялся он как и TR5 до 190 км\ч. С 1969 по 1976 гг. компания построила 94619 ед. Триумфы, оправдывая своё название, имели множество спортивных достижений, перечислять которые здесь не предусмотрено
Lotus Elan (1962-1975г.)
Первый дорожный автомобиль, создававшийся без гоночных намерений- Lotus Elite был неудачный и убыточный с очень хрупким пластиковым монококом. Elan же представлял из себя родстер классической компоновки с легкой хребтовой рамой с подрамниками в виде рогаток и кузовом из стеклопластика. В 1962 году Lotus Elan S1 поступил в продажу как двухместный кабриолет, а в 1965 г. у него появилась версия купе. Кузов отличался прекрасной аэродинамикой, конструкция подвески и маленький вес в 640 кг обеспечивал непревзойдённую управляемость и это не фигура речи - кто управлял, например, Lotus Elise- тот в курсе. На первые экземпляры устанавливался 1,5-литровый двигатель Lotus TwinCam выведенный из 4-цилиндрового Ford Kent , потом объём увеличился до 1,6 литра, а мощность до 105 л.с. В дальнейшем модель неоднократно дорабатывалась: появились модификации S2, S3, Elan+2, S4 и в 1973 году финальный Sprint.К 1973 году мощность двигателя достигла 136 л.с. и при массе 695 кг разгон до 97км/ч по данным журнала Road & Track, занимал 6,6 сек , а максималка – 198 км/ч. Несмотря на то, что Lotus Elan создавался как чисто дорожный туристический автомобиль , возник запрос на гоночный вариант и в 1964 году вышел облегченный Lotus Elan 26R Competition Coupe с расширенными арками колёс, гоночными тормозами, подвеской и формульным 1,5литровым мотором Cosworth или BRM мощностью до 160 л.с. Все 97 экземпляров продали частникам, комплектом для самостоятельной сборки. По данным производителя за все время производства было выпущено 12 224 Lotus Elan всех модификаций.
MGB (1962-1980)
MGB (Morris Garages модель В) был типичным английским родстером 1960-х годов. Он не был самым быстрым, технически продвинутым, но почти за 20 лет был выбором более полумиллиона клиентов! После успеха на рынке родстера MGA (за 1955-1962г. более 100 тыс. проданных) в British Motor Corporation, куда входил MG и ещё куча брэндов, решили развить успех. Новый MGB сильно отличался от предшественника: несущий кузов увеличивал внутреннее пространство и багажник, новый 1,8-литровый двигатель теперь развивал 95л.с. и при массе около 900кг это обеспечивало хорошую динамику около 11 сек до сотни и дальше до 172 км/ч. Но самое крутое то, что на родстере появились дверные ручки с кнопками и поднимающиеся стёкла дверей(!)- раньше были петли из ткани и мягкие занавески от тента крыши. В 1965 году производственная линейка расширилась с выходом купе MGB GT, кузов в стиле фастбек от Pininfarina, давал больше места в салоне, можно было даже вместо задней полки заказать скамеечку для двух маленьких детей или одно сиденье, расположенное поперёк(!), видимо для ребёнка постарше. Весил такой на 70кг больше, имел динамику похуже, а управляемость получше, благодаря лучшему распределению веса и более жесткому кузову. С 1967 по 1969 год выпускали более мощную модификацию под названием MGC (родстер) и MGC GT (купе). Там стоял рядный 6-цилиндровый мотор объёмом 2,9 литра на 145л.с., по динамике он был не намного быстрее, зато считался тяжёлым и довольно неуклюжим, поэтому продавался плохо. Гораздо более успешная версия вышла в 1973 году – MGB GTV8- с компактным и лёгким 3.5-литровым Rover V8, мощностью 137 л.с. позволявшим разгоняться до 200 км/ч. Всего с 1962 по 1980 гг. было продано 523836 единиц MGB, включая модификации MGC и MGB GT V8. А ещё, поставив соответствующую галочку в прайс-листе, можно было заказать опцию, превращающую родстер в настоящий спортивный снаряд, облеченный, с усиленной подвеской и форсированным двигателем. Полная история участия MGB в гонках обширна и выходит за рамки этой статьи, но об одном уникальном достижении можно прочитать здесь:
Все картинки из просторов интернета!
И всё-таки пару слов о Lotus Seven.
Уже в момент своего выпуска он выглядел как жёсткое ретро: мотоциклетные передние крылья и фары, плоское лобовое стекло, ни окон ни дверей, крыши и багажника, запасное колесо привязано сзади. Но удачно спроектированная пространственная рама, обшитая алюминиевыми, а позже стеклопластиковыми панелями, придавала конструкции прочность и лёгкий вес – до 500кг. Его историческое наследие заключается в том, что более 150 фирм, фирмочек и прочих гаражистов выпускают реплики и копии «семёрки», хотя правообладатель один - Caterhem Cars. У нас тоже такие есть- «527 ShortCut». На дорогах они не легальны, зато гоняют в Российском кольцевом чемпионате, как спортпрототип, и в исторических гонках см: